Не пропустите срок!


В этом году изменились сроки приёма в аспирантуру. Если раньше документы принимали до середины августа, то с этого года — до 31 июля. С 1 по 10 августа пройдут экзамены, 16 августа появится приказ о зачислении. Обучение начнётся с 1 сентября. Всё сдвигается почти на месяц!

В общем, приёмную кампанию пора начинать. О том, какие ещё изменения происходят в обучении аспирантов и какие новые возможности предлагает аспирантура СФУ, мы говорим с начальником управления аспирантуры, докторантуры и аттестации научно-педагогических кадров О.А. ГРИГОРЬЕВОЙ.

— С прошлого года поступающие в аспирантуру сдают только два вступительных экзамена, — говорит Ольга Анатольевна, — спецпредмет и иностранный язык. Причём иностранный язык — в форме тестирования. Так что главный акцент делается на специальность. Мы надеемся, что качество набора будет лучше — в аспирантуру придут ориентированные специалисты, имеющие научный задел, публикации.

В этом году мы решили провести и профориентационную работу. Никогда аспирантура этим не занималась, но сейчас хотим выйти с приёмной кампанией на предприятия и организации края. Готовится буклет, запланирован ряд встреч, где мы будем рассказывать о новом уровне образования, о тех преимуществах, которые предоставляет университет.

Люди, уже работающие на
предприятии по специальности, идут в вуз осознанно; у них, как правило, есть научная проблема, которую они решают, есть база, для них не составляет труда провести эксперимент или создать стенд. Это и для предприятия выгодно.

— Расскажите об особенностях обучения в аспирантуре СФУ.

— Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре СФУ ведётся по 28 направлениям и 193 программам, научное руководство осуществляют более 350 учёными, среди которых большая часть — доктора наук.

Сейчас об аспирантуре говорится как о третьем уровне образования. Наши аспиранты ОБУЧАЮТСЯ, пусть даже образовательная компонента составляет 21 зачётную единицу из 240, остальные направлены на научные исследования и практики.

Правильно выстроенная образовательная компонента помогает в подготовке научной работы. Для изучения иностранного языка выделено шесть зачётных единиц! Ни в одном красноярском вузе такого нет. И это — необходимость: СФУ вышел на международный уровень, наши молодые учёные выступают на конференциях, публикуют статьи в иностранных журналах. Язык нужно знать.

Большой популярностью пользуется дисциплина «Обработка экспериментальных данных». Нет аспиранта, за исключением некоторых гуманитарных специальностей, кому бы эта дисциплина не понадобилась в научных исследованиях. Преподаватели — профессор Б.С. ДОБРОНЕЦ и доцент О.А. ПОПОВА.

Третья унифицированная дисциплина — «Методология написания диссертации и подготовка научных статей». Её читают профессор В.А. КРАТАСЮК и доцент И.В. СВИДЕРСКАЯ. Даже аспиранты из других вузов хотели бы посещать их актуальные лекции.

Дисциплину «Современные образовательные технологии в высшем образовании» читает коллектив высококвалифицированных педагогов. Здесь аспиранты получают навыки преподавания.

И, конечно, лекции по спецпредметам — на них обсуждаются самые серьёзные научные вопросы.

— А какова рентабельность таких лекций, для какого числа аспирантов их выгодно читать?

Если общеобразовательные курсы можно объединить, то по специальности занятия ведутся для трёх-пяти аспирантов. Да, это очень дорогая «штучная» подготовка. Готовим элиту научного общества.

— В СФУ сформированы так называемые аспирантские школы. Что это такое?

— Идея аспирантской школы — это консолидация научных руководителей и всех специалистов по той или иной специальности. Мы хотим, чтобы аттестации проходили не на кафедрах, а перед представительным профессиональным сообществом. Если это школа по энергетике, то туда входят члены диссертационного совета по энергетике. Аспирант не зациклен на одном своём руководителе, его работу смотрят члены совета, где он будет защищаться. А эти люди постоянно пишут рецензии на научные работы, обладают самой новейшей информацией в своей области.

Раз уж мы заговорили об энергетиках — в совете этой школы девять человек. И они будут заниматься своими 54 аспирантами, начиная с приёма, с утверждения темы. Они же формируют образовательную компоненту из тех предметов, которые не будут отвлекать от диссертации, а помогут её готовить.

