Что обсуждали ректоры

Более 125 тысяч пользователей интернета посмотрели запись «Большого открытого разговора», в котором участвовали ректоры ведущих вузов страны, а модерировал дискуссию — причём из библиотеки СФУ — руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений СЖЁНОВ (г. Москва), специально для этого приехавший в Красноярск. Состоялось событие ещё 10 августа, но нам хочется зафиксировать отдельные моменты, ведь речь шла об опыте решения ведущими вузами самых острых проблем высшего образования.

Статистика

Отправной точкой дискуссии стали данные о том, что граждане России считают приоритетами в области образования и науки. На первом месте — возможность образования для всех; на втором — обучение в течение всей жизни; на третьем — развитие онлайн-образования. Что касается науки, то здесь для всех главное — возвращение России статуса центра мировой науки, а также поддержка молодых учёных.

Работать с запросом

Но приоритеты населения — ещё не руководство к действию. Как отметил врио ректора Томского политеха Андрей Яковлев (кстати, пришедший в вуз из госкорпорации), «очень часто родители демонстрируют спрос из прошлого, и с этим надо работать». С ним согласился директор SAS ТюмГУ Андрей Щербенок и привёл пример: девочка учится в 4 классе, но мама уже сейчас интересуется, какие есть возможности у вуза, чтобы её дочка стала технологом химической промышленности и устроилась в Газпром. Это и есть — из прошлого.

Тезис же такой: если мы видим, что в образовании надо что-то менять, пусть даже пока непонятно — что, университеты должны взять на себя интеллектуальное лидерство и предложить обществу конкретные модели.

Право на ошибку

Один из современных запросов учащихся и родителей: если первоначальный выбор специальности был неверным, студент должен иметь возможность это переиграть. Ряд продвинутых вузов такой шанс уже дают.

Спасти молодых кандидатов наук

Эту проблему отметила ректор Нижегородского университета Елена Загайнова: если у аспирантов сегодня достаточно много форм поддержки, то, защитившись, молодые исследователи часто проваливаются в финансовую яму. Изменение этой ситуации — задача не только «сверху» (ректората), но и «снизу» — со стороны непосредственных начальников: завкафедрой, завлаба.

Менять качество взаимоотношений

Тамбовский госуниверситет (ректор Владимир Стромов) много усилий направляет на повышение квалификации учителей, 80% которых — его же выпускники. За последнее время число слушателей ДПО выросло в 4 раза и достигло 9 тысяч. Но университету этого мало: с 18-ю школами заключены особые договоры, там открыты классы, над которыми вуз полностью берёт ответственность, чтобы поступающие в вуз абитуриенты были на порядок качественнее подготовлены.

Важна энергетика

Модератор дискуссии Евгений Сжёнов отметил, что для научной эффективности вуза важна личность проректора по науке: он должен быть энергичен, уметь работать в команде, обладать другими современными навыками. В качестве примера был упомянут новый проректор по науке в РУДН. Ректор вуза Олег Ястребов подтвердил: на эту должность был объявлен открытый конкурс, учёный совет рассматривал более 30 кандидатур, выбор сделан в пользу яркого учёного, академика Андрея Костина, известного специалиста в области онкологии. Таким образом университет достиг и другого результата: одним из приоритетных направлений вуза стала борьба с заболеванием, которое стремительно выходит на первое место в мире.

Два принципа Томского политеха

Как отметил Андрей Яковлев, от фокусировки на конкретных направлениях в Томском политехе переходят к моделям полного жизненного цикла (начиная с идеи до утилизации). Ещё одним вызовом времени здесь считают необходимость менять культуру работы с внешней средой — без этого невозможно современное партнёрство.

… и четыре принципа Тамбова

Интеграция, кооперация, коллаборация — это хорошо, но ректор Владимир Стромов сформулировал свои принципы работы в науке. Первое — результативность. Второе — открытость на всех уровнях: региональном, российском, международном. Третье: инвентаризация того, что и для чего исследуем, соотнесение этого с мировыми достижениями. И четвёртое: кропотливая работа по привлечению в науку молодёжи.

Из Москвы в Сибирь

Экспериментатор в образовании Андрей Шербенок отметил, что акценты на коллаборации с институтами РАН имеют и риски: могут привести к ещё большей кадровой изоляции на местах, а в России слабая мобильность учёных — и без того проблема. Так что всем надо думать о стимулах, чтобы лучшие аспиранты уезжали в другие научные школы, а сам вуз активно нанимал кадры на международном научном рынке, благо сегодня это реально.

Цифровой подготовительный

Пандемия не только нанесла образованию урон, но многим дала толчок развития. Так, РУДН теперь готовится к запуску цифрового подготовительного факультета. Там будут учиться 10 тысяч студентов, и доставить свой образовательный контент в 160 стран мира — нетривиальная задача, которую вуз сейчас решает.

Свободный, но структурированный диалог

Требование открытости вузов никто не оспаривает, это уже из области базовой гигиены. Но Андрей Щербенок обратил внимание на другое: вслед за открытостью должны следовать ограничения. Открытых площадок в мире — миллионы, общаться можно в любых сетях и сообществах. В университеты же приходят за определённым академическим дискурсом, здесь практикуют особую коммуникацию, дающую более достоверные представления о мире. Эту базовую университетскую ценность вузы должны сохранить.

Вызов для СФУ

Взгляд нашего ректора Максима Румянцева на задачи начала учебного года мы представили в отдельном интервью (см. стр. 3-4), а здесь лишь отметим, что в числе вызовов Максим Валерьевич указал необходимость встроить в учебный процесс и сделать регулярным всё то, что было наработано за время дистанционного обучения. А что было утилизировано — навсегда забыть.

И ещё наш ректор (в этом он разделяет точку зрения Эдуарда Галажинского, руководителя ТГУ) подчеркнул необходимость университету быть пусть избыточным — но максимально профессиональным. Делать то, что мы лучше всего умеем, а что не умеем — тому учиться.

Валентина ЕФАНОВА