В Италию по обмену как шанс познать себя

Мне посчастливилось выиграть конкурс стипендиальных грантов Eranet+ на обучение в магистратуре по программе «Medical Biotechnology».

Моя заявка была поддержана одним из старейших университетов Европы — Сиенским университетом Италии, основанным в 1240 году.

Просмотрев множество источников информации об особенностях вузовского обучения в Италии, изучив на сайте своего будущего университета список дисциплин, которые мне предстояло освоить, я морально подготовилась к тому, что учёба будет напряжённой, потребует много сил и времени, возможно, даже свободного.

С таким настроем в сентябре 2015 г. я и отправилась в Сиену.

Первое моё знакомство с университетом произвело неизгладимое впечатление — разрисованные фресками потолки, арки и массивные колонны, лепнина на стенах. В старом корпусе сразу ощущаешь особую атмосферу, словно переносишься на несколько веков назад, и ты — студент времён Боккаччо, Данте или Петрарки.

Внутренний двор старого университета

Внутренний двор старого университета

Однако после посещения лаборатории, в которой проходила часть занятий, я поняла, что старинный университет оснащён весьма продвинутым высокотехнологичным оборудованием. Среди множества новейших аппаратов я обнаружила и знакомые приборы, на которых мне уже довелось поработать в нашей Лаборатории биотехнологии и новых биоматериалов ИФБиБТ. К слову сказать, итальянские преподаватели оценили мою компетентность в работе с приборами, ведь, согласно их представлениям, в далёкой Сибири такое серьёзное научное направление, как биотехнология и биоинженерия, не особо развито. Так начались мои рабочие будни.

Современный корпус университета

Современный корпус университета

Учебные занятия, которые я посещала, были максимально насыщенными и интересными. Для чтения лекций университет приглашает профессоров, работающих в фармакологических компаниях и больничных центрах. Они рассказывали нам о том, что сейчас происходит на рынке лекарств, каким образом крупные компании решают проблемы с производством медикаментов и пр. Одновременно мы получали «из первых рук» представление о будущей сфере деятельности.

Эффект «погружённости в профессию» ещё более усиливался благодаря тому, что факультетское отделение располагалось в городской больнице Santa Maria alle Scotte. В таких условиях чувствуешь себя настоящим учёным, работа которого помогает реальным людям, находящимся всего лишь этажом ниже.

Ещё один новый и интересный опыт, который я получила в университете Сиены, — это лекции по скайпу. Лектор — ведущий научный сотрудник Бостонского центра вирусологии из своего кабинета рассказывал нам о специфике деятельности и об устройстве здания центра, где каждый этаж соответствует уровню биологической опасности различных групп вирусов. И всё это в режиме обычной лекции! Мы задавали вопросы профессору через Twitter со специальным хэштегом, после чего профессор их зачитывал и отвечал.

Среди особенностей обучения за рубежом отдельного внимания, на мой взгляд, заслуживает сессионный процесс. К примеру, в итальянском вузе отсутствуют зачёты, все предметы имеют статус экзаменов. В строго определённый срок нужно записаться на экзамен через онлайн-систему. Без предварительной записи студента попросту не допустят, и любые отговорки, вроде «извините, я забыл», «не успел», «деньги на интернете закончились», не сработают — будь добр записаться на пересдачу.

Музей университета Сиены

Музей университета Сиены

Сам процесс экзаменации также отличается от нашего. Такого любимого всеми студентами понятия, как «автомат», в Италии просто не существует. Вне зависимости от того, как студент учился в течение семестра, он должен сдавать все экзамены, которые могут быть как устными, так и письменными. Наибольшее волнение я испытывала перед устными экзаменами, так как возможности выбрать билет и подготовиться по нему тебе не дадут. Студент садится перед профессором, который может задать любой вопрос по лекционному курсу; отвечать на поставленный вопрос нужно сразу. Без психологической, языковой и, конечно, хорошей знаниевой подготовки устный экзамен сдать не получится. Свою первую сессию я запомнила как один большой стресс. Но, как говорится, ко всему можно привыкнуть, и летом я уже сдавала экзамены ничуть не хуже своих итальянских одногруппников.

Переносить волнения от учёбы помогала насыщенная студенческая жизнь, ведь Сиена — городок, в котором живёт и учится 20 тысяч студентов, а это почти половина городского населения. Для работы с иностранными студентами в университете создан специальный отдел, занимающийся организацией различных образовательных и развлекательных мероприятий. Весёлые тематические вечеринки, фестивали итальянского мороженого и шоколада, сиенские контрады, экскурсии в город Ромео и Джульетты — Верону, по знаменитым деревушкам Чинкве-Терре дают прекрасную возможность познакомиться с традициями и культурой страны, в которой тебе предстоит прожить целый год. Благодаря этим событиям у меня появилось много новых друзей из разных стран — Франции, Венгрии, Турции, Америки, Англии, Германии и др.

Кстати, об итальянской культуре. В международном отделе приезжий студент может получить специальную карту, дающую право на бесплатное посещение национальных музеев по всей Италии. Для нас, бедных студентов, эта карта стала настоящей находкой, её возможности мы неоднократно использовали, посетив множество близлежащих к Сиене культурных достопримечательностей.

Башня Torre del Magnia

Башня Torre del Magnia

Для того чтобы приехавшие в Сиену студенты смогли быстрее освоиться и начать учёбу, международный студенческий отдел запустил программу «Найди себе друга» («Buddy Programm»). Работает она следующим образом. До приезда в Сиену иностранный студент получает письмо со списком итальянских студентов, обучающихся на различных факультетах университета. Их анкеты содержат краткое резюме, а также информацию о языках, которыми они владеют, при этом английским — обязательно. Нужно просто выбрать понравившегося тебе студента и написать ему ответное письмо. Таким образом в незнакомой стране у тебя появляется первый друг, готовый подсказать нужную информацию и оказать помощь в случае необходимости. Так и я нашла своего первого друга. Ею стала итальянка Андреа, которая училась на курс старше меня. У неё я могла спросить обо всём: кто из преподавателей самый строгий, какие занятия наиболее трудные, в каком кафе города самая лучшая и дешёвая кухня, в каких магазинах я могу как студент просить скидку. Было бы здорово, если бы и в нашем университете появилась подобная программа. У приезжающих к нам на учёбу иностранцев она была бы востребована.

Сегодня, по прошествии времени, я готова подвести итоги этого удивительного года пребывания в Италии. А они следующие.

Обучение в чужой стране — задача не из лёгких, но если ты готов работать, очень часто на грани своих возможностей, то успех не заставит себя долго ждать.

Это хороший способ убедиться, что возможности профессионального, научного или карьерного продвижения сегодня огромны — нужно только сделать осознанный выбор и поставить для себя цель.

Это и прекрасная возможность познать себя — свои сильные и слабые стороны, развить в себе адаптивность и мобильность, которые просто необходимы современному человеку.

Но главным моим открытием стало осознание того факта, что самый лучший университет — мой родной, Сибирский федеральный! Чувствую большую благодарность к своим кураторам — начальнику отдела международных образовательных программ, заместителю директора ИФБиБТ Ирине Егоровне СУКОВАТОЙ, профессору базовой кафедры биотехнологии Светлане Владиславовне ПРУДНИКОВОЙ, специалисту отдела международных проектов и программ Юлии Васильевне ПАНЬКО, которые помогали согласовывать учебные планы, делать перезачёты сданных в другом университете предметов, оформлять сложные документы и решать все возникающие проблемы.

В общем, я очень рада, что мне выпал шанс принять участие в таком глобальном проекте, как Eranet+, и рассказать множеству людей со всей Европы о своём родном университете, о наших выдающихся учёных и их достижениях, о наших замечательных преподавателях и весёлых студентах.

P.S.

А через некоторое время после возвращения из университета Сиены мне пришло приглашение продолжить обучение по программе «Medical Biotechnology». Обязательным условием было прохождение экзаменации на зачис­ление. Экзамен я прошла, и вот с сентября 2016-го я снова студент Сиенского университета. Что и говорить, мир стремительно меняется, корректирует нашу жизнь и планы...

Яна ЯЦЕНКО, студентка магистратуры ИФБиБТ