Искусство жить экономно
Правительство приняло программу «Цифровая экономика в Российской Федерации», рассчитанную до 2024 года. Ранее действовавшие в этой области государственные координационные органы преобразованы в Правительственную комиссию по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
В конце сентября в СФУ прошла научно-практическая конференция, посвящённая взаимодействию России и Китая в условиях цифровизации. В её работе принял участие ведущий научный сотрудник Центра исследований международных экономических отношений Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Нико
лай Сергеевич РЕВЕНКО.
«Колхоз» XXI века
На секции, посвящённой моделированию процессов социально-экономического развития, Николай Сергеевич выступил с докладом на тему «Экономика совместного потребления (ЭСП) как направление глобальной цифровизации». Тема не нова, если вспомнить колхозы. В человеке, в зависимости от его культурных особенностей, всегда борется индивидуалист и общественник — где-то это развито больше, а где-то меньше. Коллективизация в СССР нужна была в своё время от бедности, от нехватки ресурсов. Сейчас на Западе довольно обеспеченные люди выбирают коллективную форму взаимодействия, исходя из целесообразности.
— Появление экономики совместного потребления вызвано практическими соображениями: один хочет немного заработать, а другой хочет сэкономить. Практически в каждой семье есть какие-то вещи, которыми пользуются время от времени, — поясняет Ревенко. — В Интернете в качестве классического примера чаще всего упоминают электрическую дрель. Она действительно нужна очень редко, и зачем постоянно держать её в доме, когда можно периодически сдавать в аренду и получать за это небольшую плату?
«Гостеприимные» сети
— Одни эксперты утверждают, что экономика совместного потребления — это отношения между конечными потребителями (как физическими, так и юридическими лицами) по использованию временно свободных ресурсов в течение ограниченного периода времени без права передачи их в собственность, — продолжает Н.С. Ревенко, — поэтому к сферам её деятельности можно отнести лишь несколько направлений, отвечающих этому критерию. Сторонники другого подхода включают в сферу охвата ЭСП ряд иных сфер. Поскольку наибольший доход может принести сдача в аренду дорогого имущества, наиболее интересные проекты возникли в сферах недвижимости и транспорта. Самой известной платформой является «Airbnb», на которой владельцы частного жилья могут размещать свою информацию и находить клиентов для временного проживания в частном секторе. Для кого-то это удобнее гостиницы, потому что можно найти квартиру в хорошем районе и по более низкой цене. Платформа действует в 65 тысячах городов в 191 стране. Есть и другие платформы, в частности, так называемые сети гостеприимства, предоставляющие возможность поиска жилья для кратковременного бесплатного проживания. Успешно функционируют и платформы, ориентированные на определённые группы людей, например на велотуристов.
Садись, довезу!
Что касается транспорта, то это, прежде всего, аренда автомобиля с водителем. Наиболее известной платформой является Uber, она действует в 633 городах мира.
— Есть подобные платформы в Индии, Юго-Восточной Азии, а в России — это Gett и Яндекс.Такси, — продолжает Николай Сергеевич. — Uber пришёл на российский рынок в конце 2013 года, но столкнулся с серьёзной конкуренцией, поэтому в июле прошлого года было подписано соглашение фактически о слиянии Яндекс.Такси и Uber (в Китае Uber был приобретён в 2016 году национальной платформой).
Другие направления — это каршеринг (от англ. car — машина, to share — делиться), кратковременная аренда автомашины у физического или юридического лица, а ещё райдшеринг, (ride — поездка) — поиск попутчика или попутного автотранспорта. Все слышали про BlaBlaCar. Кстати, откуда такое смешное название? По-французски «бла-бла-бла» означает болтать без умолку, а «бла-бла» — «можно и поговорить, если есть желание».
Ещё одно направление в сфере транспорта — это аренда парковочных мест.
Вещи, еда и не только…
Интересное направление экономики совместного потребления — доставка вещей и товаров. В Европе имеется специальная платформа FretBay для поиска автотранспорта с целью перевозки вещей. В 2016 году на её базе была создана другая — для мелкой доставки товаров в пределах одного или ближайших районов.
Следующее направление, обретающее всё большую популярность, — это заказ еды из ресторанов. В России это платформы Яндекс.Еда и Delivery club. В Москве сейчас довольно много молодых людей, разъезжающих по всему городу с большими ящиками жёлтого или зелёного цвета.
— Существует и краткосрочная аренда вещей, оборудования, мебели и другого имущества, которое производит заказчик специализированной платформы. Например, девиз американской платформы Zilok — «аренда всего», — продолжает Н.С. Ревенко. — Отдельные платформы на Западе ориентируются на какую-то определённую услугу. Например, возможность пристроить животное на время отсутствия хозяина. Существует ресурс, на котором можно арендовать велосипеды, спортивное оборудование и др.
Ещё одно направление — развлечение, аудиовизуальный сектор и связь. Применительно к экономике совместного потребления — это, прежде всего, создание фильмов, музыкальных произведений, компьютерных программ с участием значительного числа людей или с привлечением денежных средств слушателей и зрителей, совместное использование цифрового контента. Отношения обычно строятся на безвозмездной основе или на основе краудфандинга (коллективного финансирования, основанного на добровольных взносах, — прим. автора).
Также к экономике совместного потребления можно отнести пользующиеся всё большей популярностью файлообменные сети, через них люди, имеющие какой-то цифровой контент (игры, программы, фильмы, музыкальные произведения), могут обмениваться всем этим друг с другом.
