Учитель — специалист по ЧЕЛОВЕКУ

В апреле в Красноярске прошла XXII ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления». Наряду с Минобрнауки РФ и Красноярского края наш университет выступил организатором этого педагогического форума.

Начиная с 2014 года в Институте педагогики, психологии и социологии СФУ в рамках всероссийского эксперимента приступили к подготовке педагога нового типа для современной школы. Сейчас к учителю предъявляют очень высокие требования. Это и психолого-педагогическая подготовка, и наличие высокого общекультурного бэкграунда, и хорошо развитые коммуникативные компетентности (речь письменная и устная). Вместе с тем от профессионала требуется опыт деятельности в педагогической среде. Но откуда же ему взяться, если человек только получил диплом?

Каким образом вуз должен реализовывать свои программы, чтобы за четыре-пять лет учёбы будущий педагог накопил опыт самостоятельных практических действий? Как рационально организовать практику и интегрировать её в образовательный процесс? Какие продукты самостоятельной деятельности должны и могут появляться у студентов, и какие компетентности нужны профессорско-преподавательскому составу, чтобы рецензировать и анализировать эти продукты? Как готовить будущего педагога, который придёт в школу или дошкольные учреждения, живущие уже по новым федеральным государственным образовательным стандартам?

Доктор педагогических наук, руководитель образовательных программ Института детства МПГУ, заведующая кафедрой информационных технологий в образовании Елена Игоревна БУЛИН-СОКОЛОВА представила на конференции опыт Московского педагогического государственного университета по подготовке воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начального образования. Её выступление вызвало огромный интерес. С профессором побеседовал наш корреспондент.

— Елена Игоревна, почему об опыте МПГУ заговорили только сейчас? Когда произошёл качественный рывок в вашем вузе?

— Несколько событий были ключевыми. Два года назад у нас сменился ректор, и МПГУ возглавил Алексей Львович СЕМЁНОВ, доктор физико-математических наук, ранее руководивший Московским институтом открытого образования. Вместе Алексеем Львовичем пришла и новая команда. Я тоже включилась в работу. Раньше руководила Центром информационных технологий и образовательной среды Департамента образования г. Москвы, возглавляла кафедру развития начального образования в Московском институте повышения квалификации работников образования.

Наша организация отвечала за переход всех педагогов, работающих в начальной школе, на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Порядка 13,5 тысяч учителей прошли через наши курсы повышения квалификации. Мы выбрали новую форму подготовки — стажировку, и в разных округах Москвы в рамках эксперимента, которым я руководила, работали стажировочные площадки.
Считаю, что мы решили задачу успешно, ведь то, что удалось сделать московским учителям, не получилось сделать так массово ни в одном регионе.

— Институт детства МПГУ выступает сегодня неким гуру для педагогического сообщества, вы создаёте новые программы и пытаетесь их реализовывать…

— Мы понимаем, в чём состоит задача, имеем образ педагога будущего, но готового ответа на вопрос, как его вырастить, у нас тоже нет. А мир быстро меняется. Мы учимся на своих ошибках, на достижениях и ошибках наших коллег. Следим за тем, принимают или не принимают наши замыслы студенты, получается ли у них достичь результатов.

Преподаватели должны работать в информационной среде, без неё невозможно выстроить новую педагогику и добиться диалога со студентом. Освоить информационные технологии — это тоже учение, и в прошлом году более 600 преподавателей нашего университета прошли курсы повышения квалификации. Есть решение Учёного совета и приказ ректора о том, что все преподаватели должны сопровождать процесс обучения материалами в информационной среде, проверять там работы и т.д. Сейчас соответствующие пункты внесены в проект эффективного контракта, который будут подписывать наши преподаватели уже в этом году.

— Какие именно информационные технологии активно используют в вашем институте?

— Все наши преподаватели сопровождают свои дисциплины, курсы, модули, лекции, практические занятия материалами в информационной среде электронного обучения МПГУ. Это отличный от сайта ресурс — свободно-распространяемый продукт — инструментальная среда Moodle (продукт разрабатывает сообщество программистов, находящихся в разных странах мира).

Для справки: Moodle (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде — разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.

Эта среда позволяет формировать учебное содержание какого-то курса не только для студентов, но и для школьников, делить материал по темам, создавать презентацию, размещать ссылки, тексты — всё, что преподавателю нужно, с чем должны ознакомиться студенты. Не только наш университет, но и все школы московской системы образования подписаны на эту среду и в ней живут.

Большой командой преподавателей разных дисциплин мы конструируем сложный интегрированный междисциплинарный модуль. Важно, чтобы всё лежало в одном месте, и мы могли видеть задания коллег-преподавателей и то, что делают студенты, в том числе и находясь на практике. Большое количество видеоотчётов о каждом дне практики ребята выкладывают в свободный доступ. И преподаватели их оперативно проверяют и рецензируют. И сама работа, и рецензия, и новая версия исправленной работы — всё хранится в этой среде. У нас введена балльно-рейтинговая система, и студенту понятно, по каким критериям происходит оценка, сколько баллов нужно набрать по данному модулю, чтобы быть успешным, или получить «отлично» и не сдавать экзамен…

— Зарубежный опыт перенимаете?

