Ассистенты скорой помощи

Год назад в Институте цветных металлов и материаловедения СФУ в пилотном режиме стартовал проект «Учебный ассистент». Это попытка разгрузить преподавателя, дав ему в помощь толковых бакалавров, магистрантов или аспирантов. Руководство университета одобрило начинание, а что думают о первом опыте сами участники проекта?

— Впервые я узнала о практике работы в режиме «Учебный ассистент», когда зашла на сайт Высшей школы экономики, — рассказывает куратор проекта доцент кафедры фундаментального естественно-научного образования ИЦМиМ, кандидат технических наук Ирина Владимировна ДУБОВА. — И в текущем учебном году мы решили опробовать этот формат у себя в институте, когда студенты старших курсов или магистранты участвуют в сопровождении дисциплины.Учебные ассистенты у нас задействованы в образовательной программе «Металлургия CDIO», а, как известно, формат данной программы предполагает студентоцентрированность, проектный подход, активные технологии, интегрированные занятия и т.д. Пятилетняя практика работы по международной инженерной программе CDIO показала, что студентам интересно участвовать в разработке заданий к текущим занятиям и промежуточному контролю — экзамену или зачёту. А нам, преподавателям, всегда важно получать обратную связь: знать их мнение и искать новые подходы.

В рамках дисциплины «Химия», которую я веду по программе «Металлургия CDIO» начиная с 2014 года, студенты создавали команды и были активно вовлечены в подготовку аттестационных и экзаменационных заданий.

— Что требовалось от кандидатов в ассистенты?

— Чтобы они сами хорошо знали предмет и по возможности имели опыт использования своих знаний на практике. Указанным параметрам вполне соответствовали магистрант Анастасия ДЫБА и студентка 4 курса Анна ТОЛСТИКОВА — обеих после первого семестра отобрали в корпоративную группу от компании «Красцветмет», и, конечно, они имели практику применения теории химии; в качестве экспертов проверяли студенческие презентации и многое другое. Настя, будучи ещё студенткой первых курсов, участвовала в экспертных оценках экзаменов и показала высокий уровень корреляции своих отметок с преподавателем. На старших курсах она уже ассистировала мне на защитах лабораторных работ, консультировала студентов. Аня на первом и втором курсах вела у своей группы форум по подготовке к лекции, конференции и экзамену, учила студентов правильно готовить презентации. Проявила себя как достаточно требовательный консультант, её оценка всегда совпадала с моей. На будущий год команду ассистентов, думаю, пополнит ныне студентка 3 курса ИЦМиМ Елена ЧУБО, предварительное согласие она уже дала.

— Ирина Владимировна, что показал первый год работы с привлечением ассистентов?

— Преподавателю в таком тандеме легче сопровождать дисциплину, ведь часть функций выполняют учебные ассистенты. Например, они готовят дидактический материал как для очных занятий, так и для электронного курса; ведут форум по подготовке к аттестации, помогают ликвидировать пробелы в школьных знаниях (к сожалению, химию в наших школах дают очень слабо). Ассистенты готовят видео и презентации по технике безопасности, химической посуде и операциям. Но, как и всё новое, начинать проект было сложно. В первом семестре времени у ассистентов было немного больше, а вот во втором активность несколько упала. Я связываю это с их загруженностью, ведь обе мои помощницы ещё и на заводе работают.

Проект «Учебный ассистент» на самом деле — не первый опыт в СФУ. В течение двух лет нечто подобное — правда, с названием «Академический ассистент» — реализовывали в Гуманитарном институте. Не получив поддержку Программы 5-100, на которую рассчитывали, гуманитарии тем не менее стали привлекать студентов в помощь преподавателям, причём по широкому кругу направлений. В проекте принимали участие более 50 студентов, которые разрабатывали олимпиадные задания для школьников, проверяли контрольные в рамках учебного процесса, подбирали материалы к семинарам, помогали в адаптации иностранных студентов и др. Работа оплачивалась из внебюджета института. Сейчас эта деятельность временно приостановлена, но, по словам директора Гуманитарного института Д.Н. ГЕРГИЛЁВА, легко будет продолжена, если соответствующее решение примут в масштабах всего университета, и институт получит поддержку на общих основаниях.

