«Сибирское медиапространство 2020»

С какими проблемами сталкиваются СМИ Красноярского края, Новосибирской или Томской областей? Есть ли общее информационное поле у разных регионов нашей страны? Что ждёт местные издания и телеканалы в ближайшем будущем? Эти вопросы и стали предметом обсуждения на первой междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Сибирское медиапространство 2020», которая прошла в СФУ 26-27 марта. Её организовала кафедра журналистики Института филологии и языковой коммуникации.

Вызовы

Обсудить вызовы, стоящие перед региональными СМИ, на конференцию приехали делегаты из Германии, Швеции, Москвы, Новосибирска, Томска, Красноярска и районов края. Партнёрами выступили Ассоциация телевещателей и телепроизводителей Красноярского края «Енисей-ТВ», германский фонд им. Фридриха Эберта.

Тон конференции задал доклад декана факультета журналистики Томского госуниверситета Юрия ЕРШОВА о понимании термина «медиапространство». По его мнению, медиапространства региональные всегда отличались от общероссийского. Его коллега из Новосибирска Ольга ЖУРАВЕЛЬ анализировала повестку дня областных СМИ. А гостья из Швеции Людмила ТУРНЕ призывала не ждать в ближайшем времени исчезновения локальных газет, остающихся для множества людей важным источником информации.

Выступает Л. Винская

Выступает Л. Винская

Профессор НИУ ВШЭ Анна КАЧКАЕВА рассказала о современных тенденциях в медиакоммуникациях. Одна из них — транс­медийность, когда один и тот же проект развивается на разных платформах, дополняющих друг друга. Например, с помощью мобильного приложения сериала «Молодёжка» зрители могут узнавать больше о персонажах или читать тексты SMS, которые герои посылают друг другу. По её словам, интернет-среда постепенно становится универсальной, ведь внутри неё возможно сочетать разные форматы, жанры, языки. Однако всё ещё сохраняется разрыв не только между разными поколениями, но и разными регионами страны.

Взгляд на Сибирь из-за рубежа представил в своём докладе корреспондент германской газеты «Die Zeit online» Йоханнес ФОСВИНХЕЛЬ. С одной стороны, отметил журналист, европейские читатели привыкли к стереотипам, а потому большой популярностью пользуются медиапроекты, в которых показан суровый и холодный регион. С другой стороны, журналист призывал рассказывать о сибирской науке, культуре, образовании, чтобы образ территории был цельным и разнообразным. Об этом в Европе знают очень мало.

Вторая часть дня была посвящена дискуссии на тему «Перспективы развития Сибири. Медиафакторы». В обсуждении будущего индустрии приняли участие руководители красноярских телеканалов, представители органов власти, члены Ассоциации телевещателей и телепроизводителей Красноярского края. Модераторами круглого стола (на фото внизу) выступили Анна Качкаева и Алексей КЛЕШКО, заместитель председателя Законодательного Собрания края. Участники затронули немало вопросов, волнующих региональные медиа: переход на цифровое вещание, падение доходов, борьба за внимание аудитории, отношения СМИ с властью и обществом.

Ответы

Второй день конференции был посвящён работе секций. Проблемы медиабизнеса, новые жанры и форматы, провинциальность и столичность СМИ, герой и язык медиатекста — темы выступлений охватывали очень широкий круг вопросов.

Заведующий кафедрой журналистики Кирилл ЗОРИН размышлял о журналистике будущего, которая, по всей видимости, уйдёт от регистрации фактов к выявлению глубинных смыслов и связей между событиями. Стажёр-исследователь из Высшей школы экономики Татьяна МИЦУК исследовала новый тип участников медиарынка — независимые цифровые издательства, создающие электронные книги для смартфонов и планшетов. Особенности менеджмента и работы с авторами были раскрыты на примере иркутского St. Appler Publishing.

Специфику и тематику телеканалов арк­тических регионов России, в том числе Норильска и Таймыра, изучил магистрант Высшей школы экономики Дмитрий ЩИПАНОВ. Северные города оживают, в них возвращаются высококвалифицированные специалисты, поэтому можно ожидать там и бурного развития СМИ, и притока рекламодателей.

В конференции участвовали не только профессионалы, но и начинающие исследователи. Как отметила руководитель одной из секций профессор Виктория ТАРМАЕВА: «Самые ценные исследования — это исследования наших студентов и магистрантов, потому что у них свежий взгляд и подход».

Кстати, студенты выступали не только с научными исследованиями, но и представляли свои проекты. Так, Мария ДЕМЕНТЬЕВА рассказала о создании интерактивной карты Красноярска, где будут собраны видеосюжеты о достопримечательностях города.

Слушатели

Слушатели

Комментарии участников

Юрий ЕРШОВ, декан факультета журналистики Томского государственного университета:

— У меня самые хорошие впечатления о Красноярске, о Сибирском федеральном университете, где я впервые был на конференции. На мой взгляд, организаторы выбрали очень интересные и перспективные понятия для названия конференции, и я пожелал бы с какой-то регулярностью проводить конференции с таким названием, так как оно интересно для всех региональных исследователей. Мне понравился междисциплинарный подход, который присутствовал на работе секции, и конференция подтвердила то, что она действительно научно-практическая. Многие журналисты, редакторы, медиаменеджеры откликнулись и посетили круглый стол, посвящённый проблемам медиапространства, — так не всегда бывает. Всё это подтверждает, что конференция попала в нерв времени, есть живой интерес. Мне понравилась сама атмосфера, ведь это было очень по-деловому — и в то же время демократично.

Татьяна МИЦУК, стажёр-исследователь ВШЭ:

— Так получилось, что за неделю это третья конференция, на которой я присутствую и выступаю с докладом. Поразил уровень организации мероприятия, сильные доклады, и с какой любовью это всё сделано.

Анастасия ТАЗМИНА, студентка 2 курса отделения журналистики СФУ:

— В первый день конференции перед нами выступали опытные и именитые люди, которые доходчиво и профессионально донесли новую информацию, кстати, весьма полезную. К примеру, выступление Юрия Михайловича Ершова меня весьма впечатлило. А ещё я никак не ожидала встретить такие темы, как геймификация или видеоигра в качестве коммуникативного жанра. Я и подумать не могла, что это, так или иначе, относится к СМИ.

Над материалом работали: Кристина АНДРЕСЮК, Маргарита ДЮБАНОВА, Дарья УСТЮЖАНИНА, Ангелина ЧЕРНЫХ

Похожие материалы