Обложка

За вкусняшками — в «Чел»

О стартапе с молодёжным названием «Чел», воплощённом в СФУ выпускниками Института гастрономии (направление «Высшая школа гастрономии») наша газета рассказывала в феврале этого года. Даниил ЧУБ и Максим СЕМЕНА ставили цель — вывести на новый уровень культуру питания в университете, познакомить студентов с новыми сочетаниями вкусов, развить у них гастрономический кругозор. Сегодня точки питания с брендом нео-столовая «Чел» работают на шести площадках университета. Те, кто там учится или работает — просто счастливчики!
Максим и Даниил

Максим и Даниил

Напомним, что стартап «Чел» реализован благодаря стратегическому проекту «Гастрономический R&D-парк» по «Приоритету 2030», а также инвестициям группы компаний Bellini Gastronomic Ecosystem.

Большая перемена. Мы направляемся к буфету в Пирамиде, а навстречу спешат преподаватели и сотрудники с пакетами еды. В самом «Челе» приличная очередь. Вот бы заказать персональный набор блюд на завтра по приложению, да ещё бы доставку! — мелькает мысль. Мечты, мечты…

Интересуемся, у Даниила и Максима, как развивается их бизнес.

— У нас налажено собственное производство на Свободном, 76 «д», в общежитии №22. С каждым месяцем в «Челе» всё больше гостей, — рассказывает Максим. — Благодаря тому, что в мае-июне мы работали в тестовом режиме, какие-то подводные камни смогли выявить и устранить. В основном сложности касались внутренних моментов, логистики: сколько, чего и куда должно приходить. Мы всё это отработали, а в сентябре уверенно зашли на площадки, и каких-то форс-мажоров удалось избежать. В первую неделю, правда, из-за того, что было новое меню, новая команда, где-то не соблюдались тайминги по отгрузке, еда могла прийти чуть позже. Но буквально в течение недели мы это исправили, и теперь всё идёт ровно.

Сейчас начинающие предприниматели работают над тем, чтобы расширить обеденную зону, планируют поставить дополнительные кассы, а где-то и установить новое программное обеспечение.

— Если честно, мы сами не ожидали такого ажиотажа. Увеличиваем проходимость, потому что спрос довольно большой, — добавляет Даниил. — Кроме того, обслуживаем корпоративные мероприятия, из последнего — конкурс «Твой Ход» в СФУ, кормили 450 человек в день. «Чел» востребован, его ждали, у него есть потенциал и возможности роста. Сейчас разрабатываем приложение, которое позволит делать удалённый заказ, и систему лояльности. Но это не скорая история, возможно, всё получится до конца учебного года.

Обратную связь создатели «Чела» получают и от кассиров, и от самих студентов, когда стоят с ними в общей очереди в час пик.

— Мы сами всегда завтракаем и обедаем в «Челе». Собираем, обрабатываем информацию, реагируем на все замечания, пожелания, расширяем меню, — продолжает Максим. — Например, выяснили, что преподаватели полюбили десерты, особенно меренгу с варёной сгущёнкой. А студенты хотят попробовать новые салаты, и мы сейчас разнообразим их ассортимент. Подготовили предновогоднее предложение — увеличенные порции блюд на компанию. Наполнение? Самое разное: холодец, оливье, другие классические блюда к новогоднему столу. На этапе подготовки проекта мы сами разрабатывали стартовое меню. И до сих пор большая часть блюд пользуется спросом: суп-пюре из шампиньонов, салаты «Коул слоу», «Оливье» с курицей, булгур с кукурузой и карамелизированным луком, котлеты куриные.

А ещё многим нравится выпечка от кондитории «Ромбаба», которая разработала для «Чела» специальный ассортимент на основе своих рецептов. Чего здесь только нет! Слойка со шпинатом и сыром, банановая корзинка с карамелью, шоколадный маффин с маршмэллоу, коврижка с творогом и вишней, эклеры, традиционные десерты «муравейник», «картошка» и др.

Средний чек обеда — 180 рублей.

Предпочтения зависят от площадок. Например, студенты Политеха чаще выбирают домашнюю кухню, а в Институте архитектуры и дизайна ориентированы на современные гастрономические тренды.

Команда нео-столовой — около 40 человек.

Это повара, заведующие производством, бригадиры, менеджеры по закупкам, а в буфетах — кассиры, заведующие, посудомойщицы.

