Диплом как финал

Весна — горячая пора в жизни каждого студента-дипломника. Я могу спокойно оспорить распространённое утверждение о том, что окончание школы — путёвка в Большую Взрослую Жизнь. Нет, господа — именно выполнение дипломной работы и её защита являются тем самым пограничным постом, который выпускает нас в самостоятельное плавание.

Первые два курса студенты обычно ведут беззаботную жизнь, даже не задумываясь о своём будущем. Из бесед с первокурсниками прямо-таки хлещет это опьяняющее чувство вырвавшихся на свободу орлов и орлиц. На учёбу они смотрят не особо серьёзно, рассматривая её… как повинность (хотя вроде бы у нас нет закона о всеобщем высшем образовании). Да и учёба на первых двух курсах — в основном, общие предметы, без углубления в специальность.

Но к старшим курсам все меняется. Молодёжь остепенилась. Многие уже работают, причём часто по получении диплома не планируют эту работу менять. Не знаю, как на остальных факультетах, но на нашем химическом стабильно 10-15% дипломников собираются связать свою дальнейшую жизнь с химией и заниматься наукой. Для таких дипломная работа особенно важна, ведь при желании и старании за время, отпущенное на диплом, можно сделать и часть диссертации. Что же такое подготовка дипломной работы? Когда надо о ней задумываться и каким образом лучше организовать своё время? Об этом мы и поговорим.

По учебному плану индивидуальная научная работа студента начинается в пятом семестре (3 курс). К этому моменту заканчиваются общеобразовательные предметы (такие, как история, музыка и т.п.) и начинается специализация по кафедрам. К сожалению, большинство студентов заранее мало интересуется кафедрами и научными руководителями, которых выбирает. А сам выбор зачастую происходит в пользу сомнительно-верхоглядской конъюнктуры («криминалистика — это круто!», «ооо, лазеры!»), заразного инстинкта («все мои подруги пошли на международную экономику, и я!») или… за так и не выбравших студентов решает деканат.

Ни к чему хорошему это не приводит. Будучи «не в теме» тематики (простите за каламбур), которую вам предлагает научный руководитель, вы позднее можете с ужасом обнаружить, что вам неинтересно то, чем вы занимаетесь (а в соседней лаборатории в этот момент «раскручивают» именно ту проблему, которая может стать вашим коньком). Поэтому лучше по собственной инициативе и заранее встретиться с предполагаемым научным руководителем, доверительно поговорить с ним о «подводных камнях», которые встречаются в его теме. Нелишне будет сходить в библиотеку полистать публикации в журналах. Верю, что недосуг, зато это будет осознанный выбор.

И вот наступает последний семестр. Студенты освобождены от учёбы, и тут… главное не расслабляться. У меня была пара знакомых, у которых от кучи свободного времени «срывало крышу», а потом приходилось лихорадочно делать эксперимент в последние дни мая.

Кстати, об эксперименте (или практической части, если выйти за рамки столь милой мне химии). Лучше озаботиться о нём с первых дней вашей работы… на третьем курсе, чтобы на пятом всё выглядело «Как мне оформить результаты сделанной работы» вместо «Какую же тему выбрать, чтобы по ней начать эксперимент». В идеале — экспериментальную базу на 50% следует сделать на 3-4 курсах, результаты представить хотя бы на одной конференции, чтобы заранее «отрепетированные» и проверенные данные легли в диплом, а на основании этих данных спланировать дипломный эксперимент (иногда банальная проблема дипломников — неудачные эксперименты. Чем занимались на 3-4 курсах —непонятно).

Параллельно с экспериментом пишется литобзор. Сама по себе эта работа близка к обезьяньей — сиди и тупо переписывай из разных статей, чтобы потом обобщить. Вот только и здесь есть свои сложности — не меньше 30% литературы должно быть на иностранном. Так что по крайней мере специальный английский знать надо.

Немалую роль в написании диплома играет научный руководитель. Основная ошибка в отношениях с ним — отсутствие постоянного контакта. Инициативу здесь следует проявлять самому студенту (особенно если что-то не получается), и не следует думать, что если научный руководитель «либеральничает», то можно трудиться спустя рукава — когда приходит срок, с вас обязательно спросят.

Александр ЛЕШОК
За советом — как сделать дипломную работу, чтобы вам и вашему научному руководителю не пришлось краснеть на её защите, корреспондент обратился к Ю.Т. Мельникову, к.х.н., доценту кафедры физической химии ИЦМиМ СФУ. Из беседы выкристаллизовались следующие рекомендации:

В дипломной работе важно

  • > Актуальность выбранной темы.
  • > Самостоятельность в проработке литературы и выполнении эксперимента.
  • > Целостность и возможно больший объем полученных результатов, что обеспечит ценность работы.
  • > Интерес студента к проводимому исследованию.
  • > Ответственное отношение к самому себе и к работе.

Наиболее распространённые ошибки при выполнении и защите дипломной работы:

  • > Недостаточно ответственное отношение студента к выполняемой им работе.
  • > Недостаточный объём полученных данных и поверхностная их интерпретация.
  • > Отсутствие рекомендаций о практическом применении полученных результатов.
  • > Неуверенность при защите дипломной работы.

Таким образом, самым важным является именно отношение студента к выполнению дипломной работы, а также уверенность в достоверности и качественной интерпретации полученных результатов.