А орешки не простые, все скорлупки золотые

Наконец-то он открылся. Первый магазин, в котором можно купить брендовые вещи с изображением официальной и студенческой символики Сибирского федерального университета!

Предлагаю заглянуть в подсобные помещения, обычно не доступные наблюдателю, и узнать, какие сюрпризы готовит нам «Squirrel-shop» в предпраздничные дни. А проводниками станут директор магазина и «главный по белкам» Денис ЗУЕВ и его жена Анастасия, продавец.

— Поделитесь, какие товары разбирают «как горячие пирожки»?

— Мы открылись в декабре, и пока что поток покупателей не уменьшается. Охотнее всего приобретают одежду, кружки, магниты, канцелярские товары с фирменной символикой — официальной (логотип в оранжево-серых тонах и надпись «СФУ») и неофициальной, студенческой (стилизованное под латинскую букву «U» изображение белки). Реализуя идею магазина, мы изучили аудиторию людей, для которых он предназначен, и формировали соответствующий ассортимент.

(Во время разговора к кассе подходят две студентки с игрушкой-белкой и сувенирным «сердцем» из искусственного меха, лакомятся кедровыми орешками из прозрачной вазочки возле кассы, пока продавец выбивает чек. — прим. автора).

— Девушки, оцените магазин: выбор, качество вещей, цены.

— Нормальные цены! Особенно на одежду, ежедневники, канцелярию. Конечно, игрушки дороговаты — в районе 1000 рублей. Жаль, что нет фирменных кепок. Нам бы вот ещё хотелось купить толстовки без замка.

— Анастасия, ассортимент будет расширяться?

— Обязательно. Между прочим, мы уже приняли к сведению отзывы насчёт дороговизны некоторых наименований продукции и решили: средняя стоимость игрушек в «Squirrel-shop» после новогодних каникул не будет превышать сумму в 450-500 рублей. Могу объяснить ценовую политику именно в отношении игрушек. Магазинная наценка в данном случае — 100 рублей, но и сами по себе эти «зверушки» не могут быть дешёвым товаром. Это произведения декоративно-прикладного искусства, авторские работы, каждая из которых уникальна и неповторима. Они сделаны из войлока, разных видов ткани, натурального меха (что уже затратно!). Расшиты бисером, стеклярусом, украшены разнообразной фурнитурой. Помимо того, что изготовление вручную одного такого зайца, овечки с апельсинами в сумке, белки или «монстра» — долгий и кропотливый труд, они получаются одушевлёнными, каждый со своим характером. В этом и заключается магия индивидуальной, «штучной» куклы.

Игрушки, которые вы видите в торговом зале, мастерят студенты Института архитектуры и дизайна. Задолго до открытия мы поместили на стене строящегося павильона объявление, в котором приглашали к сотрудничеству талантливых людей университета — не принципиально, из какого института, главное, чтобы они умели делать вещи, которые можно реализовать. Как видите, подтянулись в основном учащиеся творческих специальностей.

В ближайших планах — увеличить количество вещей с фирменной символикой до 50%. Сейчас такой продукции не более 15%. Кстати, мы стараемся поддерживать обратную связь: интересуемся у покупателей, какие новинки им бы хотелось увидеть в магазине.

— Кто решал, какие вещи попадут на прилавки, а какие — нет?

— Выбирали всей командой. В результате основу ассортимента составили вещи, совмещающие в себе характеристики «это будет продаваться», «это красиво» и «это соответствует духу университета».

— Каким образом оплачивается труд студентов, работающих над заказами?

— Юридически «Squirrel-shop» является малым предприятием СФУ. Мы имеем право заключать со студентами договор об оказании возмездных услуг.

— Кто выпускает линию одежды «с белками»? Скажу честно: меня приятно удивило наличие в линии не только стандартных футболок и толстовок, но и рубашек-поло, кардиганов, например.