Выгода и риски
Поскольку субъектами ЭСП являются незнакомые между собой люди, главным критерием её функционирования является доверие. И это доверие формируется на основе оценок и отзывов потребителей. Качество услуги — на совести того, кто её оказывает.
— Николай Сергеевич, какие задачи пока не решают существующие интернет-платформы?
— Новые платформы появляются по мере появления новых направлений. Но создание платформы и поддержание её функционирования требует финансовых средств. Поэтому, как правило, услуги таких сервисов платные. Обычно комиссия берётся с того, кто предлагает товар или услугу (и, соответственно, зарабатывает). В то же время процент бывает разный. Например, как мне сказал шофёр, подвозивший меня из аэропорта домой по возвращении из командировки, Яндекс.Такси сейчас берёт с водителей комиссию 25-30%, а несколько месяцев назад было 18-20%. Кроме того, сервис Яндекст.Такси за последний год сильно снизил цены. Это является благом для жителей города, но вынуждает водителей работать более интенсивно.
Ещё более тонкая грань в аренде жилья. Квартиры, информация о которых размещается на Airbnb, зачастую приобретаются специально для извлечения коммерческой выгоды.
— В сфере ЭСП постоянно происходят изменения, — отмечает Николай Сергеевич. — Часто на первый взгляд интересная идея на практике оказывается совсем не такой привлекательной. Взять хотя бы аренду вещей. Человеку бывает выгоднее купить товар с доставкой на дом, пусть дороже, чем ехать в другой район города, чтобы забрать вещь, а потом отвезти её обратно. А ещё возникает конфликт между цифровыми платформами и традиционными фирмами, а также между платформами и людьми, которые с ними сотрудничают. В Лондоне, чтобы получить лицензию на вождение такси, нужно примерно полтора-два года изучать город с его сложной планировкой. А что делают платформы? Направляют автомашину, водитель которой по навигатору везёт пассажира в нужный район, получается где-то в полтора-два раза дешевле, чем на обычном такси. Естественно, возникают конфликты — обращения лицензированных фирм в госорганы, в суд; в итоге госорганы налагают ограничения на деятельность таких платформ (уже были судебные решения во Франции и Великобритании).
Перспективы
— Экономика совместного потребления будет развиваться, — уверен Н.С. Ревенко. — По оценкам экспертов, к 2025 году по сравнению с 2015-м, доходы от таких компаний возрастут в 22 раза. Не знаю, насколько это реально, но уже очевидно, что, например, каршеринг приводит к тому, что меньшее число людей покупают автомашины, в результате увеличивается число парковочных мест. Так что это на руку всем нам. В Москве год назад было пять компаний, предоставлявших автомашины в аренду с поминутной оплатой, а сейчас уже 15. Весной в метро я видел информацию, что в рамках такого каршеринга в столице уже задействовано 7,5 тысяч машин, а к концу года ожидается 15 тысяч. С учётом того что в Москве зарегистрировано 3 млн 800 тысяч легковых автомобилей — это 0,4%, но они используются очень активно, поэтому создаётся ощущение, что их минимум 2%.
— Николай Сергеевич, как, на ваш взгляд, будут развиваться цифровые ресурсы, что нового они смогут предложить человеку?
— Развитие цифровых ресурсов предоставляет людям услуги, которых раньше не было, и больший выбор товаров и услуг по более низким ценам. Например, раньше, чтобы узнать, где и когда проходят интересные мероприятия, приходилось покупать газеты и читать рекламу, звонить в разные организации. Сегодня для поиска информации достаточно сформулировать запрос в поисковике, это очень быстро и очень удобно. Опять же через Интернет можно найти необходимый товар или услугу и выбрать поставщика по местоположению и стоимости. Можно найти друзей по интересам, быстро обмениваться информацией. Поэтому отдельные виды связи, например факс, фактически не используются. Информацию можно хранить в облаке, и она становится доступной в любой точке земного шара. Перед специалистами, профессионально использующими информационно-коммуникационные технологии для хранения и обработки больших объёмов данных, для проведения различных исследований, открываются поистине неограниченные возможности.
— Как новые виды услуг стыкуются с существующим ныне в России законодательством?
— Я не встречал информацию, что ЭСП ему противоречит. Тем более что всё делается открыто, любой пользователь может зайти на сайт и ознакомиться с перечнем предоставляемых услуг.
Местный опыт
Сервисом BlaBlaCar можно пользоваться и в Красноярске. Из любопытства ввожу запрос на поездку по интересующему меня маршруту в пределах Красноярского края. Предложений выходит несколько. Подсчитываю выгоду — в среднем получается, что, проехав расстояние 250 км с выбранным водителем на минивэне (а отзывы о нём исключительно положительные), сэкономила бы треть суммы в сравнении с ценой билета на рейсовом автобусе. Соответственно, семья из трёх человек (а три свободных места в машине как раз были) экономит прилично.
И ещё об одном сервисе. Компания, предоставляющая услуги каршеринга, месяц назад появилась и в нашем городе. Об этом сообщили все СМИ. Правда, одна из первых машин, взятых в почасовую аренду, была брошена в месте, где нельзя парковаться. В итоге её забрали на штраф-стоянку. Приживётся ли в нашем городе новшество, которое мэр назвал «столичной фишкой»? Удастся ли красноярцам победить инстинкт собственников и понять, что автомобиль — это, в первую очередь, средство передвижения, а не предмет гордости в смысле «понты дороже денег»?..
Вера КИРИЧЕНКО