Обложка

Ударим водно-моторным транспортом по бездорожью

Дождливое утро, в которое открывалась выставка вездеходной техники, как нельзя лучше подчёркивало соответствие выставленных экспонатов любым погодным условиям. В ряд стояли стильный кроссовер Visuva, предназначенный для фановых гонок; непотопляемые лодки Revo, которым не страшны и пробоины; водно-болотные вездеходы «Варяг», предназначенные для длительной и комфортной работы. Но самое удивительное даже не вид этих «машин для сильных людей», а то, что делают их красноярские производители (как минимум 6 компаний). При этом в самой столице края многие никогда не слышали этих брендов.

«Сделано в Красноярске»

Инициатором выставки стал сенатор Совета Федерации РФ Александр УСС и Сибирский федеральный университет, на площадке которого она и проходила.

«Аналогов нашей продукции нет», — так представляли на выставке, например, лодку «Чукотка», созданную ГК «Север» по заказу аппарата Президента. «Нигде в России?» — уточнял Усс. — «Нет во всём мире. По проходимости она лучшая», — был ответ.

Не менее впечатлял кейс по разработке снегоболотохода «Варяг» той же компании «Север». Идея создать такую машину родилась в конце 2022 года. В июле 2023-го её испытали, а в августе машина уже пошла в серию. В январе 2024 года команда разработчиков устроила на «Варяге» настоящий автопробег в Тыву. Шли по снегу в 1,3 метра глубиной. Дневная температура -45 градусов, ночная –60. За 11 дней экспедиции команда из 10 человек не испытала никакого дискомфорта, поскольку машина специально сконструирована в том числе для удобства экипажа и пассажиров. Она отвечает и требованиям главного бронетанкового управления — способности двигаться в марше со скоростью 90 км в час. «Варяга» испытывали на скорости 97 км: он не утрачивает манёвренности. Сегодня компания выпускает от 25 единиц в месяц по всему модельному ряду, но не в свободную продажу — под заказ.

Амбициозная компания «ALLIGATOR» создаёт, пожалуй, лучшие аэролодки в своём классе. Мягкий нос и электроподдув под днище позволяют лодке развивать скорость до 120 км, преодолевать торосы и поваленные деревья, поднимать груз от 600 кг до двух тонн. Благодаря электроподдуву также удаётся в 4 раза быстрее выходить на глиссер, на 30% увеличивать грузоподъёмность и экономию топлива. Эти лодки уже оценили охотники, рыболовы, спасатели. Компания экспортирует продукцию в 7 стран.

Рука об руку с университетом

Выставка и последующая экспертная встреча, прошедшие в СФУ, собирались с одной целью — объединить усилия и создать консорциум, который поможет нашим производителям выйти на иной уровень выпуска продукции и на иной уровень признания. Пока сами производители считают, что в рекламе уже не нуждаются, но со стороны виднее. Если вести речь о выпуске, допустим, не 50 единиц техники в месяц, а 2000, то понадобятся другие подходы.

Уже сейчас одна из ключевых проблем — кадры. Именно поэтому всем производителям водно-моторной и вездеходной техники хорошо известен Политехнический институт СФУ, куда они постоянно обращаются за выпускниками. Но директор ПИ СФУ М.В. Первухин признаёт: пока не можем полностью удовлетворить запрос. По машиностроению выпуск составит 60 человек в этом году при запросе 200. Ещё меньше выпуск по транспортному направлению — 48. И число бюджетных мест увеличить непросто.

Чтобы компании могли привлечь студентов на работу именно в свои структуры, университет предлагает целую линейку возможных программ. В том числе стипендиальную программу, когда работодатель заключает договор с конкретным студеном 2-3 курса, платит ему стипендию, а студента учат под конкретные задачи, и после вуза он отрабатывает на предприятии определённый срок.

Но и помимо кадров у СФУ есть что предложить партнёрам. Проректор по науке Руслан Барышев проинформировал о создании Центра инженерных разработок, на который университет выиграл грант в размере 300 млн рублей. Когда оборудование (в первую очередь токарное) поступит, все компании смогут им пользоваться. Единственная проблема, как это ни странно для большого кампуса СФУ, — непонятно, куда оборудование ставить. Под точные станки с программным управлением требуются специальные фундаменты, по стоимости почти равные станкам. Кстати, советские производственные фундаменты подходят для этого гораздо лучше, чем современные здания. Это ещё более актуализирует несколько раз поднимавшийся на совещании вопрос о необходимости создания профильного технопарка (или нескольких технопарков). Если совместно с краевой властью определить и подготовить место для установки оборудования СФУ, технопарк может быть открыт быстрее.

Михаил Первухин также рассказал о ряде центров, работающих на базе Политехнического института и СФУ. Это конструкторское бюро, центр прототипирования, лаборатория механических испытаний, лаборатория металлографии и химического анализа, ресурсный центр, центр трансфера технологий. Они готовы оказывать услуги по опытным конструкторским разработкам, цифровому обратному инжинирингу, нанесению покрытий и др.

А заведующий кафедрой конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств ПИ СФУ Максим Брунгардт заявил о своём интересе: вы нуждаетесь в кадрах для производства, а нам нужно выращивать кадры высшей квалификации для преподавания. Подготовка их на реальных производственных проектах — отличный способ. При этом А.В. Усс подсказал ещё одно решение: к преподаванию нужно привлечь самих руководителей предприятий. Александр Викторович обратился к ним непосредственно: «Задумайтесь, как найти ваше место в учебном процессе. Потому что вы уже лидеры и с точки зрения новаций, и с точки зрения организации производства. И кому, как не вам, чувствовать себя настоящими профессорами в СФУ и без глубокомысленной теории передавать свои знания. Здесь тоже надо объединяться».

Чтобы не ушло в слова

Сейчас производителям предлагают самим браться за дело. В ближайшее время подготовить соответствующую программу и расписать этапы её реализации

Программу предложили курировать Центрально-Сибирской торгово-промышленной палате. Её президент Рафаэль Шагеев хорошо представляет те задачи, которые надо решить. При этом его погружённость в тему сразу позволила откорректировать некоторые высказанные предложения и указать на целый комплекс необходимых решений.

Так, по мнению Рафаэля Марсовича, главное — понять, о каких масштабах идёт речь. Объём производства определит и количество нужных площадей, и парк станков, и количество обучающихся.

С учётом того что наш регион огромен и задача добраться до удалённых территорий всегда актуальна, очевидно, что наличие вездеходной техники должно быть нашим приоритетом.

Основной заказчик такой техники — крупные корпорации и государственные органы: МЧС, МВД, армия. Чтобы купить именно красноярскую технику, у должностных лиц должно быть основание, а именно — внесение её в реестр продукции, произведённой в Российской Федерации.
Для компаний деятельность по сертификации — не профильная и часто неподъёмная. При этом услуги по сертификации в крае предлагает ряд структур. Например, КРИТБИ, где бесплатно готовы расписать компаниям все необходимые шаги. Но сама сертификация требует немалых затрат, и власть могла бы пойти навстречу малому и среднему бизнесу — заложить в бюджет финансирование этой работы (кстати, к ней могут быть привлечены студенты, в том числе для их обучения). Также хорошо бы сформировать субсидированную часть затрат на страхование производств.

Ещё одна проблема — отечественная комплектация. Минпромторг каждый месяц ужесточает требования, теперь в изделии разрешается не более 17% импорта. И если какие-то запчасти можно найти внутри страны, то двигатели по-прежнему везут преимущественно из-за границы. Поэтому вопрос о создании в крае завода по двигателестроению — насущный. С точки зрения Шагеева, Красноярск вполне может открыть завод по выпуску 5-6 типов двигателей. Более того, подобный опыт уже есть. Водомёт, который раньше закупался в Новой Зеландии, теперь делается у нас.

Вернёмся к теме масштаба, на который Красноярск готов замахнуться. Программа Агентства малого бизнеса по технопаркам должна быть расширена. Требуется строить не 2 тысячи квадратных метров, а 100 тысяч («одному «Северу», который базируется на бывшем паровозоремонтном заводе, нужно 20 тысячи площадей дополнительно»). На это нужно выделять средства, приняв целевую программу по машиностроению в этом сегменте. И если начать выпуск двух тысяч машин, тогда и потребность в кадрах, и кластер могут быть созданы.
Что касается оборудования для технопарков: хорошо бы предприятия представили номенклатуру своих станков. На самом деле станки есть, и их загрузка сегодня — 16 процентов. Надо просто налаживать горизонтальные связи, формулировать заказы, и работа пойдёт.

Где и как продвигать бренды

Среди специалистов красноярская техника себя уже зарекомендовала. Но надо, чтобы вся страна знала: если нужен транспорт добраться до любой недоступной точки на карте, то такой транспорт делают в Красноярском крае. И все истории успеха наших предприятий должны идти под этим флагом.

Какие есть возможности, чтобы показывать свою продукцию как можно шире? На совещании прозвучало сразу несколько вариантов.

В ноябре в Индонезии состоится выставка маломерных судов. Речь идёт о намерении этой страны приобрести 1500 судов, из них половина — аэролодки, чтобы оперативно перемещаться по шельфу семи тысяч обитаемых островов. Важно, чтобы красноярские компании могли поучаствовать в этой выставке. Цена вопроса — субсидировать доставку туда наших лодок.

Ещё одна возможность: ежегодные межведомственные учения «Безопасная Арктика» в Норильске. Следующие учения пройдут в январе-феврале 2025 г., и силовики уже пригласили красноярских производителей выставить свою технику на апробацию.

И последнее. В Нижнем Новгороде, на Волге, проходят гонки водно-моторного транспорта, вызывающие огромный интерес. Но коль скоро мы хотим стать водомоторной столицей, то почему бы не проводить собственный фестиваль? Его программа, кстати, уже разработана, нужна
Фото Евгения ПУЗИНА

Похожие материалы