— Всё время смотрим, что делают наши коллеги на западе. Взять, к примеру, встраивание образовательных учреждений в систему общего образования, в университеты; развитие педагогики, в которой лабораторный эксперимент является частью образовательного процесса. Сейчас мы перенимаем интересный опыт европейских стран (есть такая практика и в Китае) и создаём у себя, в стенах университета, детский сад, чтобы учить студентов дошкольного факультета и всех остальных.

Или взять программу «универсального бакалавриата». Полностью модель реализована только в двух вузах: в Санкт-Петербургском госуниверситете, на факультете свободных искусств и наук, возглавляемом Алексеем КУДРИНЫМ, и в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Пока что опыт такого бакалавриата применяется не на педагогических направлениях подготовки, но мы хотим его адаптировать в своих целях.

Нам кажется, что заложить базу для всесторонне развитой личности с критическим мышлением, с умением извлекать смыслы из устных и письменных текстов, с умением анализировать мысли других людей, с умением занять свою собственную позицию и цивилизованно отстоять её в споре – очень важная задача для педагогического вуза. Технологии, используемые в универсальном бакалавриате, как раз этому способствуют

Также нам стоит научиться в большей степени ориентироваться на запросы студентов, видеть, чувствовать, определять их возможности (то, что Лев Семёнович Выготский называл зоной ближайшего развития). Необходимо находиться внутри этой зоны, развивая ребят, а не предлагая делать то, что они совершенно не в состоянии выполнить; научиться выстраивать качественный диалог со студентом, а не просто приходить к нему с готовым знанием, как мы привыкли. Наши педагоги читают прекрасные лекции, но часто бывает, что эти лекции совершенно непонятны, и весь курс может оказаться неосвоенным большей частью студентов. Тогда приходится делать вид, что одни учили, а другие учились, а нам хочется этого избежать и делать по-другому.

— По поводу культурной образованности будущих учителей… На лекции вы сказали, что в МПГУ есть свой камерный оркестр…

— Этот оркестр живёт у нас уже год. Художественный руководитель коллектива Александр ХУРГИН, дирижёр и скрипач. Все музыканты очень интересные, инициативные люди, являются нашими штатными сотрудниками.

— Но в институте ведь есть музыкальный факультет, и там свои музыканты…

— И они тоже работают, но в меньшей мере (решают задачи подготовки учителей музыки). А оркестр направил свою энергию на повышение культурного уровня всех студентов. У нас проходят разные концерты, в частности, в большую перемену, несколько дней в неделю, на открытых площадках университета звучит настоящая классическая музыка. Мы мечтаем на следующий год вместе с этим оркестром сделать филармоническую программу выходного дня не только для наших студентов, но и для школьников. В самом большом корпусе кампуса МПГУ есть прекрасный концертный зал, а в нескольких шагах — студенческие общежития — очень удобно! По вечерам и в выходные дни студенты имеют возможность посещать тематические концерты.

Кроме оркестра у нас работает фольклорный коллектив. Профессиональные фольклористы не только ведут спецкурсы для филологов, но и для всех желающих. Тем не менее, хочется расширить круг культурных событий, поэтому в университете развиваем скульптурное направление, есть специальная лаборатория, занимающаяся организацией выставок художников совместно с департаментом Министерства культуры и другими организациями. Мы считаем, что всё вышеперечисленное очень важно.

— В докладе вы сказали, что многих студентов приходится доучивать русскому языку и образовывать музыкально. Какие ещё пробелы приходится ликвидировать?

— Многое… Если продолжать линию культуры, то конечно — умение держаться, владеть аудиторией, брать внимание, владеть голосом и т.д. Важно привить и навыки драматизации — чего в наших школах нет, а в западном образовании курс драмы в школе — в числе обязательных курсов по искусству.

Практика показала, что студенты, заканчивающие вуз, совершенно не умеют делать, казалось бы, простейшие и важные для культурного человека вещи. Они не в состоянии справиться с волнением, задыхаются, покрываются пятнами, нервничают, падают в обморок, плачут и т.д. Нужно что-то с этим делать! И мы включили в учебный план курс «Сценические практики», дающий студенту представление о возможностях его тела, голоса, прививающий навыки эффективного взаимодействия с аудиторией. Не обязательно повышать голос для того, чтобы взять, как говорят актёры, внимание…

— Почему вы отправляете студентов – будущих учителей начальных классов на практику в детские сады?

— Мы и будущих учителей старшей школы планируем туда отправлять, потому что растим не просто учителя, а специалиста для работы в образовательной сфере. Это могут быть и взрослые, и дети разного возраста из семей с разными традициями, этнокультурным бекграундом и т.д. Оказавшись в школе, наш выпускник будет видеть перед собой человека, который прожил до него какую-то жизнь, на него влияли самые разные обстоятельства, среда, люди…

Кстати, учителю старших классов тоже полезно понимать про дошкольное детство, про возраст начальной школы, иметь представление про все подростковые кризисы. И наши учителя начальной школы в конце пути заглянут в основную старшую школу.
Дети разные, и созревание происходит в разные моменты. Проявление бурной подростковости может начаться уже в начальной школе, и как с этим быть, и что с этим делать, учитель должен понимать. Кроме того, он должен быть специалистом по ЧЕЛОВЕКУ и знать про него как можно больше.

— Учитель ещё должен быть специалистом по учению…

— Само собой. Он должен не только уметь учить другого человека, в каком бы возрасте, состоянии, положении и месте он не оказался, но и сам обязан учиться. На том и стоим.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы