ЕГЭ как объект справедливости

Ежегодные публикации о ЕГЭ, особенно накануне его проведения, скоро станут классикой. Но интерес к единому госэкзамену имеет свойство оставаться в тебе и на протяжении многих лет «после».

Валентина МОРОЗОВА, студентка 1 курса магистратуры ИНиГ, недавно возглавила Корпус федеральных общественных наблюдателей СФУ. Мы попросили её рассказать о том, кто такой общественный наблюдатель, чем он занимается и как им стать.

Немного теории

Основная задача Корпуса федеральных общественных наблюдателей (далее — ФОН) — обеспечить максимально объективное и прозрачное проведение ЕГЭ. Общественный наблюдатель — независимый эксперт на пункте проведения экзамена.

— Наши ребята работают в двух направлениях, — объясняет Валентина Морозова. — Одни осуществляют наблюдение за Единым государственным экзаменом онлайн, другие выходят непосредственно на пункты проведения ГИА. Для первой задачи организован специальный ситуационный центр, где кураторы следят за камерами, размещёнными в аудиториях, и делают отметки о нарушениях. Выпускники часто не верят, что за ними «подсматривают», машут и гримасничают. А мы машем им в ответ!

— Как всё начиналось? Кому пришла идея организовать Корпус ФОН?

— Всем известно, как прошёл ЕГЭ в 2013 году. Утечка экзаменационных материалов и массовое списывание стали причиной создания Всероссийского корпуса ФОН. Организатором выступил Российский Союз молодёжи совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. СФУ принимает участие в проекте с 2015 года.

На данный момент в нашей стране есть 92 отделения Корпуса ФОН. Большая команда, которая работает в едином направлении!

Обучающий семинар

Обучающий семинар

— Как стать общественным наб­лю­дателем?

— Набор в наш корпус в этом году закончился 9 февраля. Заявки подали 120 ребят. Следующим этапом стали собеседования, сразу после которых начнётся активная подготовка. Традиционно мы проводим ряд семинаров и тренингов, чтобы каждый участник чувствовал себя важной частью большой и дружной команды. По окончании обучения выдаётся сертификат и специальное удостоверение. К слову, основная аудитория корпуса — студенты вузов, однако общественным наблюдателем может стать любой житель Красноярского края.

Вовлечение в работу начинается с вебинаров с представителями Рособрнадзора и РСМ. Основные же занятия проходят в виде выездной школы, где в течение нескольких дней ребята изучают нормативную документацию. А затем рассматривают сложные ситуации на экзаменах и ищут способы выхода из них.

За свою работу общественные наблюдатели не получают деньги, но есть возможность путешествовать. Так, например, ребят из Красноярска приглашают на ЕГЭ в другие регионы. В 2016 году наш корпус выезжал в Республику Тыва и Иркутск.

Разъяснительная акция в школах

Разъяснительная акция в школах

— Каких принципов в работе придер­живаетесь?

— Мы приходим на ЕГЭ, чтобы предотвратить правонарушения и дать возможность всем выпускникам сдать экзамен в равных условиях, показать свои настоящие знания. Наблюдатели выступают за честность и объективность.

Я сдавала ЕГЭ в 2013 году и, правда, не верила, что ответы, которые были в Интернете — настоящие. Я попросту не обращала на них внимания и надеялась только на свои силы. Однако ключи к заданиям всё-таки оказались верными, и многие, списав, получили высокие баллы. Скорее всего, именно поэтому я решила подать заявку в общественные наблюдатели. Хотелось справедливости.

— Что больше всего удивляет в старших школьниках на экзаменах?

— Их юношеский максимализм и мнение, что они смогут всех обмануть. Но это, увы, не так.

Помню, как ребята пронесли с собой телефоны. Пришлось удалять. Конечно, их было жалко. Но в этом наша работа — следить за соблюдением всех правил. Нужно всегда помнить об этом и в таких ситуациях ни в коем случае не давать слабину.

— Какие мероприятия организуете?

— В 2017 году активисты нашего корпуса организовали две большие акции.

Первая — для выпускников: в марте и апреле мы посетили более 20 школ и провели беседы о ЕГЭ. Рассказали, как проходят экзамены, какие права у участников, зачем нужны общественные наблюдатели. После встреч ребята ещё долго задавали вопросы и, конечно, всегда поднимали тему шпаргалок и списывания. Мы объясняли про проверку металлодетекторами на наличие телефонов и показывали видео с камер наблюдения прошлых лет. И не раз повторяли, главное — это усердная подготовка и вера в свои силы, тогда всё точно получится!

Акцией «Доступный ЕГЭ» мы закончили основной этап сдачи экзаменов (на фото). На площади перед Педагогическим университетом приглашали заинтересованных жителей города попробовать свои силы в решении экзаменационных задач. Существует мнение, что вопросы на ЕГЭ очень сложные, поэтому многие с интересом садились за парту и внимательно изучали задания. Участвовали все — и взрослые люди, и нынешние школьники.


