Встречи с Хасаном
Истории, рассказанные на открытии именной аудитории Профессора
Вот эта граница между тем, что ты зашиваешься, когда надо и то, и это поправить, и между некоторой нирваной, она ясно обозначилась в сознании. Этим уроком я пользуюсь всю жизнь. Когда что-то становится невыносимым, жарким, то есть выход: наблюдай».
Это лишь одна из историй, рассказанная на открытии именной аудитории, посвящённой памяти профессора Бориса Иосифовича ХАСАНА, легендарного человека, стоявшего у истоков создания Института педагогики, психологии и социологии СФУ и во многом определившего развитие образования в крае и в России.
Аудитория открыта в Институте экономики, государственного управления и финансов, где Б.И. Хасан работал последние 7 лет. Она получилась современная, с зонированием, модульными столами, скамейками с подзарядками, мультимедийным оборудованием для проведения видеоконференций. И с цитатами профессора на стенах.
А история, рассказанная в начале — от Павла СЕРГОМАНОВА, ученика и коллеги Б.И. Хасана, ныне руководителя академической лаборатории Сберобразования ПАО Сбербанк.
Данью памяти Мастеру стал и сам вечер, посвящённый открытию аудитории. Помимо тех, кто пришёл в аудиторию, более 30 человек участвовали в событии дистанционно. Ведущая вечера, руководитель научно-учебной лаборатории мониторинга профессиональных компетенций СФУ Лариса НОВОПАШИНА, предложила каждому вспомнить свою встречу или опыт общения с Профессором. Мы решили поместить здесь именно эти рассказы — о встречах.
Собравшихся приветствует Лариса Новопашина
Ольга НИКИТИНА, заместитель министра образования Красноярского края: «У меня в памяти два сюжета. Один связан с конференцией «Педагогика развития» 2002 года. Я была директором педколледжа. И вдруг Борис Иосифович принимает решение перенести туда конференцию. По тем временам — непонятное решение. Как директор я с ужасом смотрела на это: приезжало до 700 человек, а наш зал всего 160 вмещал, поэтому были заняты все холлы, велись сотрансляции, мы с ума сходили, как всех желающих со всей страны принять и разместить.
Воспоминаниями делится Ольга Никитина
Но это неординарное решение тогда по сути подняло систему образования и запустило процессы нового развивающего обучения. И это только он мог сделать — запустить новые содержательные вещи.
Второй сюжет — когда я увидела Бориса Иосифовича не только как представителя профессуры края. Мы с Игорем РЕМОРЕНКО (ныне – ректор Московского городского педагогического университета, — ред.) учились в «Шанинке», это был филиал Манчестерского университета, мы учились в первом потоке. Состав преподавателей был звёздным, мы с трепетом на каждого смотрели. И уже на третий год в этом звёздном составе появился Борис Иосифович. Т.е. наша красноярская школа прозвучала и там. Выход за пределы края и позиционирование среди лучших педагогов страны — это тоже уникально».
Виталий ВЯЗНИКОВ, ученик Хасана, главный спонсор, генеральный директор ООО «Неотерика Рус»: «Вспоминаю первую встречу в далёком 1993 году. Мы, первокурсники желанного психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета, оказались на игре-запуске перед началом обучения. И я помню, как меня абсолютно выбили из колеи те вопросы, с которыми на нас наезжали Хасан и его команда. Был задан вопрос: «Зачем вы здесь? Что вы хотите?». С виду вопрос простой, но он впервые для меня открыл такую тему, что если человек понимает, что он хочет и для чего, то тогда только и возможна Встреча с большой буквы между людьми».
Евгения БУХАРОВА: «Мы встретились в 1991 году, когда тогдашний ректор КГУ Вениамин Сергеевич СОКОЛОВ создавал здесь современный университет. Я приехала сюда работать, и первым, с кем Соколов меня познакомил, был Хасан. «Вот этот тебя научит», — сказал Соколов, а я подумала: «Чему он может меня научить? И вообще все эти психологи где-то не в том мире живут».
Тем не менее создание экономического факультета, ППФ, факультета филологии шло в тесном общении, обсуждении, спорах. Передо мной цитата Бориса Иосифовича про конфликт («Мы не против друг друга, а мы вместе — против проблемы», — ред.), и у нас конфликт реально был движителем этого процесса. И если бы не было этой попытки взглянуть на образование под другим углом, наверное, не состоялся бы и экономический факультет.
Текущий момент показывает, что конфликт, конечно, двигает прогресс. При этом он сталкивает людей, ломает отношения. И правильно себя вести, правильно выбирать стратегию, поддерживать те связи, которые накапливаются годами, и по-новому их переосмысливать научил нас Хасан. И по сию пору он нас чему-то учит.
Я рада, что его ученики инициировали такое пространство, где могли бы встречаться люди, решать те сложные задачи, которые перед нами стоят, и опираться на опыт, который передал нам Хасан, как наследство».
Олег СИПЕТЫЙ, партнёр Хасана, совладелец компании «Командор-холдинг»: «У нас создалась уже тогда компания, я считал себя успешным руководителем. Первый конфликт случился с учениками Бориса Иосифовича, когда они начали приходить к нам в структуру эйч-ар, задавать вопросы: «какова ваша позиция?», «давайте термины рассмотрим». В конце концов предложили мне познакомиться с Хасаном, прояснить отношения.
Борис Иосифович ввёл меня в Институт медиации, чуть позже – мы работали в Попечительском совете школы «Универс», а главное — организационно-деятельностные игры, которые мы в компании неоднократно проводили. Я тогда его спрашивал: «Что здесь происходит? Что за разговоры такие? Цели, команда, результат — это понятно. А остальное? Утомительно». И он мне сказал: «А вы не думаете, что команда нужна для захвата водокачки? (т.е. для простого дела). А чтобы построить саморазвивающуюся систему, чтобы люди, которые в ней находятся, получали удовольствие от качественных коммуникаций, обменивались мирами, обогащались и росли над собой, — нужна другая методология, инсталлированная внутрь».
Непросто было, но постепенно я сам научился получать удовольствие. И считаю огромнейшим вклад Бориса Иосифовича и его учеников в то, что сейчас из себя представляет компания».
Исак ФРУМИН, директор школы «Универс» в 1987-1999 гг., заслуженный профессор Высшей школы экономики (г. Москва): «Я знал Бориса, наверное, полвека, поэтому у меня много историй. Но сегодня я бы вспомнил его любовь к месту. Когда мы переезжали в новое здание школы «Универс», он был председателем методического совета. Нужен был ремонт, а денег не хватало, и он сказал: лучше никак не делать, или делать хорошо. И помещение его института в школе, и его собственный кабинет были образцовыми. Надеюсь, что и нынешняя именная аудитория его взыскательному вкусу отвечает.
Ещё одно. На входе в Красноярский педколледж висит памятная доска И.Т. Савенкову, выдающемуся красноярцу, который создавал первое краеведческое общество. И мы как-то с Борисом стояли около входа, и он говорит: «Даже если снимут эту доску, память о нём останется, и о том, что здесь висела доска» (а был период, когда краеведческие общества запрещали). Важно что-то создавать, потому что даже если это разрушится — память останется. Если это уже было в камне, в здании, то это обязательно вернётся.
У меня есть чувство вины перед Борисом. Я недостаточно старался помочь его вере в то, что главное — это мир без насилия, без конфронтации. Главное — научить людей жить так, чтобы они могли договариваться. И пусть эта мысль будет главной, которая в этой аудитории будет продвигаться».
Елена ЛЕНСКАЯ, директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»): «На глаза попался стих Гафта, который начинается словами: «Живых всё меньше в телефонной книжке…». А заканчивается он так: «Теперь о том, что недоговорили, звучат, как многоточия, гудки».
Недоговорили. У нас было много общих дел с Борисом, но, наверное, ни одно из них нельзя назвать полностью завершённым. Ни проект «Здоровая школа», ни «Профилактика зависимого поведения». Кстати, мы много делали проектов в Британском совете. Но единственный проект, где не мы учились у англичан, а они у нас, — вот этот проект Бориса Иосифовича о профилактике зависимого поведения. До сих пор то, что он начал, продолжается в Англии.
И, конечно, проект «Кавказская инициатива» нас особенно сблизил.
Благодаря Хасану в «Шанинку» совершён десант учеников Бориса Иосифовича, сейчас наш факультет менеджмента в сфере образования возглавляет его ученица Елена ФЕДОРЕНКО. Татьяна ЮСТАС – одна из любимых наших преподавательниц на программе дошкольного образования.
У Бориса было одно удивительное качество: он был лучшим начальником из тех, кого мне доводилось знать. Он умел ценить в людях то, что они умели делать хорошо, и не замечать того, что получалось хуже, во всяком случае, публично не замечать.
И мне бы хотелось, чтобы в этой аудитории всегда царила доброжелательная атмосфера, звучали шутки, а вечерами слышался бы звон гитары».
Елена ЧИГАНОВА, ректор Красноярского краевого Института повышения квалификации: «Сейчас модно говорить: это не наш вопрос, не наши полномочия. А ему было плевать на полномочия, но собой он менял всё вокруг.
Я первый раз его увидела, окончив истфак, гордясь тем, что окончила истфак. Лекция называлась «Война и конфликт». Это было уникальное историческое содержание, но повёрнутое через конфликт, чрезвычайно интересно. Лектор был красивый, модный. Всё время, что потом я его знала, следила: он снизит планку по моде или нет? Ни разу не снизил, вся его одежда была суперактуальна.
А какими должны быть мы? Мы должны удерживать содержательную планку, не взирать на полномочия и реализовывать ценности, которые были дороги Профессору. Важно, чтобы здесь появилась тематика для разговоров, невзирая на полномочия».
Завершим мы словами самого Бориса Иосифовича Хасана, сказанными о «Встрече». Видео его выступления организаторы включили в сценарий, и это было прекрасным решением.
Борис Хасан
Борис ХАСАН: «Человеку всегда трудно с собой. Это самый трудный персонаж, с которым мы встречаемся - если свезло, и эта встреча происходит. Некоторые всю жизнь с собою не встречаются и живут счастливо. А те, кому выпадет встретиться с собой, начнут понимать, что это самая трудная встреча».
Вечер завершился работой в группах, где все решали, что ещё они могут сделать для насыщения живым содержанием аудитории имени Хасана.
Записала Валентина ЕФАНОВА, главный редактор газеты «Новая университетская жизнь», дипломница Б. Хасана 1986 г.