Белое – символ зла

Записки лаовая*

(Продолжение. Начало в №№ 57, 58)

Александра ЩУРИНА, ИФиЯК

Пекинская опера — одна из форм традиционного китайского театра. Возникла в конце XVIII века, в полной мере разработана и признана в середине XIX века. Сочетает в себе пение, элементы пантомимы, танца и акробатики. В Пекинской опере четыре основных актёрских амплуа: шэн, дань, цзин (хуалянь) и чоу, которые отличаются друг от друга условностями сценического исполнения, гримом, костюмами и местом в сюжете спектакля.

Однажды летом, прогуливаясь по Пекину, мы решили отойти от привычного туристического маршрута и в поисках приключений свернули на незаметную боковую улочку. Среди магазинов сувениров и бесконечных «заведений общепита» обнаружилась странная лавочка, которая называлась «Пекинская опера». Гостеприимный хозяин выглядел как типичный китайский старец из какого-нибудь фильма – белая борода, доброе лицо и хитрый прищур. Хотя лавка была закрыта для посетителей, хозяин сделал для нас исключение и предложил зайти. Мы тут же попали в мир Пекинской оперы. Стены крошечной мастерской сплошь были увешаны сотнями разнообразных масок – большими, маленькими, некоторые обладали внушительным волосяным покровом, другие сражали наповал своей длиннющей бородой. Маски посматривали не очень-то дружелюбно, но мастер объяснил, что в основном это лица воинов, отгоняющих злых духов, поэтому они довольно суровы. Нам повезло – мы застали мастера Гуан Джидуна за работой – он как раз создавал форму для очередной своей маски. Уже 26 лет Гуан Джидун занимается любимым делом – традиционной китайской живописью и созданием масок Пекинской оперы, он сам делает форму для каждой маски и раскрашивает их вручную.

Гуан Джидун рассказал нам, что маски называются lianpu, так же как традиционный макияж артистов Пекинской оперы. Грим имеет огромное значение в национальной драме, он даёт характеристику герою. Известно несколько тысяч композиций оперного грима, причём каждая имеет определённое значение и соответствует тому или иному образу. Для наложения грима используются 12 цветов. Каждый указывает на особенности характеров героев на сцене: красный цвет символизирует верность, храбрость и честность; чёрный свидетельствует о справедливости, отваге и силе; жёлтый – значит, герой злой и лютый человек; синий и зелёный – герой вспыльчивый и несдержанный; белый цвет принадлежит злодеям; золотая и серебряная краски предназначены исключительно для богов и духов.

Гуан Джидун говорит, что на создание маленькой маски уходит как минимум два дня, а на маску покрупнее требуется больше трёх дней. Мастер считает, что умение без воображения – это всего лишь ремесло. Поэтому постоянно привносит что-то новое в традиционное искусство. Гуан Джидун был первым, кто создал двустороннюю маску. Обычно такая маска может уместиться в ладони. Она представляет два характера, например, часто изображаются лица генерала и вора как светлое и темное в человеческой душе. Такие маски пользуются особой популярностью среди туристов.

50-летний Гуан Джидун считается Мастером среди создателей масок Пекинской оперы. Один издательский дом предложил Гуан Джидуну опубликовать книгу о его масках, но тот отказался. Мастер считает, что ещё не время, он должен продолжить поиск новых идей и образов.
Сейчас, когда создание lianpu стало самостоятельным изобразительным жанром, такая маска – прекрасный подарок, многие коллекционируют llianpu. Я тоже купила маску на память: мастер выбрал для меня одного из своих любимых персонажей – генерала Джан Фея.

Похожие материалы