«Важно не сколько дней в твоей жизни, а сколько жизни в твоих днях…»

Считаные дни до юбилея. Предпраздничная суета. Только что директор Института педагогики, психологии и социологии СФУ Ольга СМОЛЯНИНОВА вернулась из отпуска: «Редко надолго уезжаю, а на этот раз даже устала от отдыха и от дорог: Германия, Италия северная и южная, Франция (остров Корсика). В Германии целый день провела в самом древнем городе Трир — его называют «Северным Римом»…».

Почему не я?

До четвёртого класса ученица Мотыгинской средней школы среди сверстников не выделялась, носила очки и сама себя считала некрасивой. «Когда в конце года вдруг услышала, что в классе пять отличников, а у меня три четвёрки, сразу подумала: почему я не могу учиться так же, как они?»

С детства активно занималась спортом — лёгкой атлетикой — побеждала в спринте, выше других прыгала (брала 1,25 м), а мечтала научиться хорошо танцевать (в особенности вальс и танго) и стать фигуристкой (соревнования по фигурному катанию часто транслировали по телевизору). Но ни то, ни другое не случилось.

Родители (папа-геолог, мама-химик) не были привязаны к месту, и дочь успела поучиться какое-то время в Красноярске, а школу заканчивала на Крайнем Севере, в посёлке Хатанга, где, по её словам, работал великолепный учитель математики. На уроке всегда было несколько вариантов заданий: для слабых, средних, сильных и очень сильных. «Каждый урок мы решали «свои» задачи: разные по степени сложности, по количеству. Каждый ученик работал в своём темпе». Когда настала пора определиться с будущей профессией, вариантов не было: физмат! И спустя годы убеждена, что отношение к предмету формируется через отношение к преподавателю: «Я не понимаю, как вообще нынешние абитуриенты подают заявления одновременно в пять мест на разные направления? Без чёткой цели невозможно совершить осознанный выбор».

Фундамент жизни

Вузовское прошлое до сих пор греет душу: Дни физика, КВН, капустники. Каждые выходные — поход на Столбы: привалы, палатки, песни у костра… Вместе с Исааком ФРУМИНЫМ — работа в школьном секторе с абитуриентами, а также в комитете комсомола рядом с энергичными и активными деятелями. Комитетом комсомола руководил Виктор БОЛОТОВ (в начале карьеры работал деканом ППФ КГУ, а в настоящее время является идеологом программы модернизации педагогического образования). Коллегой был, например, Василий МОРГУН — экс-депутат Законодательного Собрания края.

«Если сравнивать нынешнее время и мою юность, то в активных студенческих сообществах было престижно заниматься не только самодеятельностью, но и наукой», — говорит Ольга Георгиевна.

Физический факультет КГУ Ольга Смолянинова окончила с красным дипломом, но в дальнейшем хотела заниматься прикладной информатикой, компьютерным моделированием.

Зов педагогики

После окончания университета работала в альма-матер в лаборатории профессора Владимира КИРКО и преподавала программирование студентам. Потом перешла в пединститут и окончила курсы ВШЭ с правом преподавания экономики (знания позже очень пригодились ей как управленцу).

«В пединституте почувствовала: хочу работать с людьми — студентами, школьниками, хотя педагогическая профессия была не в фаворе. Нагрузка у меня за 1000 часов зашкаливала! С удовольствием каждый день по четыре ленты работала со студентами. Поняла: если любишь свой предмет, нельзя забывать, что перед тобой — живые люди, и каждого надо цеплять разными якорями — работать на результат».

Всегда мечтала в совершенстве владеть иностранными языками, поэтому много занималась самостоятельно и ходила на различные курсы. Помнит свою первую (после окончания университета) поездку по гранту IREX в Америку. «Я подала заявку на проект, суть которого — как быстро и качественно обучить взрослых людей компьютерной грамотности. Так называемый Office для «чайников». На двухнедельные занятия приходили люди, которые боялись поначалу дотрагиваться до клавиш, а уходили уверенными в себе».

Научная карьера

Кандидатская диссертация далась легко, а вот докторская отняла много сил и здоровья. Во-первых, новая работа — Смолянинова возглавила психолого-педагогический факультет КГУ. Во-вторых, тема диссертации оказалась ранее мало исследованной («Методическая система формирования информационной и коммуникативной компетенций будущего учителя на основе мультимедиа-технологий»), а научное сообщество — довольно консервативно. Совет РГПУ им. Герцена (г. Санкт-Петербург) был академический, с одной стороны, а с другой — состоял из представителей педагогической, психологической и технических наук. Защита («перекрёстный допрос») продолжалась более трёх часов.

Теперь О.Г. Смолянинова — автор более 200 работ в области педагогики, технологий электронного образования и методик продуктивного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве, известный учёный-практик по внедрению электронного портфолио в систему профессионального образования РФ. Член международной ассоциации электронного обучения IELA. Её работы широко известны за рубежом. Член-корреспондент РАО, Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

В настоящее время является руководителем проекта по заказу Минобрнауки РФ, посвящённого модернизации педагогического образования: подготовки учителей начальных классов.

Коллеги, ученики…

Все десять аспирантов Смоляниновой после защиты состоялись в профессии, работают в области информационных технологий образования.

