Коррупция под прицелом

«Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования» — так называется IV Сибирский антикоррупционный форум с международным участием, который пройдёт в Красноярске через месяц 26–27 декабря. Организаторами выступают Сибирский федеральный университет, Администрация губернатора, Министерство образования края, прокуратура Красноярского края и управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю. В дискуссии примут участие ведущие российские учёные и практики, представители международных образовательных и научно-исследовательских организаций.

Преподаватели Юридического института СФУ и сотрудники Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз, созданного при институте в 2016 году, были инициаторами проведения антикоррупционного форума в Красноярске. Кандидат юридических наук, директор центра и заведующая кафедрой деликтологии и криминологии ЮИ СФУ Ирина ДАММ признаётся, что «коррупционная» тема интересовала её ещё со студенческой скамьи и стала предметом дальнейших научных исследований.

— За Уралом мы единственные, кто такую дискуссию организовал и проводит системно, поскольку тема актуальная и важная, — говорит Ирина Александровна. — Уже сформировалась научно-практическая площадка, и стали появляться наработки, которые мы с интересом обсуждаем с коллегами и практиками. Первый форум прошёл в 2016 году. К нам приезжали федеральные эксперты, а также специалисты из представительных и исполнительных органов власти края.

— Кто из учёных приглашён на нынешний форум?

— Гостей будет много, например, уже подтвердил своё участие доктор юридических наук, президент Союза криминологов и криминалистов РФ Игорь Михайлович МАЦКЕВИЧ, заведующий кафедрой Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. Приедет и доктор юридических наук, профессор ДВФУ, вице-президент Российской криминологической ассоциации Виталий Анатольевич НОМОКОНОВ. Будут и другие видные учёные страны и зарубежья.

— Тему форума предлагает ЮИ СФУ. Чем руководствуетесь?

— Мы ежегодно вносим в повестку форума наиболее актуальные вопросы, интересующие в том числе нас самих, которые нам хотелось бы обсудить в широком экспертном кругу. Например, второй форум, проходивший в 2017 году, мы посвятили антикоррупционному просвещению в образовании. В своё время на уровне правительства была принята соответствующая программа, но возникла проблема: кому и о чём нужно рассказывать в рамках просветительских мероприятий? Ведь коррупция — тема сложная. Долгое время полагали, что это только преступление (многие, кстати, до сих пор так считают). Но на самом деле коррупция существует и в виде правонарушений, и этических отклонений (например, неправомерное получение подарка). Правонарушение по степени общественной опасности может быть дисциплинарным проступком, а может быть действительно преступлением.

Фото с форума 2016 г.

Фото с форума 2016 г.

На третьем форуме, учитывая, что предстояли выборы федерального и краевого уровня, мы обсуждали тему «Антикоррупционная безопасность избирательного процесса». Проводили форум совместно с избирательной комиссией Красноярского края. Говорили не только о формах и видах коррупции в избирательном процессе, но и о способах её предупреждения. В продолжение темы: 25 декабря 2018 года сотрудник нашего центра, старший преподаватель кафедры деликтологии и криминологии Евгений Андреевич АКУНЧЕНКО защищает диссертацию «Коррупционная преступность в избирательном процессе». Над этой темой соискатель работал несколько лет, что позволило ему вскрыть наиболее острые проблемы.

— Тема нынешнего форума — противодействие коррупции в сфере образования — не менее актуальная, если анализировать судебную практику…

— Я вообще полагаю, что коррупция в сфере образования — это угроза национальной безопасности. К сожалению, люди не всегда понимают, что перед ними не что иное, как коррупционные отношения. Никто ведь не приходит и не говорит: «Взятку берите!». Зачастую с невинным видом преподносимые подарки являются не чем иным, как завуалированной взяткой. Далеко не всегда тот, кто дарит что-либо, делает это бескорыстно и безвозмездно. Можно предположить, что в медицинском вузе за коньяк будущий хирург получит зачёт или экзамен, а потом из-за отсутствия необходимых знаний кого-то жизни лишит…

— Критериев, чтобы отличить взятку от подарка, не существует?

— Подарок преподносится безвозмездно, и никаких встречных обязательств у принимающего этот дар не должно возникать. Мы, преподаватели, за свою работу получаем зарплату и дополнительные вознаграждения за надлежащее исполнение должностных обязанностей не имеем права принимать.

Ключевой принцип, которым мы должны руководствоваться в своей деятельности, — это объективность и беспристрастность. Когда человек перед зачётом или экзаменом дарит что-то — не исключено, что он рассчитывает на снисхождение от экзаменатора. Да и преподавателю, получившему дар от студента, будет сложно сохранить объективность. Принятием даже мелких подношений можно поставить под удар не только свою репутацию, но репутацию организации, которую представляешь.

