За забором

Впечатления обывателя на VIII Красноярском экономическом форуме

Обычно, аккредитуя наших корреспондентов на Красноярском экономическом форуме, мы ставили им задачу-минимум: показать, как представлен на этом престижном мероприятии Сибирский федеральный университет и, если повезёт, — добыть эксклюзивное интервью у кого-то из именитых гостей. Именно в этом контексте мы рассказали читателям о КЭФ-2011 в прошлом номере УЖ.

А вот независимого корреспондента Андрея КУЗНЕЦОВА, приглашённого сделать для нашей газеты обзорную статью, мы попросили действовать по-другому: «Отнесись к этому не как к работе, а как к важному интеллектуальному событию в твоей собственной жизни. Ведь на форуме будет куча интересных людей, интересных дискуссий — возьми оттуда то, что окажется важно лично тебе. Как думающему человеку». Перед вами — результат трёхдневного погружения и аналитики полученных впечатлений.

— Аркадий, у вас нет ощущения, что то, что мы здесь обсуждаем, кардинально отличается от того, что вот там на улице, за забором?
— Говорить о том, о чём люди говорят за забором, нужно за забором, а не здесь между собой. Участники форума склонны к обобщениям, а не к тому, как выражают мысли люди в реальной жизни.

(Фрагмент дискуссии на VIII Красноярском экономическом форуме)

Не первый год участники и наблюдатели отмечают особую «вольнодумскую» атмосферу Красноярского экономического форума. Восьмой не стал исключением. Виной ли тому дух казаков времён «красноярской шатости» (1695-1698), сбросивших воеводу, или память о «Красноярской республике» 1905 года, но на VIII КЭФ из самых разных уст прозвучало немало откровений, о которых догадываются почти все, но вслух произносить их как-то не принято. Вот, например, президент Американо-Российского делового совета Эдвард ВЕРОНА на вполне правильном русском языке так обозначил главный и единственный приоритет деятельности его организации: «Делать всё возможное для того, чтобы Россия вступила в ВТО, чтобы американские компании могли воспользоваться возможностями, которые появляются как следствие этого».

Но главным возмутителем спокойствия стал не кто иной, как основной докладчик и VIP форума, вице-премьер правительства и министр финансов России Алексей КУДРИН: «Мы хотим соответствовать международным стандартам, внедряем их, но потом они обходятся. Мы живём «по понятиям» больше, чем по правилам… Мы на самом деле имеем слабую систему управления, в том числе и в правительстве». В целом, Алексей Леонидович дал массу поводов для гаданий конспирологам и кремлеведам, но я не буду отбирать у них хлеб и предлагаю впечатления, более понятные среднестатистическому россиянину.

На моём личном счету это третий подряд Красноярский экономический форум, в информационном обеспечении и освещении которого я принимал участие. Но на VI и VII форумах это была стандартная работа телевизионного журналиста — официозные видеообзоры, краткие оперативные дайджесты событий и высказываний VIP. Такой «телевизионный» взгляд «по верхам» даёт зрителю лишь беглое представление о форуме как о некой «пафосной тусовке сильных мира сего», что вкупе с дополнительными пробками на дорогах вызывает у многих красноярцев лишь раздражение. (Наверное, в контексте именно такого впечатления возникла словесная дуэль Павла Неверова, исполнительного директора «Медицинской компании ЮНИКС», и Аркадия Дворковича, помощника президента Российской Федерации, вынесенная в преамбулу).

На этот же раз у меня появилась возможность побывать не только на «статусных мероприятиях», но и на дискуссионных площадках, которые просто по-человечески интересны. И, о чудо! Раздражение и пафос куда-то исчезли, а в голову закралась «фантастическая» мысль.

Говорят, китайцы сделали из EXPO-2010 грандиозный «внутренний» PR-проект. Миллионы жителей из самых дальних и бедных районов Поднебесной, побывав на выставке, своими глазами увидели образ желаемого и возможного будущего, в том числе будущего каждого из них. И этот образ для них теперь — «луч света в тёмном царстве». В СССР схожую роль играла постоянно действовавшая Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Смею предположить, что если бы Красноярский экономический форум был в меньшей степени «тусовкой для своих», а в большей — мероприятием, направленным вовне, то принёс бы больше пользы и власти, и бизнесу, и — самое главное — обществу. Однако помощник президента (может быть, в пылу дискуссии) чётко обозначил: вот «забор», вот «мы» и вот «они». Хотя бизнесменов, которые работают по одну сторону забора, а «обобщают» по другую, такое положение, похоже, уже не устраивает.

Общее впечатление: VIII Красноярский экономический форум — своеобразная «машина времени». Основные площадки с наиболее важными гостями — это наши 2000–2010 годы.

Вот, например, «революционное» выступление министра финансов России Кудрина. Алексей Леонидович раз за разом говорил о необходимости смены устаревшей экономической модели, избавлении от нефтегазовой зависимости, но что «в сухом остатке»? Хорошо знакомое: «Нет денег!». Ни на образование, ни на здравоохранение, ни на инновации. А как же смена экономической модели и избавление от нефтегазовой зависимости? Ну, вот как-то так…

Выступления лидеров нынешней энергосырьевой экономики тоже были интересны цифрами, фактами (например, я узнал, что средняя скорость грузоперевозок в системе РЖД составляет всего… 34 км/ч!!!). Но по сути, в них не предлагалось никаких кардинальных изменений за исключением того, что вектор движения должен быть не на запад, а на восток. Глава РУСАЛа Олег Дерипаска даже придумал политическое решение, которое подкрепило бы такой поворот, но опять же такой шаг (не факт, что он будет реализован) запоздал лет на десять:

— Северный Кавказ важен. Но не менее важны наши Сибирский и Дальневосточный округа. А если внимательно посмотреть, то удвоить, утроить, может быть даже в 5 раз увеличить продукт к 2020-му году можно только здесь. Управление должно быть перенесено сюда. Я не знаю, это мечты, но может быть создать новый единый округ, дать сюда функцию вице-премьера, решить вопрос с выделением полномочий. Министерство регионального развития собирается в Москве и не понимает, что здесь происходит. Соответственно, все эти целевые программы далеки от реальности.

Наиболее яркой иллюстрацией взаимного непонимания бизнеса и власти стал вопрос бизнесмена Павла Неверова помощнику президента Аркадию Дворковичу:
— У вас нет ощущения, что правительство вообще не понимает, что происходит в стране?

Кстати, вопрос этот сорвал бурю спонтанных аплодисментов среди участников пленарного заседания «Настройка системы управления: чем будет прирастать Россия в XXI веке?». Аркадий Владимирович даже обиделся:

— Если у кого-то есть иллюзия, что есть простые решения тех реальных вопросов, которые существуют, то мне жаль людей, у которых есть такие иллюзии.

У меня есть достоверная информация о том, что происходит на большей части страны, и она есть у президента. Но это не значит, что есть простой золотой ключик, который откроет дверцу в мир, в котором будут веселиться и плясать куклы, и в котором Буратино получит свои золотые.

Нужно пахать, нужно делать это разумно, думая о последствиях каждого сделанного шага. И у нас пока что ужасно плохо работающая административная система.

Откровенно? Да. Но от представителя федеральной власти хотелось бы уже не слов, а результатов. Поэтому — прошлое десятилетие.

2010-2020 гг. В этом временном отрезке «сегодня — завтра» я почувствовал себя на площадке «Start-up Challenge», где презентовали свои проекты инноваторы, в дискуссии «Современные механизмы управления: информационное общество», на заседании круглого стола «Совершенствование городского управления с использованием зарубежного опыта. Итоги ЭКСПО в Шанхае» и т.п.

Бог с ним, с Шанхаем! В Башкортостане с 1998 года (!) функционирует республиканская программа по малой гидроэнергетике — это 20 малых и микроГЭС мощностью 50-670 кВт. А у нас, при двух крупнейших в России ГЭС, некоторые отдалённые населённые пункты периодически сидят без света! При этом красноярские разработчики который год презентуют образцы микроГЭС.

Вот и на «Start-up Challenge» потенциальным инвесторам была представлена новая модель микроГЭС красноярской разработки. Её покупателями, по мнению авторов проекта, могут быть турбазы, фермерские хозяйства, охотники.

2020-2030 гг. Образ этого отдалённого будущего наиболее эффектно был представлен на креативной площадке компании «АСТРАРОССА». Причём аудиторию, в основном, составляли студенты, преподаватели, представители малого и среднего бизнеса. «Капитаны индустрии» и власти предержащие, похоже, сочли происходившее там несерьёзным шоу. Между тем, именно на креативной площадке я почувствовал, что многие решения и проекты, предложенные титулованными участниками VIII Красноярского экономического форума, к моменту их реализации могут безнадёжно устареть. Прав был Уинстон Черчилль: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне».

Вот, например, реальная сегодняшняя проблема, о которой тоже говорили на форуме, — дефицит рабочих специалистов. На первый взгляд, наиболее очевидное решение — организовать их подготовку; и дискуссии идут лишь о том, как, где и за чей счёт? А вот о том, кто пойдёт учиться, например, на слесаря, где найти таких людей и чем завлечь — мало кто думает.

— У нас просто нет социального слоя, который бы туда пошёл, — отметил генеральный директор компании «АСТРАРОССА» Сергей ХАПРОВ. — Сейчас в нашей стране 21000 профессий. По некоторым профессиям во всей стране наберётся всего человек 500. Мы практически не закрываем кадрами отраслей предыдущего технологического уклада (машиностроение и др.). Но при этом: мобильная телефония у нас появилась — её надо обслуживать, техники нужны. Компьютерные сети появились — техники нужны. И ещё говорят: «Мы привлечём молодёжь в авиастроение!». Но тогда пойдите, поговорите с родителями — пусть они ещё нарожают! У меня складывается впечатление, что у таких людей функция элементарного сложения не работает!

В ходе дискуссии «Инновационная стратегия Сибири 2030» Сергей Хапров описал крах многих крупнейших мировых производителей фотоматериалов, аудио- и видео-кассет, «прозевавших» приход цифровой аудио-, видео- и фототехники. А ведь наш край тоже демонстрирует печальный пример отсутствия долгосрочного прогнозирования именно в этой сфере.

За период с 1991-го по 1996-й год на Электрохимическом заводе в Зеленогорске (Красноярск-45) при активном содействии «BASF Magnetics» было налажено крупнейшее в России производство аудио- и видеокассет под маркой «ECP», которые даже шли на экспорт. Нынешние участники VIII Красноярского экономического форума, «киты» политики и бизнеса, наверняка в середине 90-х посчитали бы это примером успешной конверсии. Тогда мало кто задумывался, почему «BASF» сокращает производство магнитных носителей и распродаёт оборудование? При этом уже с 1982 года в мире массово выпускали диски CD-audio, а с начала 1990-х — Sony и Philips активно разрабатывали технологии DVD. Итог: в 2007 году Электрохимзавод полностью остановил производство аудио-, видеокассет за отсутствием спроса и до сих пор распродаёт остатки…

В общем, «по ту сторону забора» на VIII Красноярском экономическом форуме на самом деле было немало полезного и интересного. И если вы, в отличие от китайских крестьян на EXPO-2010, не были приглашены на VIII КЭФ — не беда. На сайте форума (www.krasnoforum.ru) выложены записи многих его заседаний, которые можно прослушать в спокойной обстановке, вернуться, разобраться в непонятном и, самое главное, задуматься. Жизнь — это шахматы, причём с каждым годом всё более быстрые. Надо просчитывать свою партию на несколько ходов вперёд.

Андрей КУЗНЕЦОВ
Фото с сайта krasnoforum.ru

Похожие материалы