Межкультурный диалог
Изучение европейского опыта работы с мигрантами

Институт педагогики, психологии и социологии в рамках международного проекта TEMPUS ALLMEET реализует проект непрерывного межкультурного образования в Красноярском крае. Проект направлен на развитие поликультурной компетентности личности, которая является ключевым условием формирования благоприятной социальной среды в многонациональном регионе.

Основным инструментом реализации проекта выступает поликультурная платформа, а также Поликультурный центр непрерывного образования на основе персональных сервисов обучения, утверждённый учёным советом СФУ 26 октября 2015 г. Одной из основных идей создания центра является установление контактов между государственными, негосударственными организациями и мигрантами — для их дальнейшей адаптации, а также формирование толерантного отношения к ним в обществе.

Изучение опыта работы с мигрантами является важной частью реализации проекта. Европейцы имеют богатый опыт решения проблем, возникающих с трудовыми мигрантами или в сфере межнациональных отношений. Кроме того, в различных европейских странах существуют успешные практики социализации, культурной адаптации мигрантов, преодоления ксенофобии, профилактики экстремизма.

В ноябре 2015 года в Лиссабоне (Порту­галия) состоялась встреча участников консорциума проекта TEMPUS ALLMEET. Консорциум включает пять российских вузов, в том числе СФУ, и четыре европейских партнёра. Программа визита была разнообразной и насыщенной мероприятиями, которые предоставили возможность изучить опыт и технологии работы миграционных центров, государственных школ, поделиться накопленным опытом работы в сфере межкультурного взаимодействия, а также обсудить актуальные вопросы поликультурного образования.

В первые дни пребывания на базе Нового Института Лиссабона (Universidade Nova de Lisboa) прошёл международный семинар «Межкультурный диалог: обучение, коммуникация и обмен опытом». На семинаре поднимались вопросы поликультурного взаимодействия, обсуждались основные проблемы межкультурного диалога на территории Европы и России, способы их решения, также были представлены результаты исследований в этой области.

Делегация СФУ во главе с директором ИППС О.Г. Смоляниновой выступила с докладом «Оценка поликультурных компетенций в рамках проекта TEMPUS ALLMEET», в котором представила результаты входной диагностики, определяющей уровень толерантности к представителям других национальностей.

Одним из ключевых мероприятий стало посещение CNAI — Национального Центра Поддержки Мигрантов (The National Immigrant Support Centers). Структура, используемая в центре для поддержки мигрантов, состоит из нескольких ступеней. Сначала мигрант попадает в зал ожидания, где оператор узнаёт цель визита и определяет уровень владения португальским языком. В зависимости от проблемы обратившемуся либо назначают куратора, либо он может получить консультацию по телефону (SOS line) в специально оборудованной для этого комнате. Куратор индивидуально рассматривает дело каждого обратившегося за помощью мигранта, проводит интервью с целью более подробного выяснения цели визита, если необходимо — объясняет правовые нормы, изучает документы, помогает записаться на следующую встречу к необходимым специалистам.

Через CNAI мигранты могут обратиться в следующие службы:

1. пограничного контроля и приёма иностранцев (вопросы восстановления паспорта, выдачи или продления вида на жительство, воссоединения семей, депортации и т.д);

2. по труду и занятости (поиск работы, улучшение условий труда);

3. социальной защиты (социальное страхование и обеспечение, защита от домашнего насилия, предоставление ежемесячной и ежегодной компенсации, оплата взносов социального страхования по безналичному расчёту и т.д.);

4. центрального ЗАГСа (учёт браков, разводов, рождаемости, смерти; помощь в оформлении или получении документов);

5. региональных больничных отделений (предоставление информации о доступе к системе здравоохранения, получение медицинской помощи);

6. контроля в сфере образования (предоставление информации различного рода, например, об определении детей в начальную и среднюю школу; способов получения стипендии, возможности бесплатного изучения португальского языка, повышение уровня владения языком для улучшения условий работы).

В европейских школах также формируется толерантное отношение к мигрантам и готовность к межкультурному диалогу. Так, например, в средней школе Камоэнса в Лиссабоне, которую посетила российская делегация, обучается 1100 учеников 30 различных национальностей и этнических групп от 15 до 18 лет. Инфраструктура школы способствует организации и успешной реализации учебно-воспитательного процесса. В школе имеются учебные классы, библиотека с коллекцией редких книг и рукописей, компьютерные классы, зрительный и тренажёрный залы, классы для рисования, новое помещение для зоологического музея школы, где представлены редкие экспонаты и останки древних животных (черепа, кости, зубы и т.д.), здания-лаборатории для изучения химии и физики, волейбольная и баскетбольная площадка, а также огород, где учащиеся выращивают овощи и фрукты. Учащиеся школы принимают участие в различных школьных и городских мероприятиях. Родители учеников активно вовлекаются в социальную жизнь школы. Например, проводятся встречи с родителями, которые рассказывают о своём опыте работы в той или иной области.

Режим работы школы — с 8 утра до 12 ночи. Это обуславливается наличием и функционированием вечерней школы. Все, кто не имеет среднего образования или заинтересован в профессиональной переориентации, могут окончить курсы, ориентированные на практическое освоение профессии. Вечерняя школа предлагает 45 направлений профессиональной подготовки.

Средняя школа Камоэнса имеет высокий рейтинг среди школ Лиссабона, поэтому выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Среди выпускников немало известных личностей, таких как Марселу Каэтану (премьер-министр Португалии с 1968 по 1974 гг.), Мариу де Са-Карнейру (португальский поэт и писатель), Жозе Мануэл Дуран Баррозу (председатель Европейской комиссии с 2004 по 2014 гг.).

Новый Университет Лиссабона является единственным португальским университетом, который значится в Международном рейтинге Стандарта Качества первых пятидесяти университетов мира младше 50 лет (the QS Top 50 Under 50). Вопросы, связанные с формированием толерантности, а также бесконфликтного взаимодействия и конструктивного поликультурного общения, являются приоритетными в исследовательской и практической деятельности преподавателей этого университета, достижениями в которой они щедро делились с российскими и европейскими партнёрами по проекту.

В ходе встречи был подписан меморандум о взаимодействии и сотрудничестве между ИППС СФУ и Институтом социальных и гуманитарных наук Нового Университета Лиссабона. В плане — проведение современных исследований, организация совместной сетевой магистратуры, культурных и образовательных обменов.