«Одна из первых аспирантов Светлана МАКАРОВА — заместитель директора компании «Галактика» (фирма занимается распространением программного обеспечения, в том числе и в сфере образования). Денис ШИШКАНОВ (в своё время экстерном освоил год за два) живёт в Москве, занимается системным программированием. В столице работает и Тигран ШМИС. Вера КОРШУНОВА — заместитель директора ИППС по науке, а Елена МОШКИНА — и.о. декана факультета повышения квалификации преподавателей СФУ...

По плодам узнаете их

Сожалеет в жизни только об одном — быстро выросли дети, а она с головой была погружена в работу… Но есть и плюсы — выросли самостоятельными и увлечены работой не меньше мамы. Сын работает в Сколково. Дочь по образованию психолог, нашла себя в концертном бизнесе.

«Самостоятельность, ответственность и трудолюбие — те важные качества, которые мне удалось воспитать в своих детях. Но как любая мама, я люблю и горжусь ими. Мы объездили вместе весь край, полстраны и полмира. Совместный отдых с детьми был семейной традицией, и до сих пор остались очень яркие впечатления».

Если получается, то и сейчас она с детьми путешествует по миру. А с сыном катаются на горных лыжах в Альпах (там другие горы
и стокилометровые трассы). «Это самое золотое время… Я не помню, кто это сказал, но важно не сколько дней в твоей жизни, а сколько жизни в твоих днях…».

Книжная полка

В отпуске Ольга Георгиевна взахлёб читает и отечественную классику, и современных зарубежных авторов. Гордится, что в личную библиотеку удалось заполучить почти все книги Ромена ГАРИ, дважды лауреата Гонкуровской премии. Только что дочитала письма ВЫСОЦКОГО и его «Роман о девочках», узнала автора совершенно с другой стороны…

А дома лучше!

А дома лучше!

А вообще список её любимых авторов выглядит так: В. ПЕЛЕВИН, Ф. САГАН, Л. УЛИЦКАЯ, Б. ПАСТЕРНАК, Д. УИЛСОН, Д. РУБИНА, А. ГАВАЛЬДА, Ф. ТЮТЧЕВ, И. БРОДСКИЙ. Я. ВИШНЕВСКИЙ, А. КРИСТИ, СТРУГАЦКИЕ, Я. КОРЧАК, У. ФОЛКНЕР, А. ТОСС, Ф. ДОСТОЕВСКИЙ, И. ТУРГЕНЕВ.

А дома лучше

Из европейских стран ей больше всего нравятся Австрия и Италия. Но в Италии нет зимы. А она сибирячка: «Когда, например, в Германии зимой идёт дождь и серое небо, — у меня наступает депрессия. Сейчас вроде бы столько мест в мире, которые хотелось бы посмотреть, но когда попадаешь в какой-нибудь оазис у нас, в крае, понимаешь: боже мой, зачем куда-то ехать, когда рядом красота необыкновенная?.. Люблю отдыхать у себя на даче. Субботы и воскресенья вполне хватает, причём за два дня заряжаешься так, как за границей не получится и в течение двух недель».

В детстве с отцом Ольга облетала весь Крайний Север на вертолёте, а теперь мечтает увидеть Перу, побывать в Австралии, в Японии и… на Камчатке, где, по её словам, безумно красивая природа, совершенно иной мир, как на другой планете. Но есть черта, за которую не переступит: «Если мне завтра скажут: «Выбирай: работа — или жизнь в обеспеченной стране», никогда не соглашусь на второй вариант. Люблю Красноярск».

БЛИЦ

>> Её девичья фамилия МОЛОДЧЕНКО. Шутит: от слова «молодец», не иначе.

>> Навсегда запомнила «самый страшный позор» своей жизни: во втором классе написала слово «золотой» с двумя буквами «а» и долго плакала, получив двойку. Но строгая учительница вместо того, чтобы утешить, сказала: зато теперь ты никогда не совершишь эту ошибку.

>> В молодости увлекалась аппликацией, шила из разноцветных лоскутков панно.

>> На 4 курсе вышла замуж и свернула комсомольскую деятельность, потому что чётко понимала — нужно провести исследование, написать статью и защитить диплом на двух языках — русском и английском.

>> Языками увлечена до сих пор. К английскому и немецкому добавились итальянский и французский (пока на уровне туриста).

>> Убеждена в эффективности командной работы, нацеленной на будущее, на результат.

>> Уверена, что учиться нужно непрерывно.

>> Верит в силу святой воды из Успенского мужского монастыря под Красноярском (атмосфера там просветлённая и место сказочно красивое).

>> К вопросу о судьбе и знаках свыше. Однажды она не полетела на самолёте, который потерпел катастрофу (рейс из Норильска). Были и другие ситуации, когда не совершала поступки, которые могли довести до беды.

>> Самый главный рецепт молодости — хорошо высыпаться, а если не удаётся, то холодный душ и крепкий кофе.

>> Одежду покупает только в Европе.

>> Обожает итальянскую и французскую кухню, барбекю, разные соусы. Уверена, приготовление пищи — это как педагогика, наука и искусство, практика и вдохновение.

>> Предпочитает вести активный образ жизни. Летом — велосипед, зимой — лыжи. Ходьба — вместо автомобиля.

>> Десять лет назад встала на горные лыжи и теперь спуск по горным склонам и йога — главные увлечения в жизни.

>> С возрастом воспитала в себе «железную выносливость».

>> «Жизнь не полянка с цветочками, а очень тяжёлый труд. Но я счастливый человек».

Вера КИРИЧЕНКО