Искусство жить экономно

Правительство приняло программу «Цифровая экономика в Российской Федерации», рассчитанную до 2024 года. Ранее действовавшие в этой области государственные координационные органы преобразованы в Правительственную комиссию по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

В конце сентября в СФУ прошла научно-практическая конференция, посвящённая взаимодействию России и Китая в условиях цифровизации. В её работе принял участие ведущий научный сотрудник Центра исследований международных экономических отношений Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Нико
лай Сергеевич РЕВЕНКО.

«Колхоз» XXI века

На секции, посвящённой моделированию процессов социально-экономического развития, Николай Сергеевич выступил с докладом на тему «Экономика совместного потребления (ЭСП) как направление глобальной цифровизации». Тема не нова, если вспомнить колхозы. В человеке, в зависимости от его культурных особенностей, всегда борется индивидуалист и общественник — где-то это развито больше, а где-то меньше. Коллективизация в СССР нужна была в своё время от бедности, от нехватки ресурсов. Сейчас на Западе довольно обеспеченные люди выбирают коллективную форму взаимодействия, исходя из целесообразности.

— Появление экономики совместного потребления вызвано практическими соображениями: один хочет немного заработать, а другой хочет сэкономить. Практически в каждой семье есть какие-то вещи, которыми пользуются время от времени, — поясняет Ревенко. — В Интернете в качестве классического примера чаще всего упоминают электрическую дрель. Она действительно нужна очень редко, и зачем постоянно держать её в доме, когда можно периодически сдавать в аренду и получать за это небольшую плату?

«Гостеприимные» сети

— Одни эксперты утверждают, что экономика совместного потребления — это отношения между конечными потребителями (как физическими, так и юридическими лицами) по использованию временно свободных ресурсов в течение ограниченного периода времени без права передачи их в собственность, — продолжает Н.С. Ревенко, — поэтому к сферам её деятельности можно отнести лишь несколько направлений, отвечающих этому критерию. Сторонники другого подхода включают в сферу охвата ЭСП ряд иных сфер. Поскольку наибольший доход может принести сдача в аренду дорогого имущества, наиболее интересные проекты возникли в сферах недвижимости и транспорта. Самой известной платформой является «Airbnb», на которой владельцы частного жилья могут размещать свою информацию и находить клиентов для временного проживания в частном секторе. Для кого-то это удобнее гостиницы, потому что можно найти квартиру в хорошем районе и по более низкой цене. Платформа действует в 65 тысячах городов в 191 стране. Есть и другие платформы, в частности, так называемые сети гостеприимства, предоставляющие возможность поиска жилья для кратковременного бесплатного проживания. Успешно функционируют и платформы, ориентированные на определённые группы людей, например на велотуристов.

Садись, довезу!

Что касается транспорта, то это, прежде всего, аренда автомобиля с водителем. Наиболее известной платформой является Uber, она действует в 633 городах мира.

— Есть подобные платформы в Индии, Юго-Восточной Азии, а в России — это Gett и Яндекс.Такси, — продолжает Николай Сергеевич. — Uber пришёл на российский рынок в конце 2013 года, но столкнулся с серьёзной конкуренцией, поэтому в июле прошлого года было подписано соглашение фактически о слиянии Яндекс.Такси и Uber (в Китае Uber был приобретён в 2016 году национальной платформой).

Другие направления — это каршеринг (от англ. car — машина, to share — делиться), кратковременная аренда автомашины у физического или юридического лица, а ещё райдшеринг, (ride — поездка) — поиск попутчика или попутного автотранспорта. Все слышали про BlaBlaCar. Кстати, откуда такое смешное название? По-французски «бла-бла-бла» означает болтать без умолку, а «бла-бла» — «можно и поговорить, если есть желание».

Так вот, это приложение работает в 22 странах, в том числе в России. И ежеквартально с его помощью совершают поездки 20 млн человек. Есть и другие известные платформы, как международные, так и национальные, в частности российская www.dovezu.ru.

Ещё одно направление в сфере транспорта — это аренда парковочных мест.

Вещи, еда и не только…

Интересное направление экономики совместного потребления — доставка вещей и товаров. В Европе имеется специальная платформа FretBay для поиска автотранспорта с целью перевозки вещей. В 2016 году на её базе была создана другая — для мелкой доставки товаров в пределах одного или ближайших районов.

Следующее направление, обретающее всё большую популярность, — это заказ еды из ресторанов. В России это платформы Яндекс.Еда и Delivery club. В Москве сейчас довольно много молодых людей, разъезжающих по всему городу с большими ящиками жёлтого или зелёного цвета.

— Существует и краткосрочная аренда вещей, оборудования, мебели и другого имущества, которое производит заказчик специализированной платформы. Например, девиз американской платформы Zilok — «аренда всего», — продолжает Н.С. Ревенко. — Отдельные платформы на Западе ориентируются на какую-то определённую услугу. Например, возможность пристроить животное на время отсутствия хозяина. Существует ресурс, на котором можно арендовать велосипеды, спортивное оборудование и др.

Ещё одно направление — развлечение, аудиовизуальный сектор и связь. Применительно к экономике совместного потребления — это, прежде всего, создание фильмов, музыкальных произведений, компьютерных программ с участием значительного числа людей или с привлечением денежных средств слушателей и зрителей, совместное использование цифрового контента. Отношения обычно строятся на безвозмездной основе или на основе краудфандинга (коллективного финансирования, основанного на добровольных взносах, — прим. автора).

Также к экономике совместного потребления можно отнести пользующиеся всё большей популярностью файлообменные сети, через них люди, имеющие какой-то цифровой контент (игры, программы, фильмы, музыкальные произведения), могут обмениваться всем этим друг с другом.

