Вне времени

В актовом зале двенадцатиэтажного здания президиума СО РАН 17 октября состоялся, по словам красноярского культурного обозревателя Олега СУСЛОВА, уникальный показ: медиа-проект по произведениям В.П. АСТАФЬЕВА, автор — Владислав Викторович СПИРОВ.

Прошедший в детстве через концлагеря, теперь научный сотрудник Института биофизики СО РАН, несколько десятилетий этот человек фотографировал сибирский лес, Енисей, окрестности Красноярска, вдаваясь в самые тонкие и нежно-лепесточные подробности подножного ковра. Потом сделал из этого композицию, то есть много десятков слайдов (диапозитивов) в единой цепочке сопровождают чтение отрывков из произведений В.П. Астафьева.

Текст мог быть почти любым, но так удачно сложилось, что у Красноярска есть свой писатель и «певец» природы, который писал обо всём, что Спиров фотографировал. Слайд-рассказ называется «Поэзия тайги» и вторит сравнениям астафьевской прозы с поэзией: действительно, ритмы и рифмы, и что-то скрытое, романтичное, что может быть только в стихах, читается у Астафьева почти во всём, что он сделал. Спиров по крохоткам из множества рассказов, романов собрал сопровождающий кадры текст, доведя до логического единства, и получилась история про то, что всё — вся жизнь — идёт по кругу, возвращаясь мыслями в детство и подводя к тому, что люди не отделены от природы и не должны быть отделены. Ближе к концу Спиров замолкает и включает музыку красноярского композитора, под звуки оркестра замирает Енисей. Здесь совершенно вневременная, но чётко очерченная в пространстве история, где с одной стороны — река, с другой — горы, между ними мелкие цветы.

По сравнению с 1985-м, когда всё это соединилось и создалось, сегодня проект выглядит немного архаично. Но ведь не каждый день научный сотрудник читает в тёмном зале вслух художественную прозу, а проектор слизывает языком из коробочки слайды и выплёвывает обратно. Всего лишь фотографии и рассказ, легко повторить в домашних условиях. Снимки удивительно красивы, лиричны и так же уникальны, как всё в природе. Сам Астафьев, когда увидел, был глубоко тронут; вслед за ним посмотрели в других городах России, в Японии, в Норвегии. Спиров показывал свой проект даже маленьким детям в школе: «Я сказал им: не слушайте меня, просто смотрите на фотографии, и всё поймёте». И они поняли, тихо слушали в течение часа, шёпотом обсуждали друг с другом. Для других стран текст был переведён и в итоге демонстрировался более ста раз.

Хотя фотографии первичны и лишь потом дополнились текстами Астафьева, они как будто специально сделаны под слова. Поразительная точность в описании выдаёт в писателе исследователя, впитавшего любовь к природе в глубоком детстве. Фотография и литература говорят на разных языках, но про одно и то же: о том, что люди видят, о том, что люди чувствуют.

Олеся ПОЗДНЯКОВА

Похожие материалы