— Названия предприятий разглашать не буду. Скажу только, что это красноярские фирмы по пошиву одежды. Кроме того, мы налаживаем контакты с зарубежными производителями одежды. Но я вас удивлю сейчас (Денис выдерживает многозначительную паузу). Мы хотим выпускать собственную СФУ-линию одежды для спорта и активного отдыха! Помните, какой всплеск позитива был, когда российская сборная вышла на открытие пекинской Олимпиады 2008 года в одежде от «BOSCO Sport» красно-белого цвета? Наши ребята ездят на международные турниры, грядёт Универсиада-2013, и я очень хочу, чтобы студенты и молодые учёные СФУ могли гордиться своим вузом, чтобы были одеты в едином стиле, были «одной крови», ощущали себя братством, которое выше социальных и этнических различий.

Конечно, хорошая спортивная одежда шьётся из высокотехнологичных тканей, на суперсовременном оборудовании. Но я верю, что наша попытка будет успешной. Ведь ещё во времена моей учёбы на экономическом факультете КГУ (я выпускник 2005 года) никто и подумать не мог, что у нас будет такой вот фирменный магазин и фирменные стильные вещи. А они появились.

— Расскажите о первых шагах к созданию «Squirrel-shop». Сколько людей работало над тем, чтобы он случился?

— Ох, сложный вопрос. Когда мы начинали, работало множество ребят, в том числе волонтёров. Нужно было, чтобы именно студенты сформулировали для нас техническое задание. Я представляю рекламное агентство «А Медиа Индастри», профессионально занимаюсь дизайном, знаком со спецификой выпуска сувенирной продукции. Два года мы вместе с управлением корпоративной политики СФУ работали над тем, чтобы создать бренд.

Сейчас в магазине на постоянной основе трудятся 10 человек, и мы продолжаем приглашать к сотрудничеству. Предпочтение отдаём «своим», «СФУшным» ребятам и к концу года надеемся увеличить штат в четыре раза.

Лично мне было очень приятно, когда к нам пришла преподаватель культурологии из Гуманитарного института и сказала, что посоветует своим студентам одеваться в «Squirrel-shop», потому что у нас вещи красивые, эстетичные, создающие образ студента высшего учебного заведения. Значит, наша команда работает не зря. Нужно «влюбить» в «беличий» стиль не только студентов, но и аспирантов, преподавателей. Посмотрите на английские университеты и колледжи, вспомните японскую традицию продумывать форму учащихся во всех подробностях. Почему у нас этого нет? В России уже отошли от понимания формы как «уравниловки», но фирменного стиля университетов так и не появилось. Нужно создавать!

— У нас появятся клубные пиджаки?

— Вполне возможно. Это удобно, практично, красиво и экономично. Не нужно постоянно тратиться на трендовые вещи, чтобы выглядеть модно и соответствовать своим одногруппникам.

— В день открытия у входа в магазин висела импровизированная доска пожеланий, и каждый мог маркером написать свои поздравления и пожелания в адрес «Squirrel-shop». Пригодились вам ценные мысли?

— Скорее, напутствия, ведь пожеланий там было мало. Меня порадовало, что братья-студенты не оставили ни одного ругательного слова на этом листе, убедитесь сами (раскатывает на полу огромный бумажный свиток, плотно исписанный и изрисованный посетителями, — прим. автора). Конечно, полёт мысли поражает: от «храни вас Бог» и «Пошейте форму КВНщикам СФУ» до шуток про шишки (смеётся). Теперь, когда ресурсы бумажной «доски» исчерпаны, связаться с командой магазина можно будет через индивидуальный портал, который уже разрабатывается: u@utalents.ru. Наполнение портала будет отражать внеучебно-культурную жизнь университета. Это сайт для умных, адекватных, интересных людей, на котором недопустимо употребление мата и грубых высказываний. Пишите свои пожелания, задавайте вопросы — постараемся ответить!

— Какие ещё поводы для гордости есть у вашей команды?

— Согласно нашему бизнес-плану, тысячный клиент должен был посетить «Squirrel-shop» на четвёртой неделе работы, а на практике это случилось в первую же неделю после открытия! А теперь у нас уже началась предновогодняя распродажа …

— А вот об этом — подробнее.

— С удовольствием! Скидки на сумки — 30%, на предметы интерьера от «IKEA» — до 50%. Кстати, будет новое поступление аксессуаров «Kawaii Factory»: дизайнерские обложки для документов (паспортов, студенческих и проч.). Эти вещи будут продаваться со скидкой до 20%.

— Раз уж мы заговорили об ассортименте: на что вы ориентируетесