Английский 18+


По инициативе Университетского языкового центра ЮНИКО ТЕМПУС Института экономики, управления и природопользования СФУ с 21 по 23 октября в рамках международного проекта Темпус «Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни» прошла международная научно-практическая конференция. Её основным итогом помимо подписания договоров о сетевом сотрудничестве стал программный стратегический документ по устойчивому развитию сети университетских языковых центров ЮНИКО.

Немного предыстории. В структуре СФУ Университетский языковой центр ЮНИКО ТЕМПУС действует с 2014 года. Его цель — повышение уровня владения иностранными языками для формирования дополнительного профессионального потенциала и карьерных возможностей различных групп населения, а также личностного развития человека в течение всей жизни. В проекте участвуют 6 университетов Российской Федерации, в том числе вузы Томска, Новосибирска, Барнаула, Кемерова, Читы, три университета из Таджикистана и два из Киргизии. Деятельность центра предполагает применение передовых практик обучения, поэтому стратегическими зарубежными партнёрами проекта являются Университет Кордобы (Испания), Карлов университет в Праге и Институт образования Университетского колледжа Лондона, являющийся мировым лидером в области образовательных технологий. Представители этих университетов приняли участие в работе конференции наряду с российскими учёными, специалистами в области формального и неформального образования.

— Английский нужен не только для аспирантов и студентов университета, но и для города и края, — уверена директор Университетского языкового центра ЮНИКО ТЕМПУС Валентина КОНОНОВА. — В этом смысле СФУ выступает как социально ответственный субъект, предлагающий образовательные услуги в области иноязычного образования разным целевым группам. Когда мы готовили проектную заявку по программе Темпус, мы изучали данные последней переписи населения и увидели, что Сибирский федеральный округ значительно отстаёт по уровню знания языка от европейской части России, что послужило одним из важных факторов при описании цели заявляемой инициативы.

В рамках конференции прошло заседание круглого стола, в котором приняли участие представители бизнеса, политики, образования и люди, окончившие программы в рамках проекта во время первого пилотного набора, которые поделились личным опытом и результатами работы центров по языковой подготовке граждан.

Начальник отдела занятости населения по Октябрьскому району Красноярска Светлана КАРЕЛИНА рассказала об опыте обучения иностранному языку людей, находящихся в поисках работы (between jobs, как политкорректно называют их англичане). Эти люди не так давно получили сертификаты, которые смогут сослужить добрую службу при трудоустройстве. По информации Центра занятости населения г. Красноярска, потребность в специалистах, знающих иностранные языки, очевидна. «Помимо учителей (в основном английского языка) требуются работники со знанием китайского, корейского, что объясняется потребностью бизнеса, привлекающего сюда иностранную рабочую силу. Сейчас знание языка уже является одной из профессиональных компетенций во многих сферах, будь то дизайн, IT, строительство, архитектура, индустрия моды, журналистика, спорт или бизнес», — подчеркнула Светлана Александровна.

Другой участник круглого стола, проректор по инклюзивному образованию СФУ Юрий АЛЕКСАНДРОВ представил концепцию активного вовлечения в процесс иноязычного образования в течение жизни людей с ограниченными возможностями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — в прошлом году два человека с особыми потребностями прошли обучение в пилотных группах центра ЮНИКО ТЕМПУС, предстоит обсуждение совместных программ с Торгово-экономическим институтом, который накопил значительный опыт работы по инклюзивному образованию.

Участие в круглом столе принял и заместитель министра экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края Антон НАТАРОВ. Он привёл статистику, лишний раз подтверждающую актуальность обучения иностранным языкам. Красноярский край входит в топ-10 регионов России по внешнему товарообороту РФ. Отсюда очень высокий показатель экспорта-импорта. В 2015 году зарегистрировано более 800 участников внешнеэкономической деятельности, которые в ежедневном формате используют иностранные языки для своей работы.

За 9 месяцев 2015 года количество визитов иностранных делегаций в край составило порядка 60 (для сравнения: за весь 2014 год таких визитов было около 30).

Директор Центра карьеры СФУ Мария НАЗАРОВА напомнила, что СФУ держит курс на то, чтобы английский стал вторым языком для студентов. Она видит перспективы сотрудничества с Университетским языковым центром ЮНИКО ТЕМПУС в обучении специализированному английскому: «Сегодня есть работодатели, которые без знания английского языка не принимают на некоторые должности, например, такие предприятия, как «Росатом» или компания «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», «Шлюмберже». Студентов, которые изучают языки и выпускаются с этой компетенцией, становится с каждым годом больше. При этом дефицит сохраняется в знании специализированного английского инженерного, экономического и культурного направлений».

Министерство труда и социальной защиты РФ проводило опрос пожилых людей, в ходе которого было выявлено, что порядка 14% выходящих на пенсию граждан хотят учиться! Граждане третьего возраста стремятся получить новые навыки, повысить профессиональную квалификацию, хотят оставаться социально активными и получать новый импульс для личностного развития, в том числе изучая иностранные языки.

«Порядка 20 процентов жителей Красно­ярского края — граждане пожилого возраста. У них есть три проблемы, которые можно решать через непрерывное образование: одиночество после выхода на пенсию, плохое здоровье, отсутствие общения из-за смены социального статуса, — говорит Тамара МОТА, председатель общественного совета при Министерстве социальной политики Красноярского края. — У нас в краевом центре работают два проекта «Активное долголетие» и «Третий возраст». Пожилые люди — это обширная категория, требующая внимания правительства. Я считаю, что непрерывное образование может существенно улучшить качество жизни этих
людей».

Опытом обучения пенсионеров поделилась Надежда УСВЯТ, заведующая кафедрой иностранных языков экономического и юридического профилей Алтайского госуниверситета. «Наш университет является партнёром проекта Темпус, — рассказывает Надежда Даниловна. — Проект стартовал 1 декабря 2013 года. По условиям проекта мы должны бесплатно обучить иностранному языку 50-60 человек. Закупили оборудование, отвели специальную аудиторию. Первым шагом стало привлечение к данной программе лиц пенсионного возраста — это 50+ и 60+. Когда мы на это решились, испытывали некое опасение, ведь никогда раньше с такой категорией слушателей не работали. Особо даже не стали рекламировать программу, лишь сказали о наборе в группы своим знакомым и друзьям. Через три недели к нам стало поступать столько звонков, что вскоре пришлось прекратить приём заявок. В течение трёх месяцев продолжалась учёба. Нас поразила почти стопроцентная посещаемость занятий, причём некоторые слушатели курсов приезжали из близлежащих посёлков два раза в неделю. И даже после получения сертификатов эти люди продолжают общаться между собой. Сейчас планируем набирать группу лиц с ограниченными возможностями здоровья, но к этому надо подготовиться. В нашем университете сейчас активно вводится профессионально-инклюзивное обучение педагогов и повышение квалификации по этому направлению».

Довольны результатами обучения в Университетском языковом центре ЮНИКО ТЕМПУС и некоторые красноярские работодатели, имеющие иностранных партнёров.

«Мы разрабатываем проект экологического домостроения для энергоэффективного и безопасного для здоровья человека жилья. Нам важно изучить полезный мировой опыт и поделиться собственными разработками. После курса английского я смог детально разобраться в достижениях зарубежных коллег, исчез страх в общении с носителями языка. Теперь собираюсь поехать в Европу, посмотреть там аналогичные проекты, «сверить часы», — поделился Николай БЕРДЮГИН, руководитель проекта.

Иностранный язык — это не только коммуникация, это образ мышления, восприятие другой культуры общения и диалог культур.

«Думаю, английский язык станет предметом пристального изучения в свете подготовки к Универсиаде-2019. Язык нужен и спортсменам, и официантам, и водителям, и людям других профессий, — напомнил известный тренер, профессор СФУ Александр БЛИЗНЕВСКИЙ. — Опыт Казани показал, что волонтёры не очень хорошо знали английский язык, из-за чего возникали проблемы у гостей Универсиады». Среди пилотных групп в центре ЮНИКО ТЕМПУС СФУ прошла обучение и группа спортсменов и тренеров, и это начало большой работы на три года вперёд.

Знание иностранного языка сотрудниками работодатели поощряют материально. Например, в муниципальном учреждении культуры Красноярска — музее-усадьбе Сурикова в приложении к коллективному договору сказано, что человек, применяющий в работе иностранный язык, получает доплату к окладу. Об этом сообщила младший научный сотрудник музея-усадьбы В.И. Сурикова, участник пилотной группы «Английский язык для аспирантов» Ольга КАЗАКЕВИЧ, которая поделилась и своими историями успеха как участница ряда международных проектов.

Ассистент кафедры биофизики, инженер-исследователь Олег СУТОРМИН не допускает мысли, чтобы его статьи для научных журналов переводил переводчик, и не упустил возможности пройти дополнительное обучение в пилотной группе по проекту Темпус.

«Одна из целей нашего проекта Темпус — создать сеть университетских языковых центров на территории Сибирского федерального округа, Таджикистана и Киргизии, которые предоставят качественное образование, будут востребованы и смогут продолжить свою эффективную работу и после завершения проекта. Прошедшая конференция и круглый стол дают основания надеяться на устойчивое развитие и дальнейшее плодотворное сотрудничество с нашими партнёрами и всеми заинтересованными сторонами», — отметила Вероника ОБИДИНА, руководитель проекта Темпус в СФУ.

Соб. инф.