«Бочка Диогена»

Место острых вопросов и жарких дискуссий

Название философского дискуссионного клуба «Бочка Диогена», организованного кафедрой философии и гуманитарных наук Института фундаментальной подготовки, было выбрано не случайно: древнегреческий философ Диоген прославился тем, что всегда отстаивал своё мнение и честно говорил то, что думал. Клуб его имени, по мысли организаторов, должен настраивать аудиторию на конструктивный открытый диалог.

Этому способствовала и тематика первой встречи — «Судьбы России и роль личности в истории». Открывая широкое поле для обсуждения, тема имеет особое отношение к молодому поколению, которое ищет ориентиры в реалиях современной России и от которого зависит её будущее.

Перед большим собранием студентов с проблемным докладом выступил заведующий кафедрой Иван Алексеевич ПФАНЕНШТИЛЬ. В своём выступлении он обозначил изменения, произошедшие в течение последних двадцати лет в нашей стране и остановился на трансформации социально-политического и нравственного сознания, связанного с этими изменениями. Основная мысль заключалась в том, что каждый человек, включая всех присутствующих, является творцом истории, и от каждого из нас зависит направление и интенсивность развития нашей страны как части мирового сообщества.

Обсуждая перспективы развития нашей страны, Иван Алексеевич попросил поднять руки тех, кто связывает своё будущее с отъездом из России и работой за границей. В ответ руки подняли почти треть студентов. Результаты этого голосования настораживают и дают основания для размышлений о молодёжной политике в стране.

Участвующие в дискуссии студенты высказали целый спектр мнений по этому и другим вопросам, порой соглашаясь, а порой горячо оспаривая сказанное докладчиком. В самый разгар спора «на огонёк» заглянул и сам Диоген, который прошёл по рядам в длинной тоге, освещая себе путь фонарём — символом философского поиска. Выдающийся мыслитель древности в исполнении студента вечернего отделения Андрея САХНО по-прежнему «искал человека» в толпе собравшихся. Увенчались ли успехом его поиски — осталось загадкой.
Постепенно разговор повернул на актуальные проблемы, затронув тему реформирования системы образования и особенно введения новых степеней «бакалавр» и «магистр».

Оказалось, что у многих присутствующих было довольно смутное представление о причинах и целях перехода, об особенностях подготовки по данным программам и «весе» дипломов разного типа.

Опытом обучения в двухуровневой системе поделился доцент кафедры Михаил Сергеевич БУХТОЯРОВ, закончивший магистратуру в американском университете. В качестве основного плюса введения новых стандартов была названа конвертируемость дипломов, то есть их признание в странах, подписавших Болонское соглашение. Другим важным последствием можно считать возможность выбрать в качестве места обучения в магистратуре университет, наиболее соответствующий научным и профессиональным интересам, которые обычно оформляются у студента только к старшим курсам. Основным недостатком перехода является отсутствие укоренённости данной системы в академической культуре нашей страны и связанное с этим нечёткое понимание особенностей подготовки по данным программам даже у самих преподавателей и чиновников от образования. Поэтому именно сейчас, в период перехода к двухуровневой системе и разработки новых программ, активное участие студентов в обсуждении требований, предъявляемых к образованию, может стать значительным вкладом в развитие университета.

Таким образом аудитория плавно подошла к обсуждению темы следующего заседания клуба «Кризис образования: Кого учить? Как учить? Чему учить?». Встреча пройдёт 17 декабря, в 17-40, в ИКИТ.

Было предложено изменить формат дискуссии, организовав её как круглый стол при участии студентов и эксперт-ной комиссии, состоящей из преподавателей кафедры, представителей студенческого профкома и др. Данный формат также ограничивает время выступления, чтобы каждый имел возможность высказаться по существу вопроса. Результатом должны стать рекомендации, выработанные в ходе обсуждения и направленные в адрес ответственных за принятие решений в СФУ. Приходите, будет интересно!

А.А. Ильюшенко

Похожие материалы