В этом году во время визита в Стокгольм я ознакомилась с их учебным планом. Там намного большая, чем в России, образовательная компонента! Но все дисциплины продуманы, и аспирант вправе сам выбрать, какое направление ему усилить. Надеюсь, мы тоже придём к этому.

— Сейчас речь идёт о запуске пяти аспирантских школ — по математике, энергетике, металлургии, экономике, нефти и газу. Создание той или иной школы зависит от перспективности темы или от наличия опытных научных руководителей?

— Мы отталкивались в первую очередь от наличия диссертационного совета, который в принципе говорит о высоком уровне имеющихся научных кадров и подготовке работ актуальной тематики. В СФУ 15 диссертационных советов, но мы остановились на пяти в качестве эксперимента. Второй критерий: выбирали именно те школы, где есть проблемы, требующие решения.

В рамках аспирантских школ планируется организовать и ра­бо­ту постоянно действующих кон­суль­тан­тов. Пока есть предварительная договорённость о четырёх направлениях консультирования: математика, обработка экспериментальных данных, программирование и иностранный язык. Аспиранту очень часто нужна квалифицированная консультация по этим аспектам, и до сих пор приходилось в частном порядке договариваться о консультациях. Если в рамках аспирантуры будет создана система консультирования — аспиранты получат постоянный открытый доступ к лучшим специалистам университета для персональной квалифицированной помощи.

— А иностранные консультанты возможны?

— В прошлом году некоторые наши аспиранты в рамках академической мобильности уезжали в другие университеты и имели возможность консультироваться там с зарубежными профессорами. Надо сказать, результат превзошёл ожидания: сразу появляются статьи, происходит скачок в исследованиях. Но на постоянно действующей основе иностранных консультантов вряд ли удастся найти.

На фото: в рамках педагогической практики аспирант кафедры стандартизации, метрологии и управления качеством Анастасия ТЮРЮМИНА получает первый опыт педагогической работы

На фото: в рамках педагогической практики аспирант кафедры стандартизации, метрологии и управления качеством Анастасия ТЮРЮМИНА получает первый опыт педагогической работы

— Вы упомянули о поездках. В прошлом году аспиранты получали ещё ряд преференций: повышенные стипендии, гранты на исследования. В этом году такая поддержка сохранится?

— Да, мы планируем продолжить финансирование в рамках Проекта 5-100. Но и без того прогресс не остановить. Молодёжь и по другим каналам имеет возможность найти финансирование для оплаты стажировок, поездок на конференции — оформляют заявки, получают гранты в Красноярском краевом фонде поддержки научной и научно-технической деятельности, в фонде Прохорова; а аспирантура СФУ предоставляет софинансирование.

— Сейчас уже известны контрольные цифры приёма этого года — 161 место вместо 183. С чем связано снижение?

— Контрольные цифры приёма определяются по количеству защит и по перспективным направлениям развития страны. В основном пострадали юристы. Нет бюджетных мест в аспирантуру по историческим наукам, социологии.

— А где больше всего мест?

— На физику и астрономию — 14, на биологические науки — 13, на машиностроение — 15 человек.

— У нас также учатся иностранные аспиранты…

— Да, их три категории. Те, кто приехали по квоте министерства, зачисляются без экзаменов, стипендия назначается государством. Вторая категория — сами платят за обучение. И третьи — те, кто обучается по программам PhD, они получают серьёзную финансовую поддержку от университета, им выделяется грант на обучение в размере 600 тыс. в год. В СФУ впервые провели этот конкурс, объявили набор на шесть программ, и претендентов было 83 человека. Мы выбрали шестерых — столько было грантов. Сейчас эти люди успешно работают по своим направлениям и адаптируются к жизни в Сибири. Аспирант, обучающийся на архитектуре, не только влился в работу кафедры, но даже в музыкальном квартете уже поёт. У математиков очень талантливая и трудолюбивая аспирантка из Индии...

— И наши аспиранты, и иностранные каждые полгода проходят промежуточную аттестацию в виде дифференцированного зачёта. Что он подразумевает?