— Что будет в 2018 году?

— Помимо Государственного итогового экзамена в 2018 году наш корпус и корпус «За чистые выборы» во главе с Эвелиной ПАВЕЛЬЕВОЙ будет осуществлять общественное наблюдение на выборах Президента РФ. Мы не могли обойти стороной такое важное для нашей страны событие и приступили к обучению.

Истории наблюдателей

Елизавета ЕЛАГИНА, ИНиГ, 2 курс: «Забавных ситуаций было немало. Однажды вместе с ребятами в аудитории сидел мужчина лет тридцати. В один момент он поднял листок с заданиями, вытащил телефон и сфотографировал его, причём со вспышкой. Но никто ничего не заметил! Мы написали все замечания и включили камеру штаба. Реакция была очень интересная. Все присутствующие удивились, а некоторые даже подскочили и побежали в аудиторию. Мужчину удалили с экзамена».

Мария ГОГОЛЬ, ИЭУиП, 4 курс: «В этой деятельности я уже три года. Самый запомнившийся момент был в Тыве на экзамене по русскому языку. Сижу я в аудитории в полной тишине. И вдруг раздаётся звук «мау». Так как мы не можем досматривать участников, пришлось усилить наблюдение. Через некоторое время сигнал повторился. Оказалось, девочка пронесла смартфон на пункт проведения ЕГЭ, а там проснулся Том (мобильная игра). Старшеклассница вышла, сдала телефон, но когда вернулась, её работу аннулировали, а саму школьницу удалили с экзамена.

Там же я работала на ЕГЭ по обществознанию. Сидела в аудитории и заметила, как одна девочка что-то пишет в паспорте. Естественно, это вызвало у меня вопрос: что у неё там? Я вышла и направилась в штаб понаблюдать за ситуацией через камеры. Но только подошла к монитору, как оставшиеся в кабинете ребята стали доставать телефоны, шпаргалки… У нас с руководителем пункта встали волосы на голове. Я запомнила 6 человек с мобильными устройствами, но, к сожалению, во время экзамена этих участников не удалили по решению членов ГЭК. И всё же я уверена, что их работы аннулировали, поскольку этот факт мы отметили в своих отчётах, которые передали в Москву.

Бывало, и организаторы нарушали правила. Например, в этом году я отстаивала права участников экзамена о проносе еды в производственной упаковке. Нам говорили, что её можно приносить только в прозрачном пакете. Хотя такого не прописано в документах. Пришлось ориентироваться на месте. Мы придумали выдавать детям файлы, в которых можно было взять шоколад и конфеты на пункт без нарушений.

Общественный наблюдатель, как мне кажется, должен уметь находить компромиссы и при этом спокойно относиться к внештатным ситуациям. А ещё проявлять интерес ко всему, что происходит вокруг. И замечать мелочи жизни».

Елена ХАРЛАМОВА, ЮИ, 4 курс: «В 2015 году я активно занялась общественной деятельностью в университете и весной наткнулась на объявление о наборе студентов в команду наблюдателей ЕГЭ. Меня это заинтересовало по нескольким причинам.

Во-первых, моя специальность — юриспруденция, и мне интересно было применить свои правовые знания на практике.

Во-вторых, я как недавний выпускник была знакома со статистикой нарушений при сдаче ЕГЭ и понимала, к чему всё это ведёт. Несправедливо, когда кто-то нечестным путём получает высокий балл и занимает бюджетное место, а после не справляется с первой же сессией и отчисляется.

В-третьих, хотелось познакомиться с другими активистами, найти едино­мышленников.

Благодаря выездной школе корпуса в моей жизни появился близкий по духу и невероятно интересный человек, с которым мы дружим до сих пор и помогаем друг другу развиваться. В среде активистов легче найти тех, кто будет тебя вдохновлять. Я первокурсникам всегда советую попробовать себя в общественной деятельности. Корпус ФОН — отличное начало хотя бы потому, что здесь все начинают учиться практически с нуля. Есть поле для совместной работы.

У каждого наблюдателя точно есть несколько случаев из разряда «зато есть что вспомнить». Кто-то забывал паспорт, без которого не пускают в пункт проведения экзамена. Кого-то принимали за школьника и пытались выгнать за пронос тетради на экзамен. Кого-то пытались накормить, чтобы отвлечь от наблюдения. Мне однажды организатор с плохим зрением сделал замечание, что я «пришла на экзамен без штанов», хотя на самом деле длинная футболка (форма наблюдателя) просто закрывала часть моих бежевых брюк. Было трудно сдержать смех. Но после того случая я всегда ношу тёмные брюки на пункты проведения ЕГЭ.

Что касается школьников, в моей практике случаи списывания были достаточно редки. Ребята понимают, что этим навредят только себе, и стараются справиться самостоятельно».

Валерия КОРОВКИНА