Каким быть скверу?

В начале учебного года мы писали о старте студенческого конкурса на лучшую архитектурно-художественную концепцию благоустройства территории сквера Политехнического института СФУ. В марте итоги были подведены.

Имена победителей

1-е место заняла работа Екатерины БОХАН и Ивана ПОСЛОВИНА (студенты 4 курса ИАиД, гр. 10-51. Второе место — у проекта Ольги Бахмутовой и Анастасии КИСЕЛЁВОЙ (3 курс, гр. АФ 11-51). Третье место конкурса получила работа Елены АМОСОВОЙ и Карины ФАТЕЕВОЙ (4 курс, АФ 11-51). Четвёртое место у Ксении МИХАЙЛОВОЙ (4 курс, гр. АФ 08-12); пятое — Юлии ДОРОНИНОЙ (4 курс, гр. АФ 10-12).

Комментарий директора Института архитектуры и дизайна С.М. ГЕРАЩЕНКО:

— Вопреки ожиданиям, на конкурс было представлено только пять работ. Но это вовсе не умаляет их значимость и результаты. Программа конкурса была достаточно сложной в том плане, что на небольшой территории необходимо было организовать несколько тематически и функционально разных зон. С чем все участники конкурса справились.

В каждой работе можно найти очень интересные предложения по решению разных зон сквера. Кому-то больше удалась ландшафтная разработка, кто-то предложил оригинальное решение мемориальной зоны, кто-то придумал свои «фишки» в благоустройстве территории. Но всё это, по мнению жюри, сконцентрировалось в проекте-победителе. Если внимательно прочитать пояснительную записку к проекту Е. Бохан и И. Пословина, то становится понятна ИДЕЯ этого сквера и проекта в целом.

Из проектного решения работы-победителя

1. Террасированность.

Проанализировав территорию сквера, мы обнаружили, что рельеф повышается от учебных корпусов к общежитиям. И эту особенность в своём проекте мы ярко используем и преобразовываем. Большинство площадей представлены на террасах, что делает территорию сквера сложной и привлекательной. Около каждой лестницы устроен безопасный, удобный пандус для маломобильных групп населения.

2. Лучи времени.

Одной из целей проекта было совместить на территории сквера мемориалы и памятники, относящиеся к разным эпохам, а также установить боевую технику. Мы предлагаем не просто установить определённый памятник на место, выделенное в сквере, а создать целую систему площадок (лучей), посвящённых определённой тематике. Например: боевая техника устанавливается на платформы, которые находятся на разных уровнях (террасах), что делает это место интересным и подчеркиваёт каждую из военных единиц. О каждой боевой машине на платформе представлена краткая информация. Помимо военной техники, на террасах располагаются малые архитектурные формы (скамьи, фонари и т. д.). Мы назвали эту площадь «Военный луч».

Мы заметили, что даже сейчас сквером пользуются мамы с детьми, подростки — в качестве прогулочной зоны Это подвигло нас насытить территорию сквера детским игровым пространством — «Луч детства».

Он представляет собой террасированную площадку (для разных возрастов) с добавлением спортивной функции. Игровые элементы также необычны (например, насыпи, преобразованные в горку, или лазательную стену).

Изучив движение пешеходов, мы выделили основные пути. Аллея, проходящая от общежитий в сторону остановки, была выделена как основная. На ней мы предлагаем разместить мемориалы памяти сотрудников СФУ, участников Великой Отечественной войны, в виде арок, на обеих сторонах которой располагается информация о сотрудниках СФУ. Эту аллею мы назвали «Луч памяти». Через эту аллею возможно велосипедное движение. В ночное время суток мемориалы подсвечиваются.

Так как сквер располагается среди учебных корпусов, мы предлагаем площадь перед главным корпусом посвятить студентам — «Студенческий луч». Он представляет собой место для отдыха, общения и обучения студентов. На его территории мы размещаем тёплые павильоны круглогодичного использования, которые могут превратиться в навесы в тёплое время года (см. ниже). Помимо павильонов, площадь

насыщена современными малыми архитектурными формами (скамьями, вытекающими из лестничного марша, лёгкими навесами, фонарями и т.д. ).

И, наконец, самая главная и широкая аллея, которая соединяет все другие лучи вместе, стала «Лучом времени», вдоль которой высажены ели и установлен линейный фонтан. Напротив бурлящей воды у фонтана выделены места в виде карманов для спокойного времяпрепровождения. На пересечении двух главных аллей установлен памятник первому ректору Политехнического института В.Н. Борисову. Мемориал представляет собой невысокую (в человеческий рост) скульптуру, установленную на платформе.

Около главного корпуса института мы предлагаем установить памятник М.В. Ломоносову.

Помимо главных аллей в сквере проложены удобные второстепенные дорожки, позволяющие быстро перемещаться по всему скверу.

3. Павильоны-трансформеры, или навесы.

На площади для студентов предлагается установить тёплые стеклянные павильоны (холодный период) круглогодичного использования, которые легко можно превратить в навесы (тёплый период), с помощью раздвижных перегородок. В этих павильонах можно проводить лекции, делать домашнее задание или просто отдыхать. «Учёба на свежем воздухе», wi-fi-зона.

4. Зелёные насаждения.

Помимо существующих зелёных насаждений мы предлагаем добавить несколько новых видов растительности — яблоню и некоторые виды туй, чтобы разнообразить сквер красками и формами. Также возле лавочек и мест отдыха были добавлены красочные цветники с каменными композициями, которые разбавляют сплошную посадку и радуют глаз.

5. Принципы. 1) Комфортность. 2) Мобильность. 3) Многофункциональность. 4) Привлекательность. 5) Круглогодичность.

Комментарий первого проректора по экономике и развитию П.М. ВЧЕРАШНЕГО, председателя жюри конкурса:

— Начну с того, что техническое задание, которое мы поставили, было непростым, а вот уровень рассмотренных работ оказался высоким.

Каждое концептуальное решение имело свои особенности, и каждое достойно быть реализованным. Но в результате тайного голосования все 5 членов жюри, четверо из которых — профессиональные архитекторы, высший балл поставили проекту Е. Бохан и И. Пословина, который и стал первым. С точки зрения наших представлений о том, каким мы видим парк на второй площадке, он наиболее удачен.

Я не оговорился, сказав парк, а не сквер. Создание парка ложится в общую канву реконструкции второй площадки, которую мы видим именно так — как место, где будет приятно отдыхать не только студентам и преподавателям, но и жителям Студгородка. Это будет совсем другой уровень комфорта, благоустройства и эстетики.

Сейчас перед разработчиками стоят следующие задачи. Во-первых, экономически оценить проект. Во-вторых, учесть замечания комиссии, а именно — рассмотреть возможность внести в проект некоторые идеи и подходы из других работ, которые жалко было бы терять.

Что касается реализации — мы этого хотим. Возможно, будем осуществлять в несколько этапов.