Штрихи к портрету олимпиады

Подведены итоги XIV Международной студенческой олимпиады по русскому языку

В этом году олимпиада получила новое название — «ЯРус» — и побила рекорд по количеству соревнующихся — 494 участника.

В их числе 195 иностранных студентов из Армении, Беларуси, Вьетнама, Гвинеи, Египта, Индии, Ирака, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Мали,
Марокко, Монголии, Мозамбика, Сирии, Танзании, Того, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Экваториальной Гвинеи.

Российские студенты гуманитарных и негуманитарных направлений, включившиеся в состязание, — это представители Абакана, Горловки, Донецка, Екатеринбурга, Ессентуков, Железногорска, Калининграда, Каратуза, Красноярска, Куйбышева (Новосибирская область), Лесосибирска, Москвы, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Орехова-Зуева, Пятигорска, Рыбницы, Санкт-Петербурга, Саранска, Тольятти, Томска, Саяногорска.

И количество, и география участников показывают, что олимпиада растёт и крепнет.

Задания, как всегда, нетривиальны.

Например, нужно было выбрать лишний пример из приведённых авторских цитат и пословиц, в которых есть повторение слова в разных падежах:

1. Едет беда на беде, беду бедой погоняет.

2. И склоняю, как школьник плохой: колею, в колее, с колеёй…
(В. Высоцкий).

3. И звезда за звездой / Понеслась... (А. Блок).

4. Ворон ворону глаз не выклюет.

5. Клин клином вышибают.

6. Но человека человек / Послал к анчару властным взглядом... (А.С. Пушкин).

Это задание для негуманитариев оказалось сложным. Многие пытались найти разгадку в присутствии конкретных падежей. Например, указывали, что во всех фразах, кроме одной, есть именительный падеж, хотя здесь таких фраз две. Или отмечали, что в одном из примеров падежей больше, чем в остальных. Только три участника смогли верно ответить на вопрос и не только назвать пример 2, но и объяснить, чем именно он отличается. Вот один из верных ответов: «В предложении под номером 2 склоняемое существительное подразумевается как один объект, в то время как в других примерах склонение используется для описания нескольких объектов. Например «Едет беда на беде...» (2 беды), «И звезда за звездой…» (2 звезды), «Ворон ворону…» (2 ворона)» (Евгений Казоба, ИКИТ СФУ).

Ребус тоже сложностей не вызвал

Ребус тоже сложностей не вызвал

Ещё студентам-негуманитариям нужно было определить модель выражения количества у некоторых обозначений чисел древнерусского языка. Почему, например, число 25 в древнерусском называлось полтретья десяте? Оказывается, эта модель — прибавление к полному числовому ряду (например, двум десяткам или сотням) половины следующего разряда (например, десятка или сотни) — сохранилась и сейчас, правда, идея количества может выражаться не только прибавлением половины, но и любой части разряда (пять минут шестого, разменять третий десяток лет). И хотя многие успешно выделяли из предложенных слова, образованные по древней модели, но не смогли объяснить саму модель.

Зато не вызвала сложности задача, в которой нужно было придумать пример, где бы слово нету отличалось от нет и устраняло двусмысленность, которую вызывает последнее (отказ в просьбе или указание на отсутствие чего-либо). Приведём пример ответа участницы:

«Первая ситуация («Нету» означает отсутствие телефона):

— Дайте телефон.

— Нету.

Вторая ситуация («Нет» может означать отказ дать телефон или его отсутствие):

— Дайте телефон.

— Нет». (Анна Дрягина, Балтийский военно-морской институт).

Студенты гуманитарных направлений в этом году искали логическую ошибку во фразе Учёные уже давно всё выяснили насчёт работы нашего мозга, так что скоро искусственный интеллект заменит человека во многих местах; оценивали узуальность (общеупотребительность) слов погладистый и окладистый в шутливой фразе Муж должен быть покладистым, погладистым и окладистым и определяли, какое из трёх слов стало стимулом для образования двух других; находили исторические изменения в морфемном составе слов рябина, народ, свадьба, невеста, столица; выясняли, что в древнерусском языке значили слова возбудить, возразить, восхитить и какой смысловой оттенок придавала им приставка воз- (вос-).

Каждый год в олимпиаду включаются аналитические или творческие вопросы. Вот и на этот раз были задания, у которых нет однозначного ответа.

Негуманитариям нужно было поразмышлять о том, какие слова можно назвать «белыми» (в сравнении с существующими «чёрными» словами). В ответах участники называли слова или целые фразы, связанные с этикетом (У Вас определённо талант! Вы всегда можете рассчитывать! Желаю Вам здоровья и счастья!), называющие «светлые» состояния или положительные личные качества (радость, счастье, доброта, спокойствие, вера, надежда), связанные с душой и духовностью (Пасха, душа, Господь, сиять), поэтические средства языка или слова, обозначающие что-то белое (жемчужина, лилия).

Гуманитариям предложено было оценить возможность нормативного закрепления в языке словосочетаний типа озвучить возможность, озвучить подход, озвучить мотив, озвучить образы (при том, что уже стали нормой выражения озвучить мысль или решение) и обосновать свой ответ. Поскольку вопрос дискуссионный, участники могли выразить разные мнения, важно было грамотно их аргументировать.

Традиционно были задания, связанные с региональной (диалектной) речью. Гуманитарии должны были определить название игры, в которую играли в Кежемском и Богучанском районах края и в которой использовались рюшки и сохатец. Далеко не все смогли определить, что эта игра — бабки. Негуманитариям нужно было определить, что в литературном языке означают речевые фрагменты, взятые из илимского диалекта, например, огольцы надыбали ярок и ухажий («перевод» — ребятишки нашли глубокую лощину и участок тайги). Задание не сложное, если знать, где искать значения слов. А искать нужно в специальных диалектных словарях.

Задания для иностранных студентов включали вопросы на знание основных норм русского языка, на понимание смысла русских фразеологизмов, включающих названия частей тела, на различение омонимичных слов и форм (заводила — глагол и существительное). И, конечно, было творческое задание, в котором нужно закончить текст с интригующим началом. Те, кто придумал не менее интригующее продолжение, были награждены дипломами «За творческий подход к написанию сочинения».

Екатерина КУДРЯВЦЕВА, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК

Информацию о призёрах олимпиады можно найти здесь

Похожие материалы