Обложка

Бесплатная продлёнка для физиков

В СФУ работают группы продлённого дня. Нет, не для школьников, где занятия ведут преподаватели университета, хотя такой опыт в нашем вузе тоже имеется. Речь о продлёнке для студентов силами самих же студентов. Впервые площадка, где старшекурсники делятся своим опытом и знаниями с младшими товарищами, заработала в 2019 году в Институте математики и фундаментальной информатики. Осенью прошлого года инициативу подхватил Институт инженерной физики и радиоэлектроники.
Леонид КИМ

Леонид КИМ

— Конечно, в продлёнке никто не будет делать за вас домашку, но мы постараемся доступно изложить непонятую ранее тему, а потом ещё и проверим, как ребята её усвоили, — говорит организатор группы продлённого дня для физиков, студент 2 курса ИИФиРЭ Леонид КИМ.

Леонид из Иркутской области, из Братска, обучался в лицее с физико-математическим уклоном. Говорит, в школе у него были великолепные педагоги по математике и физике, это они мотивировали участвовать в олимпиадах. Полученные знания стали гарантией успеха в университете.

— Подсмотрел я эту идею у математиков в прошлом учебном году, потому что сам, будучи первокурсником, вёл там во втором семестре продлёнки, — продолжает репетитор-волонтёр. — У ребят были серьёзные проблемы с физикой, и они обратились в наш институт. Сейчас через меня прошли уже три группы — две математиков и одна группа физиков. Спрос рождает предложение. Я преподавал у математиков теоретическую механику. Сейчас адаптирую опыт продлёнки для физиков.

— Как ребята узнают о том, что есть продлёнка?

— Один раз в две недели проводим опрос в сообществе нашего института «Информер ИИФиРЭ СФУ» во ВКонтакте и узнаём, какая именно нужна помощь студентам и по каким предметам. Ребята оставляют заявку, указывают свои имя-фамилию, какой предмет они не понимают и кто его ведёт. Я размещаю в группе примерный список задач и свои вопросы. Занятия начинаем, когда набираем хотя бы пять человек, потому что проводить для одного нерационально по трудозатратам. Когда группа собирается, я начинаю искать старшекурсников, обучающихся по этой же специальности либо хорошо разбирающихся в теме. Если они согласны позаниматься с ребятами, находим аудиторию и составляем расписание. Обычно за неделю-две до начала сессии у нас «аншлаг»: человек 20 точно ходят в продлёнку, потому что лишний раз что-то спросить, повторить никому не помешает.

— Так ведь и у самих репетиторов сессия? Как всё успеваете?

— Я, например, не люблю откладывать дела на потом, поэтому у меня ко времени начала сессии по большинству предметов уже есть зачёты.

— Не жаль тратить время на занятия в продлёнке?

— Во-первых, если хочешь сам в чём-то хорошо разобраться, ты это должен рассказать другому так, чтобы он всё понял. Наш преподаватель по механике Василь Гранитович ПЛЕХАНОВ говорил: «Ты можешь считать, что выучил предмет тогда и только тогда, когда в состоянии этот материал рассказать так, чтобы его понял шестилетний ребёнок». Вот этим и отличается продлёнка от лекций преподавателей. Преподаватели нацелены на охват группы в 20 человек, и если кто-то отстал, не понял — должен сам во всём разбираться. А студент, хорошо усвоивший тему, может и более простым языком объяснить её своим товарищам. Обычно занятия у нас проходят один раз в неделю. Разбираем какой-то вопрос, а через две недели — контрольная проверка: выясняем, какие моменты так и остались непонятыми.

Всем, кто занимается с младшими курсами (а таких инициативных ребят, которым нравится объяснять материал другим, в ИИФиРЭ человек шесть наберётся), даются баллы. Благодаря им репетиторы-волонтёры могут в дальнейшем претендовать на получение повышенной стипендии (ПГАС). Например, сам Леонид Ким уже провёл в общей сложности 17 занятий в продлёнке и накопил достаточно баллов для получения повышенной стипендии.

— Леонид, как относятся к продлёнке преподаватели?

— Поддерживают. Например, я беседовал с Василем Гранитовичем Плехановым, и он подсказал, на какие темы стоит сделать упор, что именно он будет спрашивать на зачёте и экзамене. Мы с этим разбирались. Связь с преподавателями не очень тесная, но она есть.

— А как вы сами оцениваете результаты своей работы?

— Ни у математиков, ни у нас нет системы оценивания. Обычно просто разговариваем с ребятами и спрашиваем: остались ли у кого-то вопросы? Если отвечают «нет» — значит, мы выполнили свою задачу. Никаких тестов или домашних заданий, потому что у студентов, помимо продлёнки, полно и других забот.

— Может быть, кто-то из репетиторов-волонтёров вошёл во вкус, почувствовал, что преподавание — это прямо его призвание?

— Могу сказать о себе: мне нравится такая история. Помимо продлёнки я сейчас ещё подрабатываю репетиторством в городе. Моё направление обучения — «Фундаментальная физика», поэтому вижу себя в будущем либо инженером, либо преподавателем, либо научным сотрудником. В дальнейшем планирую поступать в магистратуру, потом в аспирантуру.

— Вы ещё и руководите Молодёжным центром ИИФиРЭ.Что интересного готовит и делает МЦ вашего института?

— Мы собрали заявки и проведём институтский этап конкурса «Студент года», а потом будем готовить ребят к университетскому этапу. Кроме того, планируем снять видеоролик для абитуриентов, чтобы заинтересовать их в поступлении именно в ИИФиРЭ. Недавно по инициативе первокурсников у нас открылся свой шахматный клуб. Ещё есть желание поиграть в настольные игры. Возможно, будет соревнование по гиревому спорту. Учёба учёбой, но отдыхать временами надо.

Похожие материалы