На КЭФ об образовании: конструктивно, без паники

Прошедший недавно Красноярский экономический форум, по оценке коллег-журналистов, оказался на удивление спокойным, рассудительным и взвешенным. Именно такой была атмосфера и на заседании круглого стола, посвящённого университетам как центрам технологического и социального развития. Также на площадке, где проходил мозговой штурм на тему «Образование 2025: как реализовать потенциал каждого?», несмотря на попытки модераторов иногда «обострять» и «провоцировать», обсуждение протекало конструктивно, без споров и отчаянного противостояния.

Переход в новое качество

Круглый стол, посвящённый миссии университетов, вёл ректор Томского государственного университета Эдуард ГАЛА­ЖИНСКИЙ. Присутствовали ректоры вузов, представители бизнеса, власти, члены Совета Федерации, Госдумы. Речь шла о разработке новой идеологии и новых подходах к включению вузов в региональное развитие. Участники не только обсуждали конкретные механизмы и практики, которые рождаются сегодня в регионах, но и выслушивали суждения авторитетных экспертов.

Эдуард Галажинский обрисовал модели университетских центров инновационного развития регионов. Университеты могут быть центрами технологического и социального развития территорий. Первая модель предполагает выстраивание взаимодействия с кластерами, промышленностью и высокотехнологичным бизнесом. Вторая нацелена на развитие рынка социальных услуг и социального предпринимательства, городской среды, на поиск новых решений совместно с региональной властью.

Технологическая модель

Заместитель проректора по научному и инновационному развитию Алтайского государственного университета (недавно ставшего опорным вузом), директор инжинирингового центра «Промбиотех» Сергей ПОСПЕЛОВ поделился опытом, как и чем можно привлекать промышленных партнёров в университет:

— Алтайский край по сути аграрный. Наш университет имеет накопленный потенциал в виде кластерного образования — это научно-образовательный комплекс «Живые системы», в который входит ряд профильных структур, например, Алтайский центр прикладной биотехнологии, НИИ экологической медицины. Проект инжинирингового центра «Промбиотех» функционирует при поддержке Минобрнауки и Министерства промышленности и реализуется в важном для края направлении — агробиотехнологии. Сегодня мы работаем с такими инновационными разработками, как биологические препараты и технологии для растениеводства и животноводства, биологические консерванты для кормов и т.д. В центре создана необходимая инфраструктура — это лабораторные мощности и опытное производство, готовое обеспечить опытными партиями практически всю Сибирь. Секрет успеха в том, что бизнес получает продукты высокотехнологичные и конкурентоспособные, что особенно важно в ситуации, когда при высоком курсе валют отсутствует импортозамещение по ряду биологических продуктов для сельского хозяйства.

Говоря о партнёрстве университетов с промышленностью, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития России Артём ШАДРИН отметил, что сейчас привлекает формат многосторонней кооперации — модель консорциума, например, для автомобильной промышленности. В этом случае кластеры могут выступать как ядра промышленных, исследовательских компетенций и в этом направлении развиваться.

На круглом столе шла речь и о готовой концепции федеральной программы по развитию технологического предпринимательства на базе вузов и научных организаций. Например, предполагается внедрение стандартизованного на федеральном уровне набора образовательных программ, сервисов и методик работы с технологическими стартапами.

Социальная модель

Иллюстрацией второй модели стала история Новосибирского государственного технического университета. Ректор этого вуза Анатолий БАТАЕВ поделился опытом работы Института социальных технологий и реабилитации в структуре НГТУ:

— Когда начиналась перестройка, нашему университету был передан Институт реабилитации слабослышащих и глухих детей с двумя детсадами. Через какое-то время мы вернули детсады городу, а для института в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой построили 8-этажное здание. Государство вложило 140 млн, университет — 170 и область 65 млн рублей. Сейчас в этом институте обучаются 300 человек, он себя оправдал, оснащён современными средствами, и занимаются там дети со всей Сибири и Дальнего Востока.

