Обложка

Сити-ферма, Центр предпринимательства, стартап как диплом, нео-столовая и другие козыри Гастропарка

Про этот проект говорят, что его команда «одной левой» (т.е. примерно за полтора года) достигла целей, обозначенных до 2030 года. А теперь вышла на простор и стремится изменить качество жизни не только в регионе, а во всей России.

Сегодня речь пойдёт про самый «вкусный» и самый заметный стратегический проект СФУ — «Гастрономический R&D-парк».

Почему проект заметный? Потому что нельзя не видеть его результатов, представленных вовсе не в презентациях, а по факту. Назовём 5 самых явных.

(1) В Институте гастрономии работает сити-ферма, технологические продукты которой уже включены в Концепцию научно-технологического развития Красноярского края до 2035 года (технологии выращивания зелени, томатов и клубники, автоматизация процессов управления сложной инженерной системой, агролампы и др.). Это новый формат открытой лаборатории, которая объединила несколько научных коллективов для развития фудтех-рынка в нашем регионе. В 2024 году проекты лаборатории масштабированы в сторону производства фармацевтических препаратов (совместно с АО «Губернские аптеки») и запуска городской промышленной сити-фермы в центре нашего города.

(2) Выпускниками разных образовательных программ СФУ уже открыты бизнес-стартапы в кампусе (нео-столовая «Чел»; экспресс-пицца «Фуди»; дизайнерский мерч U-Руми, образовательный центр «Агрошкола» и другие) и защищены выпускные квалификационные работы в формате стартапов.

(3) Благодаря Стартап-студии и участию в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства» команда стратегического проекта смогла привлечь софинансирование и запустила серию акселерационных программ, проинвестирован запуск 9 высокотехнологичных стартапов («Гибкая робототехника», «Инновационные строительные материалы», «МикроДирект», «Сибирские инновационные покрытия» и др.).

(4) Гастрофорум 2022 года затмил все красноярские топовые мероприятия и привёл к созданию консорциума, включившего более 30 представителей академического и индустриального сообществ (ГК «Bellini Gastronomic Ecosystem», ГК «ЭкоНива», ГК «Simple», ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН, Сколтех, РОСБИОТЕХ и др.). Программным документом партнёрских инициатив стала новая комплексная концепция развития гастрономии и гостеприимства в Российской Федерации до 2030 года.

(5) Образовательные программы в сфере гостеприимства СФУ были признаны лучшим проектом по версии Russian Creative Awards; наш университет впервые вошёл в предметный рейтинг «Три миссии университета» в категории «Индустрия гостеприимства»; в конкурсе лучших практик «Приоритета 2030» стратегический проект СФУ «Гастрономический R&D-парк» вышел в полуфинал конкурса Министерства науки и высшего образования РФ.

О том, как удалось всего этого достичь и какие цели впереди, мы говорим с руководителем стратегического проекта «Гастрономический R&D-парк» Натальей БАХОВОЙ.

— Наталья Александровна, Гастропарк постоянно даёт инфоповоды, и о ваших симпатичных и нужных людям стартапах, полезных технологиях в сфере питания, победах на федеральном уровне СМИ регулярно рассказывают. А как всё-таки формулировалась суть проекта изначально?

— Цель проекта была сформулирована как трансформация индустрии питания и гостеприимства через подготовку кадров нового поколения по всему жизненному циклу индустрии (от сельского хозяйства до ресторанного бизнеса), а также внедрение моделей инновационного предпринимательства в формате стартапов для фудтех-рынка Ангаро-Енисейского макрорегиона. Интересно, что на старте в 2021 году мы сделали ставку на неочевидный на тот момент фудтех-рынок и сервисную экономику, экономику человеческого капитала в традиционно промышленном и сырьевом регионе. Важным было изменить качество жизни именно в нашем регионе, сфокусироваться на привлечении талантов, децентрализации и устойчивом развитии. Мы видели себя в роли регионального интегратора (а сейчас уже федерального) компетенций всех аспектов индустрии гостеприимства.

Можно выделить три приоритетных направления, по которым мы работаем.
1. Формируем систему непрерывной подготовки кадров для индустрии гостеприимства (от профориентации до программ дополнительного профессионального образования для самой широкой аудитории).
2. Выполняем прикладные междисциплинарные исследования для фудтех-рынка, которые в пределе обеспечат продовольственную безопасность и суверенитет РФ.
3. Занимаемся акселерацией и привлечением инвестиций в стартапы, ставя целью внедрение в предпринимательскую практику наукоёмких технологий.

— Стратегические проекты «Приоритета 2030» призваны совершенствовать или даже радикально менять образовательную, научную, инфраструктурную, молодёжную политику университета. Как в этом смысле проявил себя Гастропарк?

