Обложка

Бросаем клич: у кого есть сведения о ветеранах?

Если вы когда-нибудь заходили на страницу «Лица Победы СФУ», то могли обнаружить там 45 портретов и историй о ветеранах нашего университета, участниках Великой Отечественной войны. Но по последней информации, которую собрал Музей СФУ, фронтовиков, работавших в пяти институтах, объединённых в СФУ, было 243. В 5 раз больше!

В следующем году грядёт 80-летие Победы. И сотрудники музея решили, что будет правильным к этой дате собрать материалы обо всех ветеранах и издать под одной обложкой. Мы поговорили со старшим научным сотрудником Музея СФУ Аидой ТЕРСКОВОЙ о том, как ведётся эта работа.

— Аида Александровна, на каком этапе сейчас подготовка книги?

— Мы определились с тем, что такое издание нужно, осенью прошлого года. Разрозненная информация издавалась по площадкам, где работали ветераны, но всем очевидно, что пора уже объединить всё, что у нас есть, в общий сборник. Вместе с коллегой Еленой Васильевной КАРПЕНКО начали собирать материал, разумеется, с одобрения идеи руководителем Музея СФУ Анной Сергеевной РУМЯНЦЕВОЙ. На данный момент мы почти на финальной стадии сбора информации, а к сентябрю планируем собрать всё содержание книги — и текст, и иллюстрации.

— Насколько полной была база данных, от которой вы отталкивались?

— Музей СФУ создан в 2008 году. Туда были переданы значительные фонды из Института цветных металлов, где музей существовал с 1975 года. Уже после образования СФУ значительную работу по уточнению имён и других данных ветеранов, по подготовке публикаций, сбору сведений, причём с разных площадок, проводила Марина Борисовна ЕПИНА, на тот момент заведующая сектором истории музея. Так что материал был накоплен.

Сейчас в списке ветеранов, о которых расскажет книга, 243 имени. Мы брали их из своих фондов и из изданных сборников Политехнического института и Цветмета. В изданиях часто объединены ветераны фронта и тыла, но мы взяли только участников боевых действий. Ещё и тыловиков, ветеранов труда не осилим.

Сложно по КГУ: там только газета, периодика. Ещё сложнее с КИСИ, сведения незначительные. И практически нет сведений по ТЭИ.

Все источники мы уже исчерпали, они разрозненные и неполные. Сложно установить дату смерти человека, потому что он уволился, ушёл на пенсию — и всё. Найти должность, годы работы тоже сложно.

— Вам уже понятна концепция книги — какие будут разделы и главы? Ограничиваете ли вы себя в объёме публикуемых статей по каждому герою? Будет ли унифицированная подача материала?

— Разделы будут соответствовать площадкам, где работали ветераны: Цветмет, Политех, КГУ, КИСИ, ТЭИ. Поэтому разделы получатся неравномерными: большинство ветеранов работали в ранее созданных первых двух вузах, в других по 20, а то и по пять ветеранов числилось.

Также отличается материал по персоналиям. По кому-то книги написаны (как профессор П.М. ШУРЫГИН, ректор В.Н. БОРИСОВ). А есть люди, у которых известны только фамилия, имя, отчество и площадка, где он работал. Поэтому об одних будут полноценные статьи, позволяющие представить человека, а о других короткая справка.

— А стиль изложения? Это будут живые очерки или просто биографические справки?

— Художественности мы избегаем, только фактические данные. Так что стиль официальный. Но хотим представить человека максимально полно. Допустим, что писал картины или поэзия его интересовала.

— Если вернуться к источникам: можете каждый из них охарактеризовать?

— Большая книга, изданная в Политехническом институте, так и называется «Ветераны КПИ-КГТУ». Второе издание, исправленное и дополненное, вышло в 2007 году. Книга сделана профессионально: у каждого героя есть фотография, даты жизни, места работы. Но если ветеран на тот момент был жив, а потом ушёл из вуза, мы уже не знаем его дальнейшей судьбы.

Хорошая работа была сделана в Цветмете к 50-летию Победы. Они шли по тому же принципу: старались найти фотографию каждого ветерана, дать все биографические данные. Но прошло уже 30 лет, жизнь внесла коррективы.

Дальше — периодика. Это газеты «Политехник», «Университетская жизнь» (КГУ), «За кадры цветной металлургии» и журнал «Золотник» Цветмета.

Периодика сложна тем, что там большое значение имеет человеческий фактор. Есть опечатки, ошибки в названии кафедр, инициалов и др.

Кроме того, в периодике не печатают биографию, а, как правило, рассказывают о каком-то эпизоде, случае со слов самого ветерана, который тоже уже что-то не точно помнит, додумывает. Это проблема. Здесь ещё больше приходится перепроверять.

Большая благодарность Архиву СФУ, который дал возможность поработать с личными делами. Самое ценное в них — автобиография и личный листок, где сами ветераны указывают, в какой год и где служили, работали.

Есть отдельные случаи, когда документоведу Музея СФУ Елене Викторовне КОЛЕСНИКОВОЙ удалось записать воспоминания ещё живых ветеранов. Эти записи есть в фонде музея, и мы можем на них опереться. Это, пожалуй, всё.

Михаил Григорьевич Макухин (с супругой), канд. техн. наук, доцент КПИ-КГТУ. Увлекался живописью (сфотографирован на фоне своих картин). Эта фотография была передана Светланой Сергеевной Трошиной, начальником отдела оценки персонала.

Михаил Григорьевич Макухин (с супругой), канд. техн. наук, доцент КПИ-КГТУ. Увлекался живописью (сфотографирован на фоне своих картин). Эта фотография была передана Светланой Сергеевной Трошиной, начальником отдела оценки персонала.

— А нет смысла обратиться к родственникам? Может, дополнительная информация хранится в семьях.

— С родственниками потеряна связь. Единственный случай: нам передал материал по Анвару Хабибовичу НАЗИРОВУ его сын Рашит Анварович, который работает у нас в Инженерно-строительном институте.

В других случаях часто заходим в тупик. Так, мы пытались уточнить сведения по Елизавете Романовне КАСКЕВИЧ, которая проживала в общежитии № 1 (КрасГАСА). Но на родственников выйти не смогли, потому что она сама с ними прервала отношения.

На сайте «Подвиг народа» есть возможность написать человеку, который выложил материал о ветеране. И внук Корнея Ананьевича БРЫЛЁВА, разместивший там заметку о своём деде, прислал нам электронным письмом дополнительные сведения о нём. Но другие родственники не откликаются. Так что скрупулёзно, по ниточке собираем общую картину из того, что есть. Это уже большое дело.

— Можно ли сказать, что книга станет энциклопедией по ветеранам СФУ? И следующим поколениям уже не понадобится снова идти в архивы?

— Мы постараемся, чтобы материал был практически полезен к каждому юбилею, и институты в принципе знали имена своих ветеранов. Но это точно не будет конечной точкой: вести поиск можно и дальше.

— Очевидно, что издать такую книгу — наш долг. Но было бы идеально, если бы к печатной версии прилагалась электронная. Во-первых, тогда с текстами можно работать, копировать их и т.д. А во-вторых, электронную публикацию можно дополнить любыми материалами, которые останутся за скобками. К одному человеку можно присоединить всё: фотографии, наградные листы, посвящённые ему стихи. О ком-то и видео осталось. Можно вносить дополнения, если появится новая информация. Вы это не планируете?

— Это сильно добавит нам работы, конечно. Но я согласна: имея сегодня такую возможность, грех не воспользоваться. Однако пока мы хотим максимально вложиться в подготовку печатной книги.

ВНИМАНИЕ! Отдел кадров разослал информацию о подготовке книги по всем площадкам. Если у вас есть информация о ветеранах или контакты их родственников, обратиться в Музей СФУ следует до сентября. В сентябре текст будет собран и передан в типографию.

Похожие материалы