Обложка

Кто за этой дверью

Подразделение: отдел электронных средств массовой информации (редакция сайта)

Сайт организации — главная её «визитка» миру. Через сайт узнают о направлениях деятельности любой структуры, знакомятся с документами, ищут контакты, читают новости, пользуются сервисами и много чего ещё.

У большой организации — огромный сайт. Настолько, что на центральной странице не сразу разместишь все необходимые рубрики. Сайт СФУ — именно такой. И его обслуживание — большая и сложная задача.

Решает её отдел, который по традиции называют «Редакция сайта», даже на двери закреплена именно такая табличка, хотя официально название иное (см. заголовок).

Справка

Отдел электронных средств массовой информации (ОЭСМИ) входит в департамент информационной политики и взаимодействия с внешними партнёрами. Курирующий проректор — Е.А. ТУРТАПКИНА.

Начальник отдела — Сергей ЛЕШУКОВ. В штате 5 сотрудников.

Направления деятельности: сопровождение официального сайта СФУ и университетского U-ТВ; поддержка веб-ресурсов подразделений. ОЭСМИ размещает новости, анонсы, объявления и официальные документы; создаёт новые и обновляет существующие разделы сайта и его функционал; размещает анкеты сотрудников, фоторепортажи, видео; готовит формы регистрации на мероприятия, опросы и т.п.

С опытом оперативной работы

ЦИТАТА руководителя «Нет ничего невозможного,  всё упирается только в сроки»

ЦИТАТА руководителя «Нет ничего невозможного, всё упирается только в сроки»

Человек, возглавляющий редакцию сайта, ежедневно выдерживает такой натиск срочных задач, что главное профессиональное требование здесь, пожалуй, стрессоустойчивость. Сергей ЛЕШУКОВ производит впечатление именно такого человека, невозмутимого и доброжелательного. Интересно, что по образованию он не программист, а юрист. Окончил Сибирский юридический институт МВД России, почти год проработал опером. Но понял, что «носиться за жуликами» ему не по душе. Сначала перевёлся в отдел информации и общественных связей ГУ МВД России по Красноярскому краю, где работал как многостаночник: снимал и монтировал видео для программы «Закон и порядок», писал на сайт статьи из дежурных сводок, следил за информационным пространством, чтобы новостные агентства не искажали данные МВД. Работа с сайтом затянула настолько, что самостоятельно освоил четыре языка программирования и ушёл во фриланс. А потом его пригласили поработать в СФУ.

Сергей пришёл в университет полтора года назад и вскоре возглавил отдел. Конечно, выполнять работу чётко и профессионально ему помогает слаженная команда. О каждом своём сотруднике Сергей говорит настолько комплиментарно, что слушать приятно.

Команда

Контент-редактор Лариса ПОЛЕВАЯ — прекраснейший человек, на котором держится огромное количество задач. На сайте постоянно требуется что-то актуализировать, от незначительных правок до внушительного объёма работы. При этом надо знать, где что находится, кто за информацию отвечает, куда раздел можно подвигать или трогать его нельзя. Во всём этом Лариса Владимировна отлично разбирается. И обычно делает всё быстро и чётко.

Не меньший поток задач связан с размещением новостей. Этим занимается веб-райтер Ирина ЖМАКИНА. Вся коммуникация с пресс-службой, сроки выхода информации и обновление главной страницы лежат на ней.

Одно из невидимых глазу направлений, без которого, однако, сайта бы не было, — техническое. Сайт развернут на сервере, на котором запущено множество служб (резервные копии, базы данных, модули, которые обеспечивают работу расписания занятий, оплаты услуг, экспорта данных и др.). Всем этим занимается старший программист Ольга ЧЕРЕДНИЧЕНКО. Иногда бывает ощущение, что, если бы не она, сайт давно бы «лежал». Ольга точно знает, что за что отвечает и как чинить, если что-то «отвалилось».

Дизайнер Таня КОБЫЧЕВА работает в масштабах департамента: предлагает внешний вид отдельных помещений, фирменной продукции. Но в том числе «дизайнит» страницы сайта, делает слайдеры, баннеры, иконки и всё то, для чего нужен талант художника.

Особняком стоит в отделе U-ТВ. Задачи по видеосъёмке, наполнению информационно-вещательной сети университета (то, что мы видим на плазмах) операторам U-ТВ ставит пресс-служба или непосредственно проректор Е.А. Туртапкина.

Больше людей — больше сервисов

Сейчас каждый из сотрудников отдела работает под завязку, а потому решение дополнительных задач часто идёт не так быстро, как хотелось бы. Под эти задачи периодически приходится дополнительно приглашать людей — как правило, студентов. «Даём объявление на сайте, нам отправляют резюме, выполняют задание, — поясняет Сергей. — Если всё устраивает, берём человека в команду; дальше он растёт и двигается по карьерной лестнице». Примерно так несколько лет сотрудничал с сайтом Артём АПАРКИН, разработавший новое расписание. В результате вырос в отличного программиста. Сейчас другой Артём — ДЕОБАЛЬД, студент 4 курс ИКИТ — помогает в создании более удобного поисковика.

Кстати, поисковик — отдельная «боль» университета. На сайте бывает сложно найти нужную информацию, поскольку используются технологии 2006 года от Яндекса. С учётом этих обстоятельств посчитали, что пришло время решить эту проблему.

Подводные камни

Полгода назад редакция сайта закрыла почти треть хостов, расположенных в доменной зоне sfu-kras.ru. «Чистить» сайты начали не от хорошей жизни. На одном из поддоменных ресурсов была опубликована фотография, на которую нашёлся правообладатель. Университету предъявили иск, и этот прецедент стал толчком к проверке всех ресурсов.

