Сюжеты одной стажировки

Хотя о своей двухмесячной стажировке в США профессор КУДАШОВ уже рассказал и на философском кафе, и на заседаниях кафедры, и аспирантам, и учёному совету Гуманитарного института — хочется донести информацию большему кругу лиц, ведь сама цель поездки: установить контакты и найти механизмы межвузовского обмена. Какие здесь удалось нащупать возможности? Слово — Вячеславу Ивановичу Кудашову, заведующему кафедрой философии Гуманитарного института СФУ.

— Российско-американская программа «Обмен социальным опытом и знаниями» (ОСОЗ) — это коллектив, состоящий из российских и американских экспертов гражданского общества и социальных предпринимателей, стремящихся к созданию позитивных изменений в жизни граждан обеих стран через конструктивный обмен идеями и передовым опытом. Именно эта программа финансировала поездку.

Участники программы разбиты по 12-ти тематическим направлениям: бизнес-этика, защита детства, развитие местных сообществ, образование и молодёжь, защита флоры и фауны, гендерное равенство, высшее образование, верховенство закона и общество, взаимодействие в работе медиа, миграция, здравоохранение и социальное предпринимательство.

Моя рабочая группа «Высшее образование» уделяет особое внимание формированию партнёрств путём создания профессиональных организаций, ассоциаций университетов и сервис-сетей. Поощряется сотрудничество университетов с местными сообществами для осуществления местных проектов. Стажёрам предоставляется большая свобода для проявления своей творческой инициативы, что в значительной степени усиливает личную ответственность за общее дело.

В. КУДАШОВ — второй слева

В. КУДАШОВ — второй слева

Принимающей организацией для меня стал государственный университет в Портленде, штат Орегон, где оказались весьма продвинутые образовательные программы, особенно в сфере русского языка и литературы, и очень квалифицированные преподаватели, а также заинтересованные в партнёрстве сотрудники администрации вузов.

Очень удачным началом стажировки стало участие в конференции «Американо-российские образовательные программы с двойным дипломом» в колледже Бард и глобальном центре Университета штата Нью-Йорк. На заседаниях и круглых столах этой представительной конференции выступили десятки сотрудников американских и российских университетов, имеющие достаточно продолжительный опыт партнёрских отношений.

Кроме того, наша группа за первую неделю работы успела ознакомиться с опытом совместной деятельности с российскими вузами в некоторых университетах Нью-Йорка и университета Джорджа Мэйсона штата Вирджиния. 1 февраля состоялось расширенное обсуждение проекта рабочей группы в виде подготовки пособия для развития партнёрства российских и американских университетов.

По прибытии в Портленд на специальном заседании я ознакомил с этим проектом преподавателей программы «Русский флагман» Портлендского государственного университета под руководством профессора Сандры ФРИЛС, директора российской программы факультета мировых языков и литературы. Портлендский госуниверситет является одним из четырёх американских вузов, участвующих в продвинутом изучении русского языка и культуры в рамках инновационной учебной программы «Русский флагман» (Russian Flagship), являющейся частью государственного образовательного проекта США — The Language Flagship. Американские студенты разных курсов и специальностей участвуют в этой программе, с большим интересом изучают русский язык, в том числе в продолжительных стажировках в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Что касается студентов из России, то их среди двух тысяч иностранных студентов Портлендского университета только семь.

Мне была предоставлена возможность выступить с публичной лекцией перед студентами Портлендского университета, изучающими русский язык, где я ответил на многочисленные вопросы о специфике и структуре высшего образования в России в целом и Сибирском федеральном университете в частности. Некоторые студенты проявили вполне конкретный интерес к возможности обучаться в СФУ и других российских вузах.

Весьма полезной для понимания некоторых проблем партнёрских отношений оказалась встреча с Дэвидом БРАНДТОМ из отдела международного сотрудничества, который подробно рассказал о специфике научных исследований в США и особенностях культурной адаптации. Считаю, что проблеме «культурного шока» пока не уделяют достаточно внимания в соответствующих подразделениях российских вузов, что чревато потенциальными трудностями у участников обменных программ с обеих сторон. Можно порекомендовать сотрудникам отдела международного сотрудничества СФУ использовать материалы американских исследований в этом вопросе.

Кевин РЕЙНОЛДЗ, проректор по бюджету, планированию и интернационализации Портлендского государственного университета, на нашей встрече подчеркнул, что их целью является создание интернационального кампуса., чтобы стать по-настоящему международным университетом, войдя в число 50 американских университетов с самым большим числом иностранных студентов.

Неоценимую пользу для установления международных контактов часто приносят именно иностранные сотрудники. Например, в Портленде два сотрудника из Турции подключили множество своих связей у себя на родине, подготовили программу встреч, и руководство Портлендского университета уже едет с визитом во множество турецких университетов.

Вообще с точки зрения стратегии развития — чем более интернационален состав факультета, тем устойчивее его международные связи. Партнёрство часто начинается на уровне «факультет-факультет». Ведь в большинстве случае уже есть какой-то задел, база, с которой можно начинать работать, когда люди уже занимаются исследованием одной проблемы. Если два человека заинтересованы в исследовании, они найдут друг друга, но это трудно организовать искусственно, невозможно «спустить сверху», «создав» сотрудничество между двумя университетами.

С точки зрения финансирования, партнёрские программы обычно оплачиваются из денег студентов, поэтому если два вуза работают вместе, и у них есть хорошие программы, — они привлекут больше студентов. В Портлендском университете есть студенты, получающие образование с русским языком в качестве иностранного. Кроме того, здесь много студентов из русскоязычных семей, ведь в штате Орегон большая русскоязычная община из выходцев бывшего СССР – более 100 000 человек. Мне удалось наладить контакты с некоторыми руководителями этой общины и даже принять участие в деятельности общественной школы русского языка, которую ведёт президент славянской ассоциации штата Орегон Галина Викторовна НЕКРАСОВА, бывший директор ленинградской средней школы.

23 февраля я принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных закрытию зимней мини-Олимпиады, которая объединила русскоязычных спортсменов штатов Орегон, Вашингтон, Айдахо, Нью-Йорк, Калифорния. Мероприятие открывал Президент Ассоциации славянских иммигрантов США Василий Васильевич СТУПИН, который рассказал много интересного о партнёрских программах. Особенно важной оказалась информация о существенном дефиците квалифицированных преподавателей русского языка и литературы, востребованных в школах русскоязычных организаций. Ситуация с образованием русскоязычных граждан США вообще непростая, что во многом связано с проблемой отличия аттестации в российской и американской системах образования. В своём часовом выступлении на местном русском радио и получасовом интервью на телестудии «Slavic Family TV» я подробно рассказал о проектах российско-американского партнёрства и ответил на вопросы слушателей об особенностях систем высшего образования в США и РФ.

Довольно познавательными были встречи в знаменитом РИД колледже Портленда с профессорами русского отделения Леной ЛЕНЧЕК, Евгением БЕРШТЕЙНОМ, а также директором международных программ доктором Полом ДЕЮНГОМ. Образовательные программы этого частного колледжа отличаются большой избирательностью, творческим характером и тесным сотрудничеством преподавателей и студентов. Для более углубленного изучения языковой среды на территории кампуса построены специальные дома — испанский, русский, немецкий, китайский, где желающие студенты проживают определенное время в ситуации полного инокультурного погружения.

Также я познакомился с работой отделения русского языка и литературы под руководством профессора Татьяны ОСИПОВИЧ в другом известном частном колледже штата Орегон – Льюиса и Кларка. Студенты, изучающие русский язык в этом вузе, выказали намерение продолжать своё знакомство с русской культурой, в том числе в качестве работы в совместных российско-американских предприятиях и в Государственном департаменте США.

11-16 марта при поддержке фонда программы ОСОЗ удалось осуществить командировку в некоторые университеты штата Калифорния. Терренс ГРЭМ, декан колледжа профессионального образования и исполнительный директор международных программ Университета штата Калифорния в Лонг Бич, и Шарон Олсон, директор программ зарубежного обучения, организовали встречу с профессорами этого университета, связанными с исследованиями российской проблематики. Участники встречи — Али Игмен, директор программ по истории, Ларри Мартинез, профессор департамента политических наук, Гарольд Шефски, профессор департамента романо-германских и русских языков и литературы, Хейди Чен, директор международных учебных программ – проявили искренний интерес к проектам расширения партнёрских программ между российскими и американскими вузами.

Нужно отметить, что Университет штата Калифорния в Лонг Бич выгодно отличается от многих других калифорнийских университетов уникальным сочетанием довольно престижных учебных программ, связанных, в том числе, с киноиндустрией Голливуда, и достаточно невысокой платой за подготовку на степень бакалавра, что может вызвать интерес у многих российских студентов. Терренс Грэм организовал для меня несколько встреч с директорами Международного отдела, отдела поступления и услуг для иностранных студентов, международного найма, обучения за рубежом, международных учебных программ, а также представил действующему Президенту Университета.

14 марта состоялась встреча с профессорами Калифорнийского Университета в Беркли: Викторией ФРЕДЭ, главным редактором журнала «Критика: исследования в российской и евразийской истории», Джеффри Пеннингтоном — директором Института славянских, восточноевропейских и евразийских исследований и Эдвардом Уолкером — исполнительным директором программы советских и постсоветских исследований в Беркли. Несмотря на высокую конкуренцию при поступлении в этот всемирно известный университет, для пытливых и работоспособных российских студентов существует вполне реальная возможность включиться в исследовательские программы университета Беркли с получением степени магистра и доктора философии.