Выгода и риски

Поскольку субъектами ЭСП являются незнакомые между собой люди, главным критерием её функционирования является доверие. И это доверие формируется на основе оценок и отзывов потребителей. Качество услуги — на совести того, кто её оказывает.

— Николай Сергеевич, какие задачи пока не решают существующие интернет-платформы?

— Новые платформы появляются по мере появления новых направлений. Но создание платформы и поддержание её функционирования требует финансовых средств. Поэтому, как правило, услуги таких сервисов платные. Обычно комиссия берётся с того, кто предлагает товар или услугу (и, соответственно, зарабатывает). В то же время процент бывает разный. Например, как мне сказал шофёр, подвозивший меня из аэропорта домой по возвращении из командировки, Яндекс.Такси сейчас берёт с водителей комиссию 25-30%, а несколько месяцев назад было 18-20%. Кроме того, сервис Яндекст.Такси за последний год сильно снизил цены. Это является благом для жителей города, но вынуждает водителей работать более интенсивно.

Учёных сегодня волнует тот факт, что нет чёткой границы между ЭСП и обычной коммерческой деятельностью. Те же Gett и Яндекс. Такси используют услуги и таксопарков, и частных владельцев.

Ещё более тонкая грань в аренде жилья. Квартиры, информация о которых размещается на Airbnb, зачастую приобретаются специально для извлечения коммерческой выгоды.

— В сфере ЭСП постоянно происходят изменения, — отмечает Николай Сергеевич. — Часто на первый взгляд интересная идея на практике оказывается совсем не такой привлекательной. Взять хотя бы аренду вещей. Человеку бывает выгоднее купить товар с доставкой на дом, пусть дороже, чем ехать в другой район города, чтобы забрать вещь, а потом отвезти её обратно. А ещё возникает конфликт между цифровыми платформами и традиционными фирмами, а также между платформами и людьми, которые с ними сотрудничают. В Лондоне, чтобы получить лицензию на вождение такси, нужно примерно полтора-два года изучать город с его сложной планировкой. А что делают платформы? Направляют автомашину, водитель которой по навигатору везёт пассажира в нужный район, получается где-то в полтора-два раза дешевле, чем на обычном такси. Естественно, возникают конфликты — обращения лицензированных фирм в госорганы, в суд; в итоге госорганы налагают ограничения на деятельность таких платформ (уже были судебные решения во Франции и Великобритании).

Перспективы

— Экономика совместного потребления будет развиваться, — уверен Н.С. Ревенко. — По оценкам экспертов, к 2025 году по сравнению с 2015-м, доходы от таких компаний возрастут в 22 раза. Не знаю, насколько это реально, но уже очевидно, что, например, каршеринг приводит к тому, что меньшее число людей покупают автомашины, в результате увеличивается число парковочных мест. Так что это на руку всем нам. В Москве год назад было пять компаний, предоставлявших автомашины в аренду с поминутной оплатой, а сейчас уже 15. Весной в метро я видел информацию, что в рамках такого каршеринга в столице уже задействовано 7,5 тысяч машин, а к концу года ожидается 15 тысяч. С учётом того что в Москве зарегистрировано 3 млн 800 тысяч легковых автомобилей — это 0,4%, но они используются очень активно, поэтому создаётся ощущение, что их минимум 2%.

— Николай Сергеевич, как, на ваш взгляд, будут развиваться цифровые ресурсы, что нового они смогут предложить человеку?

— Развитие цифровых ресурсов предоставляет людям услуги, которых раньше не было, и больший выбор товаров и услуг по более низким ценам. Например, раньше, чтобы узнать, где и когда проходят интересные мероприятия, приходилось покупать газеты и читать рекламу, звонить в разные организации. Сегодня для поиска информации достаточно сформулировать запрос в поисковике, это очень быстро и очень удобно. Опять же через Интернет можно найти необходимый товар или услугу и выбрать поставщика по местоположению и стоимости. Можно найти друзей по интересам, быстро обмениваться информацией. Поэтому отдельные виды связи, например факс, фактически не используются. Информацию можно хранить в облаке, и она становится доступной в любой точке земного шара. Перед специалистами, профессионально использующими информационно-коммуникационные технологии для хранения и обработки больших объёмов данных, для проведения различных исследований, открываются поистине неограниченные возможности.

— Как новые виды услуг стыкуются с существующим ныне в России законодательством?

— Я не встречал информацию, что ЭСП ему противоречит. Тем более что всё делается открыто, любой пользователь может зайти на сайт и ознакомиться с перечнем предоставляемых услуг.

Местный опыт

Сервисом BlaBlaCar можно пользоваться и в Красноярске. Из любопытства ввожу запрос на поездку по интересующему меня маршруту в пределах Красноярского края. Предложений выходит несколько. Подсчитываю выгоду — в среднем получается, что, проехав расстояние 250 км с выбранным водителем на минивэне (а отзывы о нём исключительно положительные), сэкономила бы треть суммы в сравнении с ценой билета на рейсовом автобусе. Соответственно, семья из трёх человек (а три свободных места в машине как раз были) экономит прилично.

И ещё об одном сервисе. Компания, предоставляющая услуги каршеринга, месяц назад появилась и в нашем городе. Об этом сообщили все СМИ. Правда, одна из первых машин, взятых в почасовую аренду, была брошена в месте, где нельзя парковаться. В итоге её забрали на штраф-стоянку. Приживётся ли в нашем городе новшество, которое мэр назвал «столичной фишкой»? Удастся ли красноярцам победить инстинкт собственников и понять, что автомобиль — это, в первую очередь, средство передвижения, а не предмет гордости в смысле «понты дороже денег»?..

Вера КИРИЧЕНКО