— Допускается ли какая-либо инициатива со стороны ассистента или он всего лишь чётко следует указаниям преподавателя?

— Мои младшие коллеги могут участвовать в обсуждении новых форматов занятий, в поиске дидактического материала на английском языке и, конечно, предлагать и разрабатывать самостоятельно новые форматы занятий; например, лабораторные работы в формате заданий WordSkills и т.д. Все предложения мы обсуждаем, согласовываем. В свою очередь, преподаватель, с которым работает ассистент, ни в коем случае не должен перегружать своего помощника рутиной, а разумно распределять его нагрузку.

— Как отнеслись к эксперименту студенты? Приняли ассистентов?

— Конечно, хотя на консультации ходили не так активно, как хотелось бы, но отзывы мы получили очень хорошие.

Что же было самым сложным в работе «первых ласточек» — учебных ассистентов в ИЦМиМ? Обе девушки, не сговариваясь, ответили: умение доступно подавать информацию студентам младших курсов, ведь этому их никто не обучал. Поэтому помощницы считают, что неплохо было бы всем начинающим ассистентскую практику сначала пройти ликбез по педагогике.

— Понятно, что ребята видели в нас ещё студентов, но относились с уважением, задавали вопросы, а некоторые даже обращались к нам на «вы», — вспоминает Анастасия Дыба.

— Почему вы согласились стать помощником преподавателя, ведь работа не оплачивалась?

— Я люблю делиться знаниями, преподавать и планирую поступить в аспирантуру. В перспективе, вполне вероятно, приду на кафедру к Ирине Владимировне и тоже буду преподавать химию. Из практики работы ассистентом вспоминается один случай: однажды на консультацию пришла девушка, которая попросила объяснить ей основные правила химических соединений. Она мне призналась, что в принципе ничего не понимает, и мы начали занятия буквально с азов. Наверное, она стеснялась сказать об этой проблеме преподавателю, далеко не каждый признается, что чего-то не усвоил. Занятия со мной ей понравились, и теперь у неё, насколько я знаю, всё хорошо.

— Сколько времени отнимала у вас практика?

— Поскольку я ещё работаю на заводе и учусь в магистратуре, то могла вести занятия у ребят не часто — один раз в неделю по средам, в вечернее время. Ирина Владимировна создала на Google-диске таблицу, куда ребята вносили темы, по которым они хотят проконсультироваться с ассистентами, и мы с Аней заходили туда, а на следующий день отвечали на вопросы студентов. Если будем продолжать эту практику, хотелось бы уделять консультациям больше времени.

— Опыт работы ассистентом показался мне очень интересным, и это была моя личная инициатива, хотя времени не так много: учусь на 4 курсе и уже готовлюсь к защите дипломного проекта, да ещё и состою в молодёжном центре, — говорит Анна Толстикова. — Когда ребята приходили с вопросами, мы подсказывали, где найти нужную литературу, как решать задания.

Психологически, мне кажется, им было проще обратиться за помощью к нам, их сверстникам, чем к преподавателю.

В следующем году я собираюсь учиться в магистратуре. Обучение там предполагает практику преподавания, поэтому надеюсь продолжить участие в проекте «Учебный ассистент».

Руководитель Департамента реализации проектов развития СФУ Наталия ГАФУРОВА убеждена в том, что «проект имеет будущее и годен для масштабирования, тем более что такая практика имеет место в различных университетах мира». Ирина Владимировна Дубова тоже считает, что благодаря проекту выигрывают все, и стоит продолжать эту практику и расширять «штат» ассистентов. Но для продолжения институту необходима поддержка. Если во ВШЭ помощники преподавателей получают за свой труд заработную плату, то у нас всё держится на инициативе преподавателя и энтузиазме ассистентов, хотя добровольная помощь отнимает у них и силы, и самый ценный ресурс — время. Будем надеяться, что в положении о стипендии появится пункт о материальном поощрении учебных ассистентов.

Вера КИРИЧЕНКО