Парадоксы наук о слове

Филология — странная наука. Начиная с названия. Обычно греческое «логос» в названии обозначает «учение, наука, знание» и отсылает к объекту изучения: биология — учение о жизни, психология — учение о душе и так далее (астрология, геология, травматология…). Применить эту модель к названию «филология» невозможно. Придётся действовать в обратном порядке — не от логоса к корню «фил», а от этого корня, который переводится с греческого как «любовь, влечение», к логосу, который обозначал на греческом целый спектр понятий: слово (язык, речь), мысль (разум, смысл, понятие), наука (учение, мышление). Упрощая термин «филология», можно сказать, что переводится с греческого он как «любовь к слову».

Работа Дмитрия ЕВДОКИМОВА

Работа Дмитрия ЕВДОКИМОВА

Филология — область гуманитарных наук, то есть наук, изучающих человека. Изучающих самую загадочную, кажется, сторону человеческой жизни — его мысли и желания, его духовную жизнь, воплощённую в слове. Обычно научное познание имеет дело с неизвестным, чтобы его исследовать, изучить, понять и объяснить. Филология изучает уже известное, данное нам в материальном выражении — созданный текст. И ставит вопросы: о чём он? почему мысль выражена именно таким способом?

Значит, можно услышать людей, понять их жизнь, если обратиться к созданным текстам. Только сначала надо понять законы, по которым тексты создавались. Чтобы не было ложного прочтения. В этом филология напоминает археологию: есть артефакт, предмет, некий продукт человеческой деятельности, а о назначении его ещё надо догадаться, найти доказательства, что догадка верна.

Интересен рассказ о том, что до середины ХХ века археологи не могли догадаться о назначении одного предмета, который находили в захоронениях людей XI-XIV вв. на северо-западной территории России. Напоминал этот предмет большой гвоздь, металлический или костяной, и находился в области пояса умершего человека. Высказывались разные предположения: гвозди, шпильки для волос. И вот в 1951 году случилась крупнейшая археологическая находка — в новгородском раскопе были обнаружены первые берестяные грамоты! И свершилось крупнейшее культурное открытие — письменность на Руси была распространённым явлением, умение писать было массовым. Загадочные предметы были атрибутированы как инструмент для письма и названы писáлом. А далее последовали филологические открытия: описание языка, на котором писали и говорили наши предки; описание бытовых реалий и системы жизнеустройства — социального, экономического, семейного.

Филология — содружество наук, по выражению Сергея АВЕРИНЦЕВА. Обычно в ней выделяют два больших направления — лингвистическое и литературоведческое. Но что же было первым? Начиналась филология как комментарий на полях книги (слово «книга» здесь условно, речь идёт о папирусе — прообразе современной книги). Автор мог употребить слово, которое потомки понимали с трудом или вообще не понимали. Комментатору надо было понять значение слова (начало науки о языке) и рассказать читателю, что именно автор вкладывал в это слово (зачатки литературоведения). Этот комментатор и был знатоком и любителем слова — филологом. Так что в шутку можно сказать, что филология — маргинальная наука в том смысле, что значение слова «маргиналии» (от латинского marginalis — находящийся на краю) не что иное, как пометки на полях книги или рукописи.

Точность филологических исследований часто подвергают сомнению люди технического склада ума, приверженцы естественных наук. Им мир объективный кажется более внятным для понимания и исследования, чем мир субъективный, мир человеческой мысли. Но это лишь кажется. Объяснить объективную реальность бывает так же трудно, как и «необъективную». Например, человек тысячелетиями пользовался огнём, а к научной разгадке процесса горения физики смогли подойти только в конце XVIII века, открыв кислород. До этого верили в существование сверхтонкой материи, огненной субстанции — «флогистон».

У филологии есть своя «объективная материя» — текст и его мелкие и мельчайшие единицы. Филология, как и другие науки, объясняет человеку, как устроена часть мира. Особенность филологии в том, что это всегда рефлексия, толкование.

Часть филологических, как и иных, знаний стала школьным минимумом. И здесь с филологией опять получилось наоборот. Если знание физики, химии и даже математики (правда, исключая арифметику) многим школьникам кажется ненужным в практической жизни, то знание родного языка и литературы большинству всё же представляется необходимым. Не будем сейчас говорить, что из филологического богатства школьникам достался лишь остов науки, её незначительная часть. Школьников учат правильно писать и говорить, не совсем верно называя это уроками русского языка. По сути это уроки ортологии (орто — правильный) родного языка — уроки нормы и отклонения от неё. Разумеется, это необходимо, ведь незнание правописания и произношения ставит под сомнение культурный уровень человека.

Для привлечения внимания к проблемам, связанным с соблюдением культуры устной и письменной речи, кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации провела конкурс социального плаката «Культура нашей речи» среди студентов ИФиЯК. Некоторые работы — на этой странице и на сайте института. Организаторы конкурса рассчитывают, что плакаты студентов найдут отклик у зрителей.

А.Н. СПЕРАНСКАЯ

Результаты конкурса плакатов — на сайте ИФиЯК

Похожие материалы