Последняя возможность сохранить лицо

Как сложится судьба Николаевской слободы? Станет ли она украшением города и показателем нашей цивилизованности или продолжит печальный список проектов, варварски разрушающих красноярскую идентичность?

Попытку дать ответ в позитивном ключе предприняли на недавней строительной ярмарке преподаватели и студенты Института архитектуры и дизайна СФУ. На традиционном архитектурном нон-стопе, проводимом Красноярской организацией Союза архитекторов России, концепция реновации слободы была представлена студентками Екатериной КИЛИНОЙ и Евгинэ ПЕТРОСЯН.

Проект выполнен группой из десяти студентов под руководством преподавателей кафедры градостроительства: доктора архитектуры В.И. ЦАРЁВА, кандидатов архитектуры Н.А. УНАГАЕВОЙ, И.Г. ФЕДЧЕНКО и аспиранта И.А. РЯПОСОВА. Представленная концепция вызвала большой интерес публики, особо порадовав тем, что позволит достичь значительного архитектурного разнообразия при сохранении важного для истории города культурного ландшафта. И что не менее важно, ландшафта природного, на который в последнее время строительным бизнесом ведётся мощное и разрушительное наступление.

Концепция предлагает разделить Николаевскую слободу по ландшафтным, историческим и градостроительным характеристикам на три зоны.

Историческое ядро слободы вообще не может быть подвергнуто какому-либо жёсткому вмешательству. Другая зона, сохраняя общий характер индивидуальной усадебной застройки, даёт возможность собственникам улучшить жилищные условия, реконструируя и перестраивая свои дома. И, наконец, третья позволяет формировать совершенно новую планировочную структуру, что продиктовано не только уже появившейся многоэтажной застройкой, но и планируемой шестиполосной транспортной магистралью в створе улицы Волочаевской, идущей от нового моста. Улица эта должна формироваться по принципу «мягких границ», что предполагает плавный переход современной многоэтажной застройки в историческую.

Надо отметить, что проектная концепция выполнена с учётом уже построенных и планируемых автомобильных развязок четвёртого моста и двух новых развязок на улице Копылова. Включены и проектные предложения строительства автомобильного моста через железную дорогу в створе улицы Бограда, по которому в центр города можно будет добраться на трамвае. Не забыты и пешеходы. Проектом предусмотрены бульвары, выходящие в соседние жилые районы, и полосы для велосипедистов, а большинство улиц переведено в категорию пешеходно-транспортных.

Важно отметить, что все предлагаемые проектные решения направлены на максимальное сохранение малоэтажной застройки, соответствующей природному ландшафту Афонтовой горы. Застройка среднеэтажными домами планируется фрагментарно как некий переходный тип к уже существующему многоэтажному соседству.

В центральной части слободы, на своём прежнем месте и по проекту 1912 года предлагается воссоздать Храм Святителя и Чудотворца Николая. Он должен стать доминантой общественной площади с новым Николаевским сквером. А также составной частью Многофункционального общественно-делового центра всей Николаевской слободы, который разместится в границах улиц Ладо Кецховели, Красной Армии, Гоголя и Сопочной.

Надо сказать, что эта территория была определена общественным ядром ещё на плане 1924 года. Сегодня, согласно предложенному проекту, здесь на первых ярусах новых жилых домов средней этажности должны разместиться предприятия обслуживания и торговли. В дополнение к существующему деловому центру «Славянскому» предлагается размещение полуподземного многофункционального торгового центра с многоуровневыми парковками и организованными общественными пространствами.

В проекте есть ещё одно интересное предложение — Исторический квартал советского периода. В границах улиц Фрунзе, Спартаковцев, Чкалова и Корнеева предлагается восстановление жилого квартала по уникальному архивному документу 1947 года «Планировка жилого посёлка завода № 863 в слободе III Интернационала».

Конечно, не забыт и музей «Дача купца Г.В. Юдина». Согласно проекту, к нему должен примкнуть Археологический музей, размещённый на месте раскопок стоянки древнего человека, что ещё более повысит историко-культурную ценность Николаевской слободы.

Также проектом рассматривается возможность появления в границах улиц Луначарского, Боготольского переулка, Порохового переулка и полосы отвода железной дороги Музейного комплекса истории железной дороги, в состав которого должны войти экспозиционные площадки для демонстрации реальной техники и площадки мультимедийные, рассказывающие об истории Транссиба.

Помимо этого, проектом предусматривается установка малых архитектурных форм, информационных установок, рассказывающих об истории слободы. И даже не исключается развитие так называемого агротуризма на основе индивидуальной усадебной застройки.

Студентами и преподавателями была проделана огромная работа: проведены натурные обследования, выполнен анализ архивных документов и существующих проектных материалов, изучен мировой опыт реновации усадебной застройкой в городской среде. Но результат стоил того — проектом были не только выявлены задачи по преобразованию уникальной исторической застройки, но и предложены пути их решения. И будет большим расточительством пренебречь этой работой при освоении такой ценнейшей территории, как Николаевская слобода. К сожалению, она осталась последней возможностью внести разнообразие в городскую среду, которая в последнее время формируется так банально и бесперспективно.

Галина ДМИТРИЕВА