— Учёным советом были утверждены критерии оценки научной деятельности. На каждую промежуточную аттестацию прописано — какое количество работы должен осуществить аспирант к этому сроку, сколько подготовить публикаций и т.д. Это разработано для того, чтобы аспиранты могли планомерно распределить свои силы. Что-то вроде дорожной карты. Если аспирант хочет выйти на защиту диссертационной работы на четвёртом курсе обучения, то на втором уже надо написать статью и опубликовать в рецензируемом издании. Или на третьем-четвёртом курсе иметь две таких статьи. И все аспиранты могут отслеживать, укладываются ли они в срок, а члены аттестационной комиссии чётко видят, выполняются критерии или нет. Критерии, кстати, разные для биологов, механиков, юристов: каждый институт, зная особенности написания диссертации по своей тематике, прописал свою траекторию движения.

Сейчас мы планируем ещё один проект — по интеграции магистратуры и аспирантуры. Чтобы уже поступая в магистратуру студент видел свой путь и понимал, какие дисциплины ему необходимо изучать два года в магистратуре, а какие — потом в аспирантуре. Научная тематика должна быть сквозной.

СТАТИСТИКА

>> В аспирантуре СФУ на данный момент обучается 794 чело­века.

>> Выпуск 2017 г. — 148 человек.

>> 6 человек обучаются по программам PhD.

>> По итогам аттестации аспиранты получают государственную стипендию в размере 5000 рублей для гуманитарных направлений и 7293 руб. для технических и естественнонаучных направлений.

>> Все аспиранту СФУ обеспечиваются комфортабельными общежитиями.

— Есть ещё одно новое требование этого года — государственная итоговая аттестация (ГИА). Поступившие в 2014 году и обучавшиеся по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования должны будут пройти ГИА, которая состоит из двух частей — госэкзамена и научного доклада. Как это всё будет организовано?

— В этом году через ГИА пройдут девять направлений — те, кто обучался три года; в основном гуманитарные направления. Остальных эта процедура ожидает в следующем году.

Представление научного доклада — это своеобразная репетиция защиты. К этому времени аспирант уже должен написать диссертационную работу, автореферат и представить комиссии научный доклад. По срокам — вторая половина июня.

— А зачем нужен предзащитный доклад?

— Не все выходят на защиту. А так к завершению обучения аспиранты, во-первых, будут иметь написанную и хорошо оформленную диссертацию и получат заключение о возможности представления этой работы в диссертационный совет. Во-вторых, они получат диплом государственного образца о завершении аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». И я думаю, что в профессиональном стандарте преподавателя через достаточно короткий промежуток времени появится строчка, что все преподаватели, по крайней мере высшей школы, должны будут иметь или диплом об окончании третьего уровня высшего образования — аспирантуры, или диплом кандидата наук.

— А сейчас, когда заканчивают аспирантуру без защиты кандидатской?..

— Получают справку о сданных кандидатских экзаменах, и всё. Так что для карьерного роста такой диплом будет иметь большое значение.

— Будут ли в 2017 году PhD-защиты?

— Да, в 2015-м было две такие защиты, в 2016-м — три, в 2017-м — планируем три-четыре. А в 2018 г. у нас состоятся первые защиты по двойным дипломам, и мы их ждём.

Сейчас мы работаем с Уни­вер­­ситетом Барселоны, у них большой интерес к нам, так как они занимаются регенерацией почв после пожаров, а в СФУ есть хорошая научная школа. Подписан договор об открытии совместной магистратуры, к нам приедут учиться их магистранты, а наша аспирантка Ирина ГЕТТЕ планирует поступить в Университет Барселоны, что позволит заключить договор о совместной подготовке и защите её диссертационной работы по присвоению степени PhD. Для этого готово всё — тема, учебный план, определён научный руководитель в Испании. Затем по этому пути могут пойти и другие аспиранты данного направления.

Аналогичный договор готовится с Университетом Кадиса, тоже Испания. Аспирантка ИКИТ Екатерина ЧЖАН была там на стажировке, и научный руководитель предложил ей совместную научную работу.

Диплом PhD SibFU становится узнаваем в мировом научном сообществе. Наш аспирант, защитивший работу на присвоение степени PhD, Александр МКРТЧЯН подаёт документы на должность постдока и сейчас имеет возможность выбирать университет — у него ряд предложений. Выпускник аспирантуры Илья РАССКАЗОВ получил должность постдока в университете США. Это определённый успех университета.

Валентина ЕФАНОВА

Похожие материалы