Очевидности и открытия


«Красноярск-2019: проектируем будущее» — это название XI Красноярского городского форума заранее намекало догадливым, что значительная, если не главная его часть, будет посвящена 29-й Всемирной зимней Универсиаде, которая пройдёт в Красноярске в 2019-м году.

И действительно — главным итогом форума стало принятие Общественного регламента Столицы Универсиады, а главной обсуждаемой проблемой — транспортная: несмотря на введённый в эксплуатацию четвёртый мост, она продолжает тормозить развитие города.

Но сегодня мы предлагаем вам другой, возможно, достаточно частный сюжет. На заседании экспертного клуба «Бренды Красноярска» в молодёжном творческом бизнес-центре «Пилот» в рамках форума проходило обсуждение дизайн-концепции бренда Красноярска, представленной выпускницей Института архитектуры и дизайна СФУ Маргаритой СТАСЕВИЧ. И надо сказать, для кого-то из горожан эта концепция стала отправной точкой раздумий о том, каким, действительно, мы представим наш город гостям Универсиады. Во всяком случае журналист Андрей КУЗНЕЦОВ увидел в концепции Маргариты немало глубоких смыслов.

Впервые об этой концепции в СМИ заговорили в сентябре, когда Маргарита представила свою инициативную разработку мэру Эдхаму АКБУЛАТОВУ. Тогда, как и на городском форуме, все вопросы и претензии сводились преимущественно к цвету — почему красный? И к шрифтам — слишком аляповатая.

Но какой смысл спорить об «упаковке» бренда, если самого бренда пока нет. Ведь что такое бренд?

«Бренд — это более чем реклама или маркетинг. Это всё, что приходит в голову человеку относительно продукта, когда он видит его логотип или слышит название». (Дэвид д’Алессандро. «Войны брендов»).

Что же приходит в голову человеку сейчас, когда он слышит слово «Красноярск»? Вопрос не праздный в преддверии Универсиады-2019.

— Красноярск — динамично меняющийся город. Копилка его «уникальностей» постоянно пополняется, — сказал глава города Эдхам Акбулатов. — За последние годы у нас появился Сибирский федеральный университет, уникальное общественное пространство — остров Татышев, мы открыли новый мост через Енисей. Безусловно, визитной карточкой Красноярска станет Универсиада-2019. Я считаю, что в работе над брендом необходимо, сохраняя историю, тем не менее ориентироваться на динамику, на постоянное развитие и многогранный рост города. Бренд города должен быть не архаичным, не статичным, а динамичным, то есть ориентированным на будущее.

И вот здесь можно снова вернуться к работе Маргариты Стасевич. Споря о цвете, графике, шрифтах, большая часть аудитории не заметила «содержимого» — образа, который органично включает в себя и то, что мы есть, и то, что о нас думают, и то, какими мы хотим стать. Есть подозрение, что Маргарита и сама полностью не осознала, что слоган «Сердце Сибири» — это главная находка в работе, поскольку задвинула его в 4-й раздел презентации «Сегменты фирменного стиля». А между тем это образ, не подвластный течению времени, способный консолидировать разные идеи, сообщества, мнения. Кстати, архитектор Алексей МЯКОТА в ходе дискуссии несколько раз подчеркнул: Красноярску нужен не только бренд города, но и городские бренды, а это вовсе не одно и то же.

Часовня Параскевы Пятницы — красноярский бренд? Безусловно! Команда по хоккею с мячом «Енисей» или регбийные «Красный Яр» и «Енисей-СТМ» — красноярский бренд? Ещё бы! А Василий Суриков, а Виктор Астафьев?.. Даже нелюбимый многими КрАЗ — тоже красноярский бренд. Но ни каждый из них в отдельности, ни все они вместе не могут быть брендом такого разного миллионного Красноярска. А «Сердце Сибири» может!

«Сердце Сибири» — это спортивные рекорды и массовые мероприятия красноярцев. Это переплетение воздушных, автомобильных, железнодорожных и водных магистралей, которому нет аналогов в Сибири. Это энергия и прорывы в космос. Это историческая память и архитектура. «Сердце Сибири» не бывает архаичным или, наоборот, слишком модерновым — оно есть, пока есть жизнь, а жизнь есть, пока бьётся это сердце.

Кстати, «Сердце Сибири» сразу снимает вопрос о цветовой гамме дизайнерских решений Маргариты Стасевич, поскольку сердце по определению не бывает зелёным или синим… Можно спорить об оттенках — я бы предпочёл кирпично-красный. Немалая часть архитектуры, гор и откосов в Красноярске как раз такого цвета.

Некоторых в дизайн-концепте выпускницы СФУ смущает возможная ассоциация сердца с пресловутыми «валентинками» и «I♥NY». А чем плохо, если надпись «♥ Siberia» будет означать не только «Сердце Сибири», но и «Люблю Сибирь»?

И ещё… Мне думается, в продвижении бренда нужно перевернуть акценты. Не «Красноярск — сердце Сибири» (это претензия реально существующего города НАЗВАТЬ себя так, да и шутникам сразу придёт в голову вопрос: «А кто же тогда желудок Сибири или её пятка?»), а «Сердце Сибири — Красноярск». Такой вариант утверждает это самое сердце как данность, не подлежащую сомнению, и Красноярск в этом слогане — открытие в духе первопроходцев, ответ на загадку: где же бьётся это большое сердце легендарной Сибири?

Именно «Сердце Сибири» стало для меня главным открытием XI Красноярского городского форума, который, увы, остаётся слишком закрытой для большинства красноярцев площадкой. Ни интернет-трансляций, ни записей, доступных широкому кругу горожан, мне уже после форума найти не удалось. Получается — нужно там присутствовать явочным порядком. Ведь на ежегодных городских форумах бывает реально интересно.

Андрей КУЗНЕЦОВ

Похожие материалы