И целого мира мало

Он встаёт под звуки будильника, который купил ещё в Советском Союзе. Ест белый хлеб с вареньем. Постоянно повторяет «Боже ты мой» и «Мне повезло». Возможно, эти две фразы как-то связаны. И каждый вечер мелким почерком пишет в неприметный блокнот о самом сокровенном. Войцех Домбровски — человек, который видел весь мир.

Его приезд не стал ни для кого событием. СМИ проигнорировали, а скорее просто не знали. Да он и сам не собирался в Красноярск. Ведь цель его очередного путешествия в Россию — Норильск. Попасть же в северный город, минуя столицу края, оказалось невозможным. Да и разрешения российские власти до сих пор не дали. Обещали решить вопрос за сорок пять дней. Прошло два месяца. Он уже здесь, а результата всё нет. Пользуюсь моментом. Ведь человек, который побывал во всех странах мира и десять раз проехал вокруг света, всего два дня в моём городе.

Начинаем беседовать по-английски, что мне даётся не очень легко. Тема ведь не бытовая. Он, видя моё неполное понимание, спокойно переходит на русский. И вмиг становится родным. При этом в силу некой скромности, заверяет, что говорит плохо. Как оказалось «плохо» — это некоторые ошибки в ударениях и незнание всего пары слов за время полуторачасовой беседы.

К слову, английский и русский — это не весь его лингвистический запас. Французский и испанский — Войцех посоветовал начинающим путешественникам обратить внимание и на них. С языком советских мальчишек он — поляк по национальности — познакомился ещё в школе. Страсть к заграничным просторам побудила выучить самостоятельно ещё три языка. «Я сделал себя сам», — утверждает мой собеседник. Ни наставников, ни советчиков, только обмен информацией с такими же странниками и постоянная «практика» в разных частях света.

Своё знакомство с экзотическими странами он начал ещё в детстве… на страницах книг. Маленький Войцех мечтал оказаться на острове, где более четырёх лет провёл герой Даниэля Дефо. Желание, кстати, недавно сбылось. Реально существующий остров в Тихом океане стал на несколько дней пристанищем и Войцеха Домбровски.

В составе пионерской организации «Союз Польских Харцеров» он пересёк границу в 14 лет. Чехословакия — его первая «заморская» страна. Добавлю от себя, сегодня даже не верится, когда держишь в руках его паспорт, что такое возможно. Штамп на штампе, виза на визе. А он поясняет: «Скоро снова придётся менять». Ведь чистых страничек почти не осталось.

После Чехословакии путешественник «наступал», как сильнейшая армия, на близлежащие государства. Его первые «завоевания» — Германия, СССР, Болгария, Венгрия. Потом ещё сорок. Лет. И теперь все эти города и страны просто не перечислить.

С 18-ти он путешествует самостоятельно. На свои собственные деньги. В студенческие годы подрабатывал репетитором. После окончания Гданьского технического университета устроился инженером в компанию связи, где проработал 31 год.

Он никогда не был богат. По улицам родного Гданьска, где родился и живёт всю жизнь, ходит пешком. Путешествует с рюкзаком. Останавливается в простых гостиницах или в семьях, а то и в палатках. Войцех Домбровски утверждает, что необходимо сделать выбор: большой дом и дорогое авто или новые страны каждый год.

Ему, как и всем трудящимся, полагался месячный отпуск. Зачастую приходилось брать ещё дней тридцать за свой счёт. Ну, а чтобы отправиться в своё первое «кругосветное», он соединил отпуска за два года и … свершилось. Однако ездить вокруг света тоже надоедает.

Несмотря на то, что каждый из девяти раз путешественник выбирал новые маршруты, в десятый захотелось изменить концепцию кардинально. В этом году он пересёк земной шар не по горизонтали, а по вертикали. То есть по направлению не от запада к востоку, а от севера к югу. Из Европы он летел в Южную Америку, в Аргентину. Потом — в Чили. Как раз тогда исполнилась мечта мальчишки: из Чили летает самолёт, где всего 8 посадочных мест, на остров Робинзона Крузо. Потом была Боливия. Вновь Аргентина. И затем — Австралия. За два с половиной дня он почти пересёк этот материк. В пути его настигли сильнейшие дожди. Железнодорожное полотно было разрушено, пришлось ждать восстановления дороги. Из Австралии Войцех отправился в Сингапур. Затем Гонконг, Тайвань. Японию он проехал полностью — с самой южной до самой северной точки. Собирался плыть на Сахалин, но была весна, и это оказалось проблематичным. Пришлось лететь. Потом ещё были Хабаровск, Анадырь (Чукотка), Аляска, Франкфурт и, наконец, Польша. Его первое путешествие вокруг света длилось 88 дней. Последнее — ровно 4 месяца.