— За получение взятки в России предусмотрено уголовное наказание…

— У нас в крае есть масса прецедентов. Например, к уголовной ответственности за получение взятки был привлечён преподаватель физкультуры. Предметом взятки выступил шоколад марки «Бабаевский» (две плитки), бутылка водки «Колотый лёд» и бутылка шампанского «Абрау Дюрсо». А вот ситуация в Омске: преподаватель физкультуры был привлечён к уголовной ответственности за получение взятки в виде банки мази для лыж. Вспоминается ещё один красноречивый случай из судебной практики: врача осудили за то, что он за две порции шашлыка выдал справку о допуске к определённым видам работ без проведения необходимого медицинского осмотра. Мелкая, бытовая коррупция опасна тем, что доктор может получить незначительное вознаграждение, а в итоге в детский сад устроится человек, больной туберкулёзом.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что наше образование и здравоохранение погрязли в тотальной коррупции,. В большинстве своём эти системы представляют достойные и порядочные люди, профессионалы своего дела. Вместе с тем опасность коррупции в этих сферах чрезвычайно высока, потому и столь суровые санкции.

— Получается, подарки в сфере образования исключены?

— Дарения не исключены. Согласно ГК РФ мы, преподаватели, вправе принять обычный подарок стоимостью до 3 тысяч рублей, но он не должен быть связан с непосредственным исполнением нами должностных обязанностей (принятием зачёта, экзамена, контрольной или курсовой работы и пр.).

Подарок — всегда безвозмездный. Условием получения (дарения) подарка не может являться выполнение каких-то должностных обязанностей. Известны случаи, когда предметами взятки были подарочные сертификаты на 500 рублей и даже машина колотых дров. На сайте SudAct (Судебные и нормативные акты РФ) можно познакомиться со случаями из судебной практики по данной теме.

— Ирина Александровна, а вам приходилось делать выбор: принять — не принять подарок?

— В таких случаях я всегда задаю себе вопрос: мне бы предложил студент этот подарок, если бы я не принимала у него зачёт или экзамен? В моей системе координат допустимо принять подарок, и то символический, только от человека, который уже получил диплом. Педагогам нужно проявлять необходимую осмотрительность и не допускать двусмысленной ситуации, когда студент дарит подарок, чтобы оценку получить, а преподаватель считает, что получает подарок «за особые педагогические заслуги». В Германии, например, всё гораздо проще: преподаватели высшей школы являются госслужащими, им категорически запрещено принимать от обучающихся какие-то презенты без согласия руководства.

— Какую просветительскую работу ведёт ваш центр?

— По приказу ректора СФУ в 2016 году мы провели мероприятия по организации массового антикоррупционного просвещения в крае. А в 2018 году организовали антикоррупционный диктант для преподавателей и студентов. Выявили, что в целом они понимают разницу между подарком и взяткой. Но мы должны донести до людей все тонкости, и антикоррупционный форум как раз на это нацелен.

Более того, для работников образования мы одни из первых в России разработали дистанционную программу «Предупреждение коррупции в сфере образования». Примечательно, что первыми обучающимися стали проректоры и ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва). Кроме того, разработан у нас и антикоррупционный просветительский комплекс. Он был отмечен на уровне Совета по противодействию коррупции при Администрации Президента РФ. Это диск, на котором записаны презентация, учебно-методическое пособие и необходимые нормативные правовые акты для преподавателя, который бы хотел проводить антикоррупционное просветительское мероприятие.

В Центре противодействия коррупции совместно с Юридическим институтом мы разработали пакет локальных нормативных актов на тему предупреждения коррупции в СФУ: стратегию антикоррупционной безопасности, а также акты, касающиеся регулирования вопросов дарения, предупреждения и урегулирования конфликта интересов и т.д. Правда, служащие, работники организаций не всегда положительно относятся к введению таких стандартов и расценивают их как бремя. Но, с другой стороны, это именно те меры безопасности, которые позволят удержать человека от совершения коррупционного преступления.

С 2007 года мы проводим лекции по актуальным вопросам противодействия коррупции для государственных и муниципальных служащих в кадровом центре при губернаторе края. Там же два раза в году реализуем очную 24-часовую программу повышения квалификации по противодействию коррупции. Программа востребована и коммерческими, и частными организациями.

— Вернёмся к форуму. Где именно он будет проходить и кто может принять в нём участие?

— Мы приглашаем всех желающих, но большой зал администрации Губернатора Красноярского края вмещает порядка 220 человек, поэтому следует заранее зарегистрироваться. Могу поделиться и планами на 2019 год. Мы собираемся провести форум по теме «Коррупция и её предупреждение в сфере здравоохранения». Объединение на одной площадке представителей теории и практики помогает нам понять, как более эффективно противодействовать коррупции, а формат научно-практического диалога даёт богатый материал для совершенствования антикоррупционной предупредительной деятельности уполномоченных органов и конечно, для будущих диссертационных исследований.

Кто-то любит рассуждать, что, дескать, если не будет коррупции, погибнет государство. Ничего подобного: коррупция приносит кому-то выгоду здесь и сейчас, но отдалённый эффект всегда негативный. Поэтому важно донести до студентов, что собой представляет коррупция как явление. В этой связи мне импонирует опыт Татарстана, где для студентов ввели обязательную дисциплину по противодействию коррупции. Неплохо было бы и красноярским вузам перенять этот опыт.

Вера КИРИЧЕНКО