Водные экосистемы

в ближайшем рассмотрении

Целую неделю на базе СФУ проходил XI съезд Гидробиологического общества при Российской академии наук. Самые именитые учёные-гидробиологи страны обсуждали в Красноярске свои основные достижения за последние пять лет.

Председательствовал на форуме академик РАН Александр АЛИМОВ (Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург). Вот уже несколько лет в качестве приглашённого профессора Александр Фёдорович читает лекции в СФУ. Решение провести съезд именно в Красноярске продиктовано тем, что здесь, на базе Сибирского федерального университета и Института биофизики СО РАН, существует признанная школа гидробиологов, и работы красноярских учёных привлекают внимание во всём мире. Достаточно назвать имена академиков Иосифа ГИТЕЛЬЗОНА и Андрея ДЕГЕРМЕНДЖИ, выступивших на съезде с пленарными лекциями.

Делегаты съезда обсуждали важнейшие проблемы современной гидробиологии: антропогенное воздействие на водоёмы, продукционную гидробиологию, динамику популяций и сообществ гидробионтов, влияние биологических инвазий на структуру и функционирование водных экосистем…

— Мы собрались обменяться мнениями, как работают речные, морские, озёрные экосистемы, — сказал академик Александр Алимов. — Лет 60 тому назад слово «экосистемы» почти не употреблялось, но было совершенно ясно, что надо добывать рыбу, кормить людей, нужно строить гидростанции. А какие могут быть последствия от этого? Например, люди используют удобрения, которые, поступая в водоём, качественно изменяют ситуацию.

И государство проявило заинтересованность к этим проблемам, было создано гидробиологическое общество. Какие задачи стоят перед нами сегодня? Нужно уметь теперь уже количественно, в цифрах, понимать, как функционируют водные экосистемы любого уровня…

На съезде прозвучал блестящий доклад Михаила ГЛАДЫШЕВА (Институт биофизики СО РАН, д.б.н., профессор СФУ), который популярно, на примере полиненасыщенных жирных кислот, объяснил проблемы, которые нас сегодня волнуют (людей нужно не просто накормить, а накормить полноценной пищей, — прим. автора), и привёл примеры, как можно попытаться их решить. В прошлом году мы выпустили книгу «Продукционная гидробиология». Она как раз посвящена тому, как можно решать проблему функционирования водных экосистем, учитывая всё, начиная от бактерий и заканчивая рыбой и человеком как заключительным звеном. В каждой экосистеме неимоверное количество связей. Изучить всё невозможно, но основные направления мы просто обязаны исследовать.

— Я была на предшествующих пяти съездах, — поделилась впечатлениями доктор биологических наук, заведующая кафедрой природообустройства и водопользования Института управления и территориального развития Казанского (Приволжского) федерального университета Нафиса МИНГАЗОВА. — Академическая наука сильно пострадала в своё время из-за распада Советского Союза. Общее количество членов гидробиологического общества снизилось за эти годы. Когда-то это было несколько тысяч, а сейчас — всего около тысячи учёных. Тем не менее, на мой взгляд, нынешний съезд удался. Все пленарные доклады очень интересны. Хорошо представлены труды учёных Красноярска, Санкт-Петербурга, Владивостока. Например, Виктор Всеволодович БОГАТОВ (член-корреспондент РАН, ДВО РАН) посвятил свой доклад животрепещущей теме — проблемам рек и речных экосистем в условиях изменения климата.

— А что представляла на съезде делегация КФУ?

— Наша кафедра заявила на съезд шесть докладов, из них три посвящены изучению биологического разнообразия Республики Абхазия, где у нас уже более 10 лет идут исследования. А три других доклада раскрывают тему экологической реабилитации водных объектов с разработкой экопарков. Это направление абсолютно новое для России. Мы рады, что оно наконец-то официально признано, потому что ещё 30 лет назад наши исследования никто не принимал всерьёз. Теперь всем стало понятно — если не включится наука, ценные водные объекты мы можем просто потерять.

Член-корреспондент РАН из Санкт-Петербурга Сергей ГОЛУБКОВ выступил на форуме с интереснейшей лекцией по продукционной гидробиологии. Зоологический институт РАН, где Сергей Михайлович заведует лабораторией, был родоначальником данной темы в мире и сейчас продолжает удерживать лидирующие позиции.

— Сергей Михайлович, что, по-вашему, изменилось в гидробиологии за последнее десятилетие?

— Если ещё 5-10 лет назад было совсем немного работ, посвящённых влиянию климатических изменений (вторая половина XX века прошла под эгидой разрушительного антропогенного влияния), то сейчас стали понимать, что изменения естественного фона тоже имеют огромное значение. Сейчас потепление отрицательно влияет на качество водных систем, и происходит это быстрее, чем предполагалось.

— В прошлом потепление происходило как-то иначе?

— Оно происходило постепенно, за более длительные периоды времени. Поэтому системы успевали подготовиться и адаптироваться. Исследования механизмов влияния климата на отдельные аспекты поведения систем, на их продуктивность, на качество воды — очень важны. Фундаментальная наука может многое дать для понимания того, что происходит с экосистемами в наше время.