Продумывать и организовывать маршруты Войцеху иногда приходится годами. Часто возникают проблемы с транспортом, ведь в те уголки мира, куда он хочет попасть, не летают чартеры. Так было и с Киритимати — островом Рождества, что скромно расположился в Тихом океане. Ему впервые пришлось уехать из дома на время рождественских каникул. «Я хочу встретить праздник Рождества на острове Рождества», — загадал путешественник. Войцеху за один день дали визу, он вовремя попал на борт самолёта, который делает один рейс в неделю, и оказался в тихоокеанском государстве. Из иностранцев прибыло четыре человека. Поляк Войцех Домбровски и три японца. Японцы — на рыбалку. Войцех — на праздник святого Рождества.

«Мне повезло», — повторяет Домбровски. Но какой смысл он вкладывает в эти слова? Повезло — значит остаться в живых, успев выпрыгнуть из загоревшегося деревянного поезда без окон, без дверей на полном ходу в пески пустыни. Такой переезд ему пришлось пережить из Судана в Египет. Повезло — значит недосчитаться денег на жильё при восхождении на гору Килиманджаро и, познакомившись с двумя американцами, которые запаслись палаткой, делить с ними кров четыре дня. Повезло — значит увидеть макушку Эвереста почти на одном уровне с тобой. Повезло — значит бродить по горам в одиночестве и петь песни Юрия Визбора. И даже её встретить ему тоже повезло — ту бескорыстную русскую женщину, которая открыла ему Сахалин, став его настоящим гидом.

Кстати, о русских. Сегодняшних россиян и тогдашних жителей Союза отличает многое, говорит поляк. Нас захватила рыночная экономика. В современной России за всё приходится платить. А поистине дружелюбных и гостеприимных людей мало. И, тем не менее, Войцех любит Россию. Он никогда не забудет русских учителей, которые в далёком 1976 году приютили его в Эфиопии. Он попал в небольшой посёлок. Как пятно на платье, он — белый — выделялся на фоне негров. Встретил мальчика, немного понимающего по-английски, и попросил отвести его в школу. Интуиция в очередной раз не подвела.

Наш разговор подходил к концу. Моя голова была переполнена информацией. А он спокойно сидел напротив меня. Счастливец. И не только потому, что самое дорогое — воспоминания и впечатления об увиденном — у него никто и никогда не отнимет. Но и потому, что после очередного путешествия он хочет вернуться домой. Войцех заметил, что часто журналисты задают ему один и тот же вопрос: «Если бы вы перестали путешествовать и вели оседлый образ жизни, где бы вы поселились?». И он незамедлительно отвечает: «В Польше». Он любит свою страну, людей, традиции. В Польше его ждут сыновья. И любимая дача.

Вот уже который год Войцех Домбровски на пенсии. Но его дух и страсть к новым землям не угасает. В эти минуты он расширяет свои «владения» в который раз. Надеюсь, побывал в Норильске (пропуск всё-таки был сделан). Сейчас, думаю, он уже в Китае — в пятый раз.

А потом он приедет домой. Откроет блокнот. Фото. Видео. И напишет статью. Её обязательно опубликуют в журнале. Польские издания давно с ним сотрудничают. Несколько слов, а может быть абзацев, там будет о Красноярске. Этот польский инженер для некоторых людей — первооткрыватель, ведь они узнают мир из его текстов. А фотоработы Войцеха Домбровски заполнили страницы одной из многотомных польских энциклопедий.

Мария СемЁнова, студентка ИФиЯК

Узнать подробнее о путешественнике Войцехе Домбровски вы можете на сайте www.kontynenty.net

Похожие материалы