О системной работе Казанского федерального университета с бизнесом как с заказчиком рассказал на круглом столе Артём Шадрин:

— На базе этого вуза реализуется социальная модель развития, и работает он в партнёрстве с министерством экономики Татарстана. В университете есть Центр инноваций в социальной сфере, который готовит предпринимателей в новый бизнес — социальные услуги. На первых порах студенты трудятся волонтёрами, а дальше выбирают — организовывать им НКО или социальные предприятия.

Университеты-лидеры

СФУ как один из участников федерального Проекта 5-100 демонстрирует обе модели развития территории.

Как сказал на круглом столе ректор Евгений ВАГАНОВ, университет активно участвовал и как эксперт, и как чернорабочий в формировании программы развития Красноярского края; вуз представлен и в составе губернаторского совета. Сейчас СФУ активно работает с базовыми министерствами, которые будут реализовывать приоритетные направления, определённые для региона.

«Если говорить о нашем опыте взаимодействия с индустрией, то у нас представлены все предприятия, — подчеркнул Евгений Ваганов. — Очень хорошее движение идёт со стороны крупных инвестиционных компаний, на днях мы совместно с Норникелем
открыли R&D-центр. Сотрудничает вуз и с компанией «Schlumberger», с РУСАЛом и т.д. Все основные игроки понимают, что нужны
подготовленные кадры».

Откликается университет и на обращения муниципалитетов по поводу разработки социальных программ и проектов для конкретных территорий.

Ориентир

В разговоре за круглым столом принимала участие заместитель министра образования и науки РФ Людмила ОГОРОДОВА. Она сообщила, что до лета 2017 года определится список вузов, претендующих на роль центров технологического и социального развития регионов:

— Хотим сформировать перечень из 60 вузов, которым мы предложим реализовать проекты для развития инновационного центра технологического или социального предпринимательства. А чтобы вузы могли определиться, у нас будет перечень вариативных показателей. Мы уже обратились к некоторым вузам, чтобы они прислали своё видение, каким должен быть показатель эффективности инновационного центра.

Вузам ничего не остаётся, кроме как научиться работать по-новому, выстраивать взаимодействие с органами власти, предприятиями и организациями, привлекать необходимые для развития ресурсы.

При этом модели университетских центров должны соответствовать стратегиям развития регионов и учитывать направления, отмеченные в Стратегии научно-технологического развития России, а также в дорожных картах Национальной технологической инициативы.

Замминистра также напомнила, что в 2017 году в 30 регионах России планируется создать 40 центров инноваций на базе университетов. Согласно Программе создания опорных университетов, принятой Министерством образования и науки РФ, предполагается, что в результате объединения нескольких региональных вузов произойдёт объединение научных, кадровых и финансовых ресурсов.

— Это национальный проект, но есть опасность, что он может превратиться в чисто формальное движение, — предупредил Эдуард Галажинский. — Потому что, когда начинаем обсуждать его с регионами, оказывается, что вроде бы и механизмы есть, и кадровый потенциал — только надо денег добавить… Но специфика ситуации в том, что денег на проект нет. И если мы покажем, что можем новое качество за счёт системного взаимодействия обеспечить, тогда, наверное, появятся и ресурсы под этот проект, потому что он имеет очень большой потенциал. Сегодня Томский университет и ВШЭ являются техническими операторами данного проекта, и мы активно участвуем в проработке и сборе предложений.

В настоящее время перед научными и образовательными учреждениями стоит серьёзный вызов — взять на себя главную роль в эффективном социальном, экономическом и технологическом развитии регионов. Однако, по мнению научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака ФРУМИНА, сегодня университеты из фабрики мысли превратились в фабрику дипломов, а им надо вернуть прежнюю функцию. Но если не будет денег на манёвр, то, как сказал Исак Давыдович, «давайте не обманывать друг друга — ничего не рванёт. Нужны деньги и из федеральных, и из региональных источников на сильный старт».

