Форум археологических расследований

До середины XX века старожилы Красноярска знали, что на Афонтовой горе велись ценные археологические изыскания, но к началу 90-х об этом уже никто, кроме самих историков и археологов не вспоминал. И когда, например, в краевом центре появилась негосударственная телекомпания со странным названием, горожане, видя на улице репортёров с фирменным логотипом, крутили пальцем у виска, мол, идея — нарочно не придумаешь: Афон — тово?!

Прошедшие в июле 2008 года в СМИ репортажи об очередной археологической находке на Афонтовой горе вновь всколыхнули интерес общественности к этому месту. Новость, что студенты-историки откопали в горе челюсть молодого мамонта и орудия труда из камня и кости, попала в федеральные и международные новостные ленты.

Очередным поводом вспомнить, что 130 лет назад, ещё в 1884 году краевед Иван САВЕНКОВ обнаружил на Афонтовой горе около Красноярска первые артефакты эпохи палеолита, а 100 лет назад под Ачинском были проведены первые раскопки памятников андроновской культуры, стала X Всероссийская (с международным участием) археолого-этнографическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных. В последние дни марта в СФУ «детективы прошлого» обсуждали современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии.

СПРАВКА
Одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии —андроновская культура. Её памятники расположены на обширной территории от Енисея на востоке и до Урала на западе. Первый памятник этой культуры был открыт директором Красноярского музея А.Я. ТУГАРИНОВЫМ в 1914 г. у с. Андроново близ г. Ачинска и поэтому в науке носит условное название андроновская.

Кандидат исторических наук, профессор СФУ Николай Поликарпович МАКАРОВ руководил на конференции секцией «Каменный век».

— Мы обсудили результаты изучения древнейших периодов и их составных частей, в том числе на территории нашего региона, скажем, в Северном Приангарье, в зоне затопления Богучанской ГЭС, — рассказывает учёный. — Наши же коллеги из Южной Кореи и Китая представили материалы своих исследований. На территории Китая, например, найдены одни из самых древнейших стоянок, возраст которых от полутора до двух миллионов лет. Мы предполагаем, что в Сибири человек появился значительно позднее, может быть, пришёл как раз из районов Китая и Монголии. Вокруг этого вопроса и особенностей развития древних культур Сибири в ходе конференции, в основном, и развернулись споры.

Надо понимать, что человек не жил постоянно в одном и том же месте. Он мог перемещаться, поскольку периодически наступали оледенения, другие катаклизмы. Знаете, насколько суровым было проживание в районе Красноярска в то время? Морозы достигали 70 градусов! Тем не менее люди здесь как-то существовали… Мы полагаем, что территория края заселялась примерно 200-300, а то и более тысяч лет назад, но всё нуждается в подтверждении новыми находками. Найдены древние стоянки, но есть и лакуны — белые пятна, которые заполняются в процессе свежих археологических исследований.

Секция «Музееведение и охрана культурного наследия» обошлась без международного участия, а жаль! Хотелось сравнить подходы разных стран к этому вопросу. Но зато удалось послушать, как, например, в черте Барнаула проводятся археологические исследования. В докладе студент­ки Алтайского госуниверситета Виолетты САЙБЕРТ было много любопытного. На археологические раскопки культурных слоёв в черте города в 2012 году власти региона выделили около 400 тысяч рублей. К слову, за весь период раскопок в Барнауле найдено около 3 тысяч предметов старины. Уникальной находкой является керамическая посуда, которая относится к первой половине 18 века, она сделана вручную и плохо обработана. Найденные в углах зданий монеты, датированные 1730 годом, закладывались при строительстве в качестве
оберега. В настоящее время решается вопрос о консервации и сохранении раскопок, чтобы в дальнейшем включить их в экспозицию музея. Власти Барнаула, стимулируя археологические исследования, делают ставку на повышение туристско-экскурсионного потенциала города.

Теперь о Красноярске. На территории нашего города расположено несколько десятков археологических памятников. Два года тому назад по заказу местной власти проведена работа по определению границ этих объектов. Выяснилось, что некоторые из них исчезли. Печально…

Тревожным было выступление кандидата исторических наук, сотрудника отдела археологии и этнографии Красноярского крае­ведческого музея Сергея Михайловича ФОКИНА:

— Всем известно, что в центре Красноярска есть гора Караульная, или Часовенная, на её вершине — часовня, а внизу, за рекой Качей, когда-то был острог Красный Яр. Но мало кто знает, что близ часовни раскопан средневековый могильник XIII-XIV веков, где местные племена хоронили знатных людей. Для средневековой истории Сибири этот памятник считается эталонным. Его коллекции хранятся в Эрмитаже, а у нас в краеведческом музее выставлены серебряные кубок и ковш. Так вот, рядом расположена трасса, на которой регулярно проходит мотокросс. И там, прямо на поверхности, были найдены древние изделия: железный нож, фрагменты керамики, каменные орудия. Конечно, спортом нужно заниматься, но можно ведь подыскать и другое место.

Сергей Михайлович сообщил также, что в 80-х годах высказывалась идея сделать стены подземного пешеходного перехода, ведущего через ул. Ленина к Институту искусств, стеклянными, чтобы все красноярцы и гости города могли видеть культурные слои с остатками сооружений старого Красноярска. Но время было перестроечное, поэтому стены просто забетонировали.

Судьба Афонтовой горы, на которой расположены памятники археологии федерального значения и где в настоящее время в авральном режиме идут раскопки из-за строительства нового автомобильного моста, волновала всех участников конференции. Что и говорить, открытие палеолита в глухой Сибири 130 лет назад стало русской сенсацией для всего мира! Даже в Музее естественной истории в Париже хранятся артефакты, которые привёз с раскопок на Афонтовой горе в 1896 году французский археолог Жозеф де Бай…

— Существует готовый проект, как с учётом ведущегося строительства всё-таки музеефицировать часть Афонтовой горы, — продолжает Сергей Фокин. — Но в ответ на это предложение чиновники говорят: вот если что-то сенсационное там найдёте…

— Примеров аврально-спасательных раскопок масса, — подтверждает Николай Макаров. — Если, допустим, во Франции могут запретить строительство или заставить обойти какой-то участок земли только потому, что там нашли редкого жучка-паучка, то у нас в похожем случае чиновники и строители только повертят пальцем у виска. Хозяйственники зачастую сознательно идут на нарушение закона — № 245-ФЗ. Такое было многократно. К примеру, стоянка палеолита Лиственка–Заречная на юго-западной окраине Дивногорска пострадала от владельцев автодрома, которые вели здесь несанкционированное строительство. Теперь на набережной Енисея планируют возвести храм, не беря во внимание, что частично будет затронута территория памятника археологии (малого Красноярского острога). То есть изначально и проектировщиков, и исполнителей ставят в положение преступников, которые будут нарушать действующее законодательство. Это не просто отсутствие археологической культуры, а именно КУЛЬТУРЫ в широком смысле у власть имущих.

И напоследок. Как прозвучало на конференции, проверка Генеральной прокуратуры РФ показала, что полномочия по обеспечению сохранности памятников, переданные регионам, практически не реализуются в 40 субъектах РФ. В год Россия теряет до 200 памятников истории и культуры. Поэтому у кого-то из делегатов даже родилась фантастическая идея: создать специальную силовую структуру, что-то вроде археологической полиции — для реальной, физической охраны артефактов.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы