Обложка

Зачем смотреть спектакль cо спойлером в названии «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

В Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина много достойных спектаклей. Идя на «Розенкранца», я рассчитывала на среднестатистическую постановку, но мои ожидания не оправдались. В хорошем смысле.

Наследие Шекспира

Шекспировский «Гамлет», пожалуй, самая знаменитая пьеса в мировой драматургии. Этот сюжет известен всем: датский принц Гамлет мстит за убийство отца своему дяде Клавдию, которое тот совершил, чтобы занять престол и жениться на Гертруде, матери Гамлета. В пьесе есть ещё Офелия, Горацио, Лаэрт, череп Йорика и другие, но главный герой, разумеется, Гамлет. В течение четырёх столетий публика слушает и следит за Гамлетом и только за ним.

А вот в пьесе Тома СТОППАРДА (по которой поставлен спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы») — иной угол зрения. Здесь в центре внимания оказываются университетские приятели Гамлета, те самые Розенкранц и Гильденстерн.

Кто-нибудь задумывался о том, как переживали события трагедии друзья Гамлета? Чем руководствовались и с какими мыслями исполняли злодейские просьбы королевской четы? Глазами второстепенных персонажей мы видим события шекспировской трагедии «с изнанки».

НеГамлет

Главный режиссёр Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина Олег РЫБКИН выбрал небанальный сюжет, чтобы раскрыть пьесу Шекспира по-другому.

Всегда полезно посмотреть на ситуацию с непривычной точки зрения, и спектакль именно про это. На такую мысль наводит даже буквальная «смена оптики» — в первом акте зрителей рассаживают на сцене, второй акт они смотрят из зрительного зала, в третьем их снова приглашают на сцену. Всё меняется, нет ничего стопроцентно предсказуемого.

Розенкранц и Гильденстерн — несчастные люди, которые не поняли, каким образом попали в воронку интриг, обвинений и распрей. Судьба их тащит, как безвольную игрушку. Мы слушаем их рассуждения о жизни, и это откликается в наших душах. Мысли друзей, их риторические вопросы — это наши риторические вопросы, которые мы часто задаём в пустоту или самим себе.

Кажется, что среди всех фантасмагоричных персонажей Стоппарда адекватно рассуждать могут только Розенкранц и Гильденстерн. Гамлет обезумел от желания мести. Гертруда очарована и не смеет противостоять властному Клавдию. Офелия выглядит куклой в чужих руках. А труппа уличных актёров органично вписывается в мир сошедших с ума людей, комично дублирует события, придавая им высокий градус абсурда.

Отклики

Что нравится зрителям в этом спектакле? Собрав отзывы, мы выяснили, что много симпатий получают не только главные персонажи, но и второстепенные. Особенно королевская супружеская пара — Гертруда (Виктория БОЛОТОВА) и Клавдий (Георгий ДМИТРИЕВ). «Король и королева шикарны!». Нельзя не согласиться с тем, что образы дяди и матери Гамлета вышли яркими, а костюмы коррелируют с их громким безумием.

«Бьющий эмоциями Гамлет». Его выходы можно сравнить с выстрелом из пушки — настолько эмоциональная роль у Ивана ЯНЮКА. Каждое появление Гамлета — это крик его души из-за произошедшей перемены в королевстве. Апофеоз — его «кровавый» выход.

«Визуальный театр во всей красе». Сценография, костюмы, декорации — всё складывается в одну яркую, великолепную картину. Свет придаёт спектаклю таинственную атмосферу либо пульсирует в моменты эмоционального накала.

И, наконец, приём «театра в театре». Актёры драмы играют бродячую труппу. Любопытное наслоение создаёт дополнительный смысловой уровень в этом очень-очень-очень достойном спектакле.

Смотреть обязательно.

Ксения НИКИЕНКО

Практика бывает разная. Студентка 3 курса ИФиЯК Ксения Никиенко проходила практику в пресс-службе драмтеатра им. Пушкина (везёт!). Перед вами — один из её «зачётных» материалов.
  • «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — абсурдистская трагикомедия британского драматурга Тома Стоппарда. Впервые зрители увидели злоключения шекспировского Гамлета «с изнанки» в 1966 г. на Эдинбургском фестивале.
  • Спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» стал участником многих международных, российских, региональных фестивалей.
  • В краевом фестивале «Театральная весна 2018» он победил в номинациях «Лучшая премьера сезона в драматическом театре» (режиссёр Олег Рыбкин); «Лучшая мужская роль в драматическом театре» (Иван КРИВУШИН за роль Розенкранца и Никита КОСАЧЁВ за роль Гильденстерна); «Лучшая мужская роль второго плана в драматическом театре» (Александр ИСТРАТЬКОВ за роль Первого актёра).

В 2019 г. спектакль выдвинут на высшую российскую театральную премию «Золотая маска» в 4-х номинациях. «Золотую маску» получил Дмитрий ЗИМЕНКО (МИТРИЧ) за лучшую работу художника по свету.

Похожие материалы