Кэти КЕТЧЕСОН, директор службы институциональных исследований и планирования Портлендского государственного университета, на нашей встрече подробно рассказала о программе «Атланта», в которой принимал участие Портлендский госуниверситет вместе с Денверским, Ноттингемским и Болонским университетами. Это была программа обмена, в основном, связанная с урбанистикой. Мне удалось установить рабочие контакты между заведующей кафедрой градостроительства Института архитектуры и дизайна СФУ Ириной Валериевной КУКИНОЙ, на кафедре которой именно сейчас проводит исследование по градостроительству России конца ХХ века аспирант из США Марайа Тэйлор. Вместе с профессором Кукиной мы инициировали начало переговоров о программах обмена и двойных дипломов в сфере урбанистики, поскольку данная сфера достаточно развита в Портленде, где регулярно проводятся конференции ISUF (градоморфология) и IMCL (город, пригодный для жизни).

Неоценимую помощь в организации работы в Портленде мне всемерно оказывала Эрин УИКС-ЭРП, аспирант Колумбийского университета, имеющая богатый опыт российско-американского сотрудничества. С её помощью была организована рабочая встреча с профессорами колледжа городского планирования о возможности двойных дипломов между ПГУ и СФУ. Доктор Конни Одзава, директор этого колледжа в ПГУ, и доктор Си Адлер весьма заинтересовались потенциальным партнёрством с СФУ. Вместе с проректором по бюджету, планированию и интернационализации доктором Кевин Рейнольдсом, профессорами Стивеном Торном и Сандрой Фрилз мы начали обсуждение содержания и структуры учебных курсов. Сейчас видятся три возможные модели партнёрства в учебном процессе между ПГУ и СФУ: 1) учёба в течение 6 месяцев или 1 года на программах по выбору с получением сертификата партнерского вуза; 2) двойной диплом степень бакалавра (2 года в СФУ плюс 2 года в ПГУ); 3) двойной диплом степени магистра (3 года).

В Портлендском университете есть очень успешные программы в бизнесе и администрировании, в инженерных технологиях. Есть заинтересованность в программах для студентов и последипломном образовании, например, в области экологических исследований. Нужно создать соглашение, чтобы было предельно ясно, каковы ожидания сторон, как они будут реализованы, сколько и каких будет затрачено средств. Чтобы успешно сделать всё это, конечно, нужно много времени, денег, и самое главное, — увлечённых специалистов в университетах, по-настоящему активно делающих свою работу.

Существенно сокращают необходимость проводить долгое время за границей и, соответственно, расходы на обучение, разнообразные и быстро развивающиеся IT-технологии и формы виртуального обучения. Считаю, что наиболее перспективными являются смешанные учебные курсы, совмещающие очное и онлайн обучение, особенно в условиях государственных университетов, сталкивающихся с проблемами достаточного финансирования для отправки студентов в другую страну.

Студентам из России могут быть интересны различные формы краткосрочных стажировок в виде участия в работе летних школ, конференций, многочисленных языковых программ. Внимательное изучение сайта выбранного американского вуза крайне полезно и поможет предотвратить многие осложнения и трудности в процессе подготовки к обучению.

Учёба в университетах США отличается от процесса обучения в вузах России многими особенностями, среди которых нужно выделить две основные: 1) здесь меньше «академизма», студентов меньше «грузят» готовыми знаниями и больше поощряют к самостоятельной работе, учат находить ответы на поставленные вопросы, а не дают готовые ответы; 2) в университетах США несравнимо выше качество научных исследований, которые подкрепляются различными источниками финансирования. В России научные исследования такого уровня могут вестись только в НИИ РАН. В вузах США многие формы организационной работы переложены с профессоров на многочисленный вспомогательный персонал.

Стоимость обучения в США — одна из самых высоких в мире, что обусловлено не в последнюю очередь высокой конкуренцией за профессионалов — преподавателей и администраторов и огромными расходами на качество оборудования кампусов. Практически все необразовательные расходы (оплата жилья, питания, транспорта и покупка книг) также добавляют студентам и родителям дополнительные траты. Высокая стоимость высшего образования подчеркивает его престиж, хотя во многом компенсируется наличием грантов, займов, благотворительных организаций и др.

Американские вузы готовят людей для рыночной конкуренции, с этим связаны необходимость выбирать самому себе курсы, индивидуальный план, график занятий, отсутствие долговременных академических студенческих групп, партнёрские отношения с преподавателями, возможность переходить с факультета на факультет, переезжать из вуза в вуз — всё это нацелено на воспитание таких качеств, как самостоятельность, независимость, критичность, инициативность, умение конкурировать, способность к мобильности, смене образа жизни, профессии. Вузы готовят критически мыслящих инициативных индивидуалистов, из которых и состоит современное гражданское общество Америки.

Похожие материалы