— Все признают, что наиболее высокий стресс для экосистем — от антропогенного воздействия…

— Не только в этом дело. Приведу такой пример. Санкт-Петербург стоит на восточном краю Финского залива. Вокруг Балтийского моря расположены страны с высоким уровнем жизни, с очень внимательным отношением к окружающей среде, и они предпринимают существенные меры по оздоровлению этой среды. Но во многих случаях такого оздоровления не происходит. Палеолимнологические реконструкции надёжно показали, что в те периоды, когда было потепление, качество воды в Балтийском море ухудшалось — цвели токсичные виды цианобактерий (ещё 5 тысяч лет назад, когда никакого антропогенного влияния не было!). Потом наступило похолодание, и качество воды несколько улучшилось. Сейчас наблюдается аналогичная ситуация. Люди строят очистные сооружения, но и это не всегда приводит к желаемым результатам, потому что сама по себе система — это круговорот биогенных элементов, и она сама способна их трансформировать.

Существует и другая серьёзная проблема, о которой много говорилось на съезде — так называемые вселенцы. Незваные гости не обращают внимания на межгосударственные границы. В процессе глобализации количество транспортных путей и обмен между регионами за последние годы в десятки раз возрос. Интенсивно развивается судоходство, строятся всё новые порты, а значит, заносятся другие виды живых организмов из самых разных регионов. Если и раньше эта проблема существовала, то сейчас непрошеных гостей в десятки раз больше. Чего только к нам не попадает, в том числе из южных регионов! Из Каспия и бассейна Чёрного моря в Балтийское море занеслось много дрейссены — моллюска, который интенсивно заселяет многие пресноводные водоёмы. Он попал и в Северную Америку и вызвал ущерб, исчисляемый миллиардами долларов. В чём его вредоносность? Моллюски забивают водозаборные сооружения. На электростанции они прилепляются к агрегатам, устраивают плотные поселения — до двух-трёх килограммов на один квадратный метр. В результате пропускная способность водозабора может значительно уменьшиться.

В Балтику дрейссена вселилась давно, а в последнее время стала распространяться по всем районам. На Финском заливе вселенцы из других регионов сейчас доминируют. И в прибрежных видах, и в планктонах они вытесняют аборигенные виды.

Проблема в том, что они могут существенно влиять на состояние экосистем. Например, самый известный планктоноядный гребневик Mnemiopsis вселился в начале 80-х годов в Чёрное море, после чего вылов рыбы там сильно уменьшился, потому что желеобразный родственник медузы съел весь зоопланктон, и рыбам стало нечем питаться. После он наделал много бед на Каспии, а сейчас появился и в Балтийском море.

Методы борьбы? Ограничение заноса, обработка балластных вод судов. Есть и биологические способы. К примеру, подселение другого вселенца к «чужестранному организму». На Чёрном море так и получилось: вселился в начале 90-х годов другой гребневик Beroe, который питался только гребневиком мнемиопсисом. После этого пошло некое улучшение в экосистеме, рыбные запасы немного восстановились, но не до конца.
А вот как избавиться от той же дрейссены — пока не придумали…

Одним из самых титулованных гостей форума был академик РАН, заместитель директора Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова Юрий ДГЕБУАДЗЕ. Это известный российский биолог, работающий в области экологии, в том числе и водной, редактор нескольких академических журналов и один из крупнейших ихтиологов современности, проводивший исследования по всему миру, в том числе в опасных районах Эфиопии.

По словам Юрия Юлиановича, заведующего лабораторией экологии водных сообществ и инвазий, чужаки попадают и в пресноводные водоёмы. И не только Центральной России, хотя европейская часть страдает, конечно, сильнее. Есть вселенцы и в бассейне Оби, Енисея и даже в Амуре, несмотря на его богатую фауну. Как пояснил академик, только бассейн Лены относительно чист, потому что там нет водохранилищ, и отчасти из-за климата. По всему Енисею постоянно распространяется уроженец южного происхождения лещ (его специально много лет назад вселили в Братское водохранилище). Он питается организмами, живущими на дне, а это корм и для местных ценных видов рыб, для сибирского осетра, например. И осётр не может выдержать конкуренцию с лещом. К тому же из-за глобального потепления лещ стал проникать всё дальше на Север.

— У нашего института есть биостанция ближе к нижнему течению Енисея в Туруханском районе (посёлки Бор, Бахта), и замечено, что он туда продвигается, — подтвердил Юрий Юлианович.

Оценивая результаты форума, академик Дгебуадзе назвал его этапным: «Съезд показал существенный прорыв. Было представлено очень много интересных работ, определивших новые направления в части применения новых методик и лучшего понимания механизмов процессов, происходящих в водных экосистемах».

***
На съезде учёные-гидробиологи обозначили ряд интригующих загадок, «белых пятен», перспективных тем на стыке наук. Например, 90% стоимости всей аквакультуры — это стоимость корма; можно ли удешевить производство? Или ещё: как абсолютные вегетарианцы обходятся без соединений, которые наш организм не в состоянии синтезировать? К ним относятся и полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбе и водных беспозвоночных. Чтобы все гидробиологические кроссворды со временем разгадать, необходимо и современное оборудование, и молодёжь, которая пока что вяло идёт в науку (нет материальной заинтересованности). Однако время требует. На форуме отчётливо прозвучало, что именно океан, а не наземные системы производит полноценный качественный продукт для человечества в больших количествах.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы