Разрушим мифы о Сибири
Дискуссия позволила опровергнуть некоторые мифы. Но вначале немного статистики, приведённой модератором Дарьей Островской (члена совета директоров Всемирной ассоциации выставочной индустрии).
В ежегодном рейтинге событийного потенциала регионов в 2020 г. Красноярский край занимал 8 место (в 2018 г. занимал 21-е). Красноярск уступает Новосибирску по деловому туризму (5% и 11% соответственно), но в целом стартовые позиции у нашего края неплохие. Но делу мешают мифы.
Миф № 1. В Сибири нет инфраструктуры, организовывать международные мероприятия дорого и рискованно. Большая нехватка людей, знающих иностранный язык.
По мнению Андрея ШАПОВАЛОВА, гендиректора Сибэкспоцентра (г. Иркутск), всё познаётся в сравнении. В Иркутске регулярно и по разным темам проводятся Байкальские форумы. В регион любят приезжать японцы, китайцы, корейцы. А благодаря наличию Лингвистического института (ИГЛУ) никаких проблем с переводчиками нет.
Дорого ли проводить форумы в Сибири? Аренда квадратного метра значительно дешевле, чем в столицах. Хотя дорогая логистика объективно существует.
Но главная проблема в том, что мало информации о тех возможностях, которыми располагает Сибирь. Это касается даже соотечественников. Для москвичей всё, что за Уралом, — одно пятно, и при этом москвичи думают, что у нас всё рядом. «Узнав, что я из Сибири, меня не раз просили передать посылку, например, в Находку». А однажды столичная компания, которая собиралась проводить в Иркутске мероприятия, спрашивала: «А у вас есть аэропорт? Мы знаем, что не во всех городах Казахстана есть аэропорты».
Денис КРЕМЕНЕЦ, директор компании «Лаборатория развития» (г. Красноярск), подтвердил, что стоимость услуг в Сибири ниже, чем в европейской части России — начиная от креатива и дизайна, заканчивая печатью и монтажом. Что касается знания языков, в Красноярске есть ресурсы СФУ и Педагогического университета.
Тем не менее Анатолий КИЦУРА, гендиректор компании «Бизнес Диалог», одной из крупнейших в России по организации форумов, конференций и выставок (г. Москва), отметил, что для многих россиян проще слетать на выставку в Москву, чем иметь большие логистические затраты на выставки в Сибири. Скрашивают эту ситуацию только страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Миф № 2. В Сибирь трудно добраться, негде остановиться, нечего смотреть.
Миф развеивал Дмитрий ПАХОМОВ, директор департамента по работе с корпоративными клиентами S7 Airlines. Этот авиаперевозчик обслуживает 130 направлений. Все крупные сибирские аэропорты — международные, так что нет надобности лететь через Москву или Питер. У Сибири вообще уникальное положение — это середина страны, что одинаково удобно для участников мероприятий как с восточной, так с европейской стороны.
Сагид ЗАРЕМУКОВ, руководитель департамента в Национальном конгресс-бюро (г. Москва), отметил, что значение имеет само мероприятие. Если оно ценное — люди приедут. С точки зрения обеспечения кадрами (а после пандемии наметился их отток) – нужно смотреть в сторону коллаборации в рамках СФО.
Юлия ВЕРХУШИНА, руководитель агентства по туризму Красноярского края, указала ещё и на такой плюс сибирских городов: здесь, по сравнению с Москвой, практически нет пробок, и время передвижения между объектами значительно упрощает участие в событии.
Что касается доставки каких-либо материалов, по утверждению Анатолия Кицуры, внутри РФ никаких проблем нет. А вот если речь идёт о загранице — таможенные сложности возникают даже с Казахстаном.
Миф № 3. Всё, что за Уралом, — чёрная дыра с точки зрения информации. Узнать о чём-либо сложно либо невозможно. Нет лояльности со стороны организаторов мероприятий.
Сагид Заремуков отметил, что это не только проблема СФО, а общероссийская. По сути, кроме Москвы, Питера и Сочи, Россия неизвестна и непопулярна на международном «событийном» рынке.
Ситуация сохраняется в том числе из-за отсутствия информации на разных языках. Для иностранцев город или страна существуют, только если имеется информация непосредственно на их языке. У нас же сайты рассказывают о преимуществах территории на русском, и только изредка и в более упрощённом виде — на английском, о других языках говорить не приходится. А это значит, что потенциальный иностранец найдёт информацию там, где она имеется на его языке, и примет участие в этом мероприятии.
Национальное конгресс-бюро как один из инструментов преодоления этой ситуации предлагает создание событийного паспорта регионов. Основная цель — познакомить потенциальных организаторов мероприятий с возможностями региона. В описание входит: транспорт, логистика, отели, событийные компании, гастрономическая карта, своеобразные производства, история, имена. На данный момент такие паспорта полностью разработаны (совместно с регионами) для Камчатки, Свердловской области, Краснодарского края. Находятся в работе паспорта по Татарстану и Башкирии.
Согласившись с тем, что информации всегда не хватает, Юлия Верхушина одной из ключевых проблем для Красноярского края назвала малое число идей, команд и энергии. Администрация края активна, в крае организуются разные события (спортивные, культурные), но важно, чтобы идею подхватили внизу, тогда у неё хороший старт. А часто идеи умирают без поддержки снизу.
Сагид Заремуков отметил, что в вопросе такой поддержки важен диалог с отраслью, организующей события. Возникает ли двусторонняя синергия, насколько доступна администрация для бизнеса? Здесь есть над чем работать. А вообще регион региону рознь, и отношение администрации к событийной индустрии — это лакмусовая бумажка её эффективности. Эту работу надо вводить как KPI для чиновников. Ведь чем больше событий, тем регион богаче — финансово, интеллектуально, инфраструктурно. И если администрация не генератор событий и не поддерживает идеи бизнеса, то вряд ли эта администрация развивает регион. Поэтому важен диалог, и прекрасно, что в Красноярском крае он есть.
Соб. инф.