В тот момент на серверах СФУ находилось порядка 320 сайтов — институтов, подразделений, конференций, проектов, грантов и пр. Начали их проверять: какие работают, какие «умерли», какие сохраняют историческую или культурную ценность, а какие несут потенциальный риск. Например, один из не обслуживаемых ресурсов был взломан для осуществления фишинговой атаки на amazon.com. На другом использовали символику СФУ по собственному усмотрению. Где-то нарушили авторские права. И т.д. В итоге закрыли более 150 сайтов. И только по одному из них нашёлся человек, который заявил, что его сайт нужен.

Конечно, риск прецедентов снизился, но работать ещё есть над чем. Сейчас, например, в доменной зоне sfu-kras.ru около 200 сайтов. Поскольку имя принадлежит университету, юридическую ответственность тоже несёт СФУ, а отследить и проверить на соответствие законодательству действия редакторов всех сайтов — задача весьма ресурсозатратная. Тем не менее со временем риски предстоит устранить.

Сеть контактов

Редакция сайта — не источник информации, она только её размещает. То есть в определённом смысле является продолжением рук пресс-службы: именно оттуда приходят самые срочные обновления, в среднем — 5-7 материалов ежедневно. Остальное — правки: на почту сайта пишут подразделения, пользователи, руководство. Сюда же относятся вопросы в Общественной приёмной, маршрутизацией которых занимается Лариса Полевая (отправляет сообщение тому компетентному лицу, которое может ответить). В среднем по 20 писем приходится обслуживать ежедневно по разным запросам.

Кстати, раз уж заговорили об обращении пользователей, то редакция всегда рада, когда люди пишут о найденных ошибках, неточностях или устаревшей информации. Ведь в информационной системе «Сайт СФУ» — 98 тысяч страниц, уследить за всеми нереально.

Регламент

Для того чтобы создать раздел на сайте, осуществить фото- или видеосъёмку, разместить ресурс, нужно действовать в соответствии с регламентом и формами заявок. Но на взгляд Сергея Лешукова, важнее ТЗ с чётко сформулированными задачами.

Часто люди не знают точно, чего хотят, запрос приходит из серии «сделайте нам красиво». Или: «как на сайте СПбГУ». И тогда вместо того, чтобы сразу приступить к работе, приходится выяснять, что конкретно нужно. «Это искусство дзен», — шутит Лешуков. Проработанное же ТЗ помогает самому заказчику сформулировать конкретные позиции, которые нужно достигать.

В этом смысле запомнилась работа с разделом аспирантуры. По подобию сервиса другого вуза (как просили) не получалось, у сайта СФУ иная концепция. Приходилось искать компромиссные решения, все их согласовывать, и на радикальную переделку раздела ушло два месяца, а потом ещё полгода туда вносили правки.

Если понятно, как структурировать информацию, и её размещение согласовано с руководством, сложностей нет. Так на сайте открылся ковидный раздел, «Приоритет 2030», «Год науки и технологий» и др. Последнее время особенно много материалов первой страницы — от министерства. Это политика минобра: через университеты доносить свою информацию. Да и весь раздел «about.sfu-kras.ru» (о вузе) собран по рекомендациям учредителя о том, какая информация об образовательном учреждении должна быть на сайте. В прошлом году пересобрали половину этого раздела в соответствии с новой директивой.

Зачем?

Мы привыкли к внешнему виду сайта, который появился относительно недавно — в 2016 году. Конечно, жизнь меняется стремительно, сейчас иные тренды в дизайне. Например, людям нравится, когда слайдер — не просто окошко, а на весь экран. И возникает вопрос: а мы не будем снова менять сайт? Ответ: нет.

ЦИФРЫ

Порядка 47 000 просмотров сайта в день

98 тысяч страниц на официальном сайте СФУ

200 поддоменных сайтов

Сайту СФУ присуща академическая строгость и вкус. Концепция его дизайна позволяет разместить всё, что требуется. А чтобы продумать и качественно реализовать какую-то новую концепцию, потребуется гигантский объём трудозатрат. И здесь надо понимать главное: зачем? Пока сильных аргументов в эту сторону нет.

У самого Сергея Лешукова, конечно, есть фаворит среди вузов — это сайт MIT. «Они сделали радикальную вещь: на главной странице оставлено только поле для поиска и повестка дня. Это смотрится «вау!».
Но если так сделаем мы, у многих возникнут вопросы, ведь мы как федеральное учреждение должны в обязательном порядке размещать нормативную информацию».

Нет предела совершенству

И всё же, если говорить о желанных переменах, они есть у редакции. Это:

  • Ввести в штат дизайнера интерфейсов.
  • Принимать на работу больше молодых программистов с «горящими глазами».
  • Расщепить сайт СФУ на микросервисы, поскольку такие ресурсы, как, например, платёжный сервис (pay.sfu-kras.ru), достойны того, чтобы их разработкой занимались отдельные команды.

А личная мечта Сергея Лешукова: создать сайт, где любой может публиковать мероприятия. «Было бы здорово в пятницу вечером открыть приложение, посмотреть, что сегодня в 19-00 происходит в городе, и присоединиться к веселью».

Достижения сайта

В 2021 г. СФУ занял 18 место среди российских вузов и 1338 в мире, поднявшись на 18 пунктов по версии Webometrics (оценивается 30 тысяч вузов по всему миру по общему числу веб-страниц; количеству внешних ссылок на сайт университета и др.).

Сайт СФУ — победитель всероссийского конкурса «Лучший сайт образовательной организации 2020».

Валентина ЕФАНОВА

Похожие материалы