Перенести точку внимания из настоящего в будущее

Казалось бы, в условиях экономического кризиса и растущей неопределённости говорить о будущем (даже относительно ближайшем) — не самая хорошая идея. Особенно в такой стремительно трансформирующейся отрасли, как масс-меда. Но необходимость переносить точку внимания с настоящего в ближайшее будущее, на мой взгляд, уже давно назрела как у представителей медиа, так и у органов власти.

Участники круглого стола «Перспективы развития Сибири. Медиафакторы»

Участники круглого стола «Перспективы развития Сибири. Медиафакторы»

Профессор Высшей школы экономики Анна Григорьевна КАЧКАЕВА на конференции «Сибирское медиапространство 2020» полностью подтвердила необходимость этого разговора. На круглом столе «Перспективы развития Сибири. Медиафакторы» она обратила внимание на очевидный факт: практически все отрасли экономики сегодня занимаются форсайтом, но только не медиаиндустрия. Кстати, ранее приезжавший на встречу к нашим студентам редактор РИА «Новости» в приватной беседе отметил, что даже его весьма крупная медийная структура не планирует свою деятельность более чем на 2-3 года.

В сложившейся ситуации вузы вынуждены проявлять инициативу. Интерес вполне объясним: без понимания трендов и перспектив (пусть даже крайне общего понимания) на ближайшие 4-5 лет невозможно готовить тех выпускников, которые будут успешными в изменившихся условиях. Но ведь вопрос о том, каким будет медиапространство завтра, касается не только нас. Уже сегодня видно, что усиливается информационное неравенство, растёт разница в стилях медиапотребления. Как между людьми разного возраста, так и среди молодёжи, уже расколовшейся на «цифровую элиту» и «цифровых аутсайдеров». Это, в свою очередь, подрывает традиционную экономику СМИ, влияет на медиаполитическую систему.

Участники круглого стола «Перспективы развития Сибири. Медиафакторы»

Участники круглого стола «Перспективы развития Сибири. Медиафакторы»

Параллельно с этими процессами мы видим усиление гибридных войн (обязательно включающих войну в информационном пространстве), и здесь возникают ещё более сложные вопросы.

Например, как мы можем сохранить свой информационный суверенитет, оставаться более-менее консолидированным обществом, как избежать ситуации тотальной войны всех против всех. Ведь даже если она будет виртуальной, то есть будет идти в медиапространстве, она всё равно скажется на
обычной жизни людей.

Однако сегодня будущее (даже в пятилетней перспективе) не является актуальным для представителей медиаиндустрии. Специально для круглого стола наша кафедра при помощи коллег из Новосибирска, Томска провела экспертный онлайн-опрос специалистов медиасферы. В нём приняли участие 97 респондентов. Основной вывод: будущее не особенно актуально. Оно скорее тревожит, чем радует и пока складывается хаотично.

Именно поэтому основным результатом прошедшей конференции я считаю то, что мы поставили вопрос о перспективах развития медиаиндустрии и медиапространства, заставили хотя бы задуматься об этом и представителей СМИ, и представителей власти. А для выработки программы развития, безусловно, требуются дальнейшие мероприятия — конференции, круглые столы, семинары. И мы планируем проводить их в будущем.

Кирилл ЗОРИН, заведующий кафедрой журналистики

Похожие материалы