— Найти людей под наш проект было нелегко, — признаётся Максим, — но в течение месяца мы сформировали костяк. На производстве мы обновили оборудование, отремонтировали кухню. Три буфета после ремонта переделаны так, что дизайном и атмосферой наслаждаются и посетители, и сами работники. За дизайн у нас отвечала талантливая выпускница ИАиД Екатерина ПЕСТОВА, и мы не ошиблись, пригласив её в свою команду. Стоя в очереди, иногда слышим хорошие отзывы об оформлении и цветовой гамме.

— К слову, многие сотрудники буфетов перешли к нам из СФУ, мы их увлекли своей идеей ещё весной, — сообщает Даниил. — Теперь говорят: всё изменилось в лучшую сторону. Мы стараемся поддерживать корпоративный дух, мотивировать сотрудников; создаём, как в Bellini Gastronomic Ecosystem, обстановку большой ресторанной семьи. Что касается блюд, то готовят их из высококачественного сырья. Поставщики у нас те же, что и у ресторанов Bellini.

Самой большой сложностью для вчерашних стартаперов было «вписать» свою коммерческую организацию в структуру государственного учреждения, живущего по другим нормам и правилам.

— Некоторые моменты нам были непонятны, где-то мы даже спорили, ссорились. Но в целом ни в чём не разочаровались. Опыт получили уникальный. Думаю, открывая стороннее коммерческое заведение где-то в городе, мы столько бы не узнали, — уверен Максим. — Очень нам помог инвестор, директор Института гастрономии Алексей ГОРЕНСКИЙ.

Проект Максим с Даниилом стали разрабатывать ещё на третьем курсе. Начать бизнес планировали с открытия кофейни, но быстро поняли, что локация, где собирались её разместить — не самая подходящая, и проходимость маленькая. Была мысль организовать приготовление панкейков с гастрономическими вкусами. Но всё же хотелось чего-то более масштабного. Однажды осенило: почему бы не изменить студенческое питание в университете? А то оно «зависло» на уровне, когда в этих стенах учились ещё нынешние преподаватели университета и родители сегодняшних студентов.

— Мы понимали, как это исправить и улучшить. Когда предложили идею инвестору, она ему очень понравилась. Алексей Валерьевич сказал, что сам давно хотел этим заняться, — рассказывает Максим. — А дальше сработал размах и полёт его мысли. Мы-то хотели начать с двух точек питания и двигаться вперёд постепенно. А он говорит: «Нет, это так не работает. Шесть точек, и только тогда я готов в это инвестировать». Для нас такие объёмы были, конечно, неожиданностью. Год мы потратили на разработку проекта, потому что это большая ответственность и перед студентами, и перед университетом. Но потом появилась уверенность.

Сейчас два буфета «Чел» работают на Свободном (ИАиД, ИНиГ), четыре точки на Киренского: две в Политехническом институте и по одной в ИИФиРЭ и в ИКИТ. В последний час перед закрытием (с 15:30 до 16:30) действует скидка 25% на всю продукцию.

В октябре «Чел» обслужил более 27 тысяч человек.

Проект уже прошёл точку безубыточности, опередив ожидания своих создателей. Теперь Даниил и Максим одержимы другой идеей: изменить студенческое питание в масштабе всей России. Это глобальная цель, которую они себе наметили.

Работа с «Чел» отнимает у парней массу времени. Многое ещё в планах, например, реализация блюд из микромаркетов. По словам предпринимателей, скорее всего, до конца текущего учебного года вендинги появятся в кампусе, по крайней мере, несколько должны установить в тестовом формате. А кофейню они всё-таки откроют, как и мечтали. Заработает она ориентировочно в начале следующего года в Пирамиде. С натуральным кофе можно будет взять закуски, сэндвичи, бейглы и полноценные завтраки.

Ребята говорят, что «Чел» прокачал их как руководителей. И хотя они ещё не достигли уровня своего инвестора, но к этому стремятся. А старт взят хороший. Самое приятное — видеть, что, один раз попробовав их блюда, люди возвращаются снова и снова.

И напоследок о новогоднем блюде №1 в личном рейтинге разработчиков «Чела». Оказалось, у Даниила их целых два: холодец и салат «Сельдь под шубой». У Максима — фирменный «Оливье» с говяжьим языком и «Гусь, запечённый в тесте».

Похожие материалы