Кадры на опережение

Что поменять в образовании, чтобы ускорить экономический рост? Ответ на этот вопрос искали участники мозгового штурма на тему «Образование 2025: как реализовать потенциал каждого?». Понятно, что система образования должна готовить кадры на опережение, ведь им предстоит развивать регион в будущем. И касается это не только вузов, но и системы среднего профессионального образования и общеобразовательных школ. Что может сделать образование для повышения производительности труда? Может ли оно стать важной экспортной статьёй? Как этого добиться? Как должны измениться университеты, чтобы не в лозунгах, а в реальности стать двигателями развития регионов и отраслей?

Заместитель министра экономического развития РФ Олег ФОМИЧЕВ обозначил барьеры на пути экономического роста и необходимые направления развития.

В условиях технологической революции необходимо обеспечить страну специалистами, способными создавать новые технологии, готовыми работать на прорывных научных направлениях и фронтах. «Нам эта категория нужна, она обеспечивает долгосрочную производительность труда и технологическую конкурентоспособность, перспективы экономического развития России», — отметил Фомичев.

Второй блок — это производительность труда на предприятиях. «Если мы не обеспечим переобучение, переквалификацию, то не закроем потребность в кадрах в тех секторах, где они требуются сейчас. Эта проблема решается за счёт блока, связанного с непрерывным образованием», — уточнил замминистра.

Третий блок — старшая школа. «Это наш потенциал. И чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке труда тех, кто сейчас учится в старшей и даже младшей школе, они должны обладать компетенциями, которые нужны будут экономике и модернизированным отраслям», — подчеркнул Фомичев.

Четвёртый блок — вклад образования в экономический рост, в том числе экспорт образования.

Вице-президент некоммерческого партнёрства «ОПОРА» Юрий ПЕСОЦКИЙ заострил внимание на прогнозе Минэкономразвития РФ. По его словам, количество человек, занятых в сфере среднего и малого бизнеса, должно возрасти к 2030 году до 32 %. Соответственно и доля малых и средних предприятий увеличится.

Указанный выше процент кажется невообразимо высоким — не понятно, за счёт чего конкретно должен произойти такой резкий рост? И ещё незадача. Как прозвучало в ходе штурма, на сегодняшний день в стране всего три-четыре университета, которые обучают студентов основам предпринимательства. Да и вопрос организации такого обучения влечёт за собой клубок проблем, например — где брать преподавателей? Если это предприниматель-практик, то сможет ли он преподавать, не имея педагогического образования? Всё это пока вопросы без ответов…

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Сергей КАРТОШКИН обратил внимание участников обсуждения на новый федеральный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», где уже прописана предпринимательская компетенция для 44 новых специальностей в вузах. Продолжая тему, Людмила Огородова заметила, что для повышения производительности труда очень важно, чтобы предпринимательские навыки студент получал не только в теории, но и на практике. В этой связи Людмила Михайловна ещё раз напомнила, что новый закон об образовании даёт университетам большую свободу, вплоть до того, что они сами могут формулировать повестку развития направлений подготовки и образовательных направлений.

НЮАНС

Чем больше хороших кадров готовит страна, тем больше специалистов уезжает работать за рубеж. В этой связи очень импонирует идея участника КЭФ-2017 Ирины ТРАВИНОЙ, председателя Ассоциации «СибАкадемСофт» (Новосибирск). Она предложила вспомнить советский опыт и внести изменения в Трудовой кодекс РФ, чтобы обязать выпускников хотя бы три года отработать на родине по специальности. Кроме того, Ирина высказала предложение: разрешить IT-компаниям заключать трудовые контракты с ключевыми работниками с одним условием — в случае их увольнений компания будет получать компенсацию. «Мы действительно «кормим» высококвалифицированными кадрами весь мир, но кому-то надо и в государстве работать!», — заключила И. Травина.

Вера КИРИЧЕНКО