— Сегодня молодёжные стартап-предприятия — это инструмент реальных изменений. Они генерируются самими студентами, которые берут ответственность за их реализацию. Задача университета — стать вдохновляющим и максимально безопасным пространством для апробации таких идей.

В целом университетская стартап-практика интересна для всех политик университета, она позволяет выявить «болевые точки» и потребности рынка, объективно оценить свою конкурентность и принять взвешенное решение по инвестированию или коммерциализации.

В образовательной политике за счёт привлечения специалистов-практиков мы обновили содержание образовательных программ и запустили новые сетевые, в том числе для дополнительного образования в области предпринимательства и стартап-культуры, в области сити-фермерства и индустрии гостеприимства. Актуализировали проект «Стартап как диплом». Общее количество обучившихся на конец 2023 года составило более 3500 человек. 

Мы по-новому позиционируем университет как место зарождения бизнес-идей и предложили карьерную траекторию — предприниматель, а в области профессий будущего АПК — сити-фермер. В рамках проекта «Национальный рейтинг университетов» образовательные программы по профилю «Предпринимательство» СФУ заняли 3 строчку рейтинга.

Для кампусной политики разработали и апробировали регламент реализации стартап-проектов на территории университетского кампуса по модели франчайзинга (образовательные, наукоёмкие, технологические, производственные).

В научной политике мы предложили модель открытой междисциплинарной лаборатории, объединили разные институты и использовали потенциал научных коллективов из разных университетов. Индустрия гостеприимства — это далеко не только про ресторанный бизнес. Это огромная область фундаментальных исследований и прорывных инновационных разработок, направленных на повышение качества жизни, пищевой безопасности и суверенитета. Так, мы предложили актуальную R&D-повестку для фудтех-рынка в коллаборации с бизнес-партнёрами, которые ранее не были в поле зрения университета, разработали основные положения консорциума и определили паритетное право на разработки.

— Вам удалось выйти на масштабирование результатов. О каких масштабах идёт речь?

— Если говорить о масштабе на уровне университета — это влияние на все политики университета, а также на достижение ключевых показателей целевой модели Программы развития СФУ до 2030 года (формирование нового фудтех-рынка, профессий будущего, привлечение и удержание талантов как драйверы роста экономики Ангаро-Енисейского макрорегиона);

На уровне региона — это включение в Концепцию научно-технологического развития Красноярского края до 2035 года и Проект программы арктических агротехнологий (сити-фарминг); закрепление позиций региона как гастрономического центра компетенций. Более того, мы становимся драйверами развития и для других российских регионов.

На национальном уровне — это формирование комплексной концепции развития индустрии гостеприимства в России до 2030 года.

Собственно, сейчас мы определяем образ будущего для индустрии гостеприимства. Например, работаем над внедрением экологической повестки на предприятия общественного питания.

— В одном из ваших выступлений встретилось выражение «низко висящие плоды», смысл которого: чтобы не упираться в препятствия, двигаться непрерывно, оперативно менять направления поиска, вы использовали тактику быстрореализуемых результатов. Это тоже звучит «вкусно» и, наверное, может быть заимствовано другими стратегическими проектами. А есть проблемы, которые всё-таки не получилось решить?

— Нерешённой остаётся проблема отсутствия в российском законодательстве норм для взаимодействия автономных учреждений высшего образования с частными и институциональными инвесторами при создании инновационных технологических проектов на территории и с привлечением ресурсов образовательной организации.

Нашим бизнес-партнёрам важна быстрая скорость принятия решения и инвестиционный интерес совместных проектов; для университета это новая практика. Лично мне проект помог увидеть всю карту индустрии гостеприимства, и это не только ресторанные и отельные группы, но и производители оборудования, современный агробизнес, креативный бизнес, производители продуктов питания и многие другие. Именно консорциум позволил сформировать верифицированный образ будущего индустрии гостеприимства и приступить к разработке комплексной концепции на федеральном уровне. И отдельно хочу сказать спасибо команде стратегического проекта. Мы сделали то, что в 2021 году казалось невозможным. Значит, возможно всё.

Впереди нас ждёт II Российский гастрономический форум и I Международный конкурс профессионального мастерства в индустрии гостеприимства!

Некоторые проекты стартапов, разработанные по акселерационной программе HealthFoodTech .
1. Lunch layout — дополненная реальность в меню
2. Разработка приложения для классификации минеральных дефицитов растений на основе компьютерного зрения
3. SG TECH — устройство для помощи спортсменам-спринтерам на тренировках)
4. Пэтти клуб — восхитительное путешествие в каждом изделии (авторы студенты Сибирского федерального университета из Ямайки)
5. H2O — технология изготовления дегидрированной пищевой продукции
6. SG Tech — создание технологии умных теплиц
7. ДиЕда — технологии изготовления специализированных рационов питания
8. Э’Potage — производство вендинговых аппаратов по выдаче крем-супов

Похожие материалы