Очаровательная Генриетта


10 апреля в СФУ выступила американская певица Генриетта Дэвис. Собственно благодаря поддержке нашего вуза и стал возможен её приезд в Красноярск и участие в XIII Международном фестивале-конкурсе «Весенние хоровые капеллы».

В актовом зале ПИ СФУ – ни одного свободного места! С первых же минут выхода на сцену, ещё не издав ни звука, очаровательная чернокожая певица с живым, весёлым характером буквально загипнотизировала слушателей взглядом, улыбкой, жестами…

Генриетта не просто первый раз в Красноярске, но и вообще впервые в России. «Когда мои друзья и родные узнавали, куда я еду, – поделилась певица, – они интересовались: всё ли со мной в порядке, раз предпринимаю такое экстремальное путешествие». Но как бы то ни было, госпожа из Лос-Анджелеса решилась на этот шаг, подарив праздник не только вузовской общественности, но и всему городу.

За день до выступления в СФУ Г. Дэвис приняла участие в заключительном концерте фестиваля-конкурса “Весенние хоровые капеллы”, одним из учредителей и организаторов которого выступил Сибирский федеральный университет. На сцене Театра оперы и балета обладательница великолепного сопрано блестяще исполнила сольную партию в мессе ми-бемоль мажор Франца Шуберта в сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Марка Кадина. Вот что сказал маэстро по этому поводу: «Для нас выступление с Генриеттой – сюрприз. Вокальное мастерство, знание традиций исполнения Шуберта помогли представить это сочинение в наилучшем виде».

Г. Дэвис действительно уникальна тем, что гармонично сочетает стиль классического оперного пения с манерой афроамериканского исполнительства. Она закончила колледж, а затем и консерваторию в Сан-Франциско как оперная певица. Генриетта родилась в семье протестантского священника и потому с самого раннего детства была погружена в культуру духовной религиозной музыки Америки. В СФУ певица представляла программу, состоящую из афроамериканских спиричуэлс. В переводе с анлийского spiritual music — духовные песни американских негров. Этот жанр стал появляться в афроамериканской культуре по мере того, как Америку заселяло белое население и оно приобщало к протестантской религии коренных жителей. Именно в церквях афроамериканцы знакомились с незатейливыми напевами белых, которые потом начали перекладывать на свой лад. Поэтому многие спиричуэлс имеют форму диалога: слово пастора и ответ паствы. Что характерно для этого жанра? Гармония, своеобразная манера пения, свободные ритмы, владение голосом и особая афроамериканская культура, из которой впоследствии родился джаз и мюзикл.


Поскольку Генриетта воспитывалась в семье священника, она прекрасно владеет мастерством исполнения спиричуэлс, в чем и убедились все, кому посчастливилось побывать на концерте в СФУ. Когда подошло время прощаться, гостья «на бис» исполнила хит – колыбельную Клары из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Одной из последних работ Генриетты Дэвис на оперной сцене стала именно роль Бесс. Критики писали, что певица буквально создана для этой роли: она такая же сильная, страстная, нежная, как ее героиня, и с необыкновенной точностью передает внутренний мир Бесс с помощью вокального дарования.
– О, меня сегодня очень хорошо приняли, – сказала Г. Дэвис, немного отдышавшись после концерта. – Я чувствовала энергетику зала. Какая реакция слушателей! Например, песню «Мой свет» они не просто восприняли – почувствовали ритм, сделали из этого почти госпел и… участвовали!
Генриетта рассказала, что гастролировала с концертами по всей Европе, выступала на Бродвее, на сцене Хьюстонской Гранд-опера. Во время работы в театре War Memorial Opera House (Сан-Франциско) она исполняла роль Мюзетты в опере Дж. Пуччини «Богема». В качестве солистки сотрудничала с филармоническими оркестрами Сан-Франциско, Модесто и других городов США.

Мой вопрос «в чем загадка тембра чернокожих исполнителей?» певица, видимо, восприняла по-своему:
– Я считаю, помогает то, что наш народ прошел испытание рабством, пережил столько трудностей, унижений… Спиричуэлс – обращение к Богу. В истории многих народов есть подобная боль, испытание.
– Заканчивает ли джаз свою историю или же у него ещё всё впереди?
– Я считаю, что джаз как жанр уже достаточно развит. Афроамериканцы взяли кое-что из многих жанров – из госпел, из джаза и чудесным образом объединяют все элементы, исполняют классическую музыку.
– Есть ли у Вас постоянный коллектив, с которым выступаете в Америке?
– Я – прихожанка церкви в Лос-Анджелесе, и недавно мы выпустили диск совместно с церковным хором.
– Стоит ли белым вообще петь джаз?
– Все могут петь джаз! В Америке есть шоу под названием «Идол». Несколько человек соревнуются в исполнении джаза, и человек десять из них (независимо от цвета кожи) исполняют его великолепно! Кстати, и в Красноярске это тоже делают восхитительно: не каждый хор в США, особенно студенческий, сумеет исполнить госпел или спиричуэлс на таком высоком уровне, как это делает ансамбль солистов «Тебе поемъ» Красноярской академии музыки и театра.
– Есть ли у Вас намерение приехать в Красноярск ещё раз?
– Да! – уверенно ответила Генриетта (по-русски). – Здесь так много замечательных людей, с которыми бы я хотела продолжать общаться. Я побывала на часовне, уже несколько раз прогулялась по центру Красноярска, у меня был пикник на снегу. Была в музее. Попробовала в кафе блинчики с малиновым вареньем, шоколад, который у вас готовят просто изумительно.
– Вы любите шоколад?
– Нет-нет. Я его просто обожаю. У вас есть шоколад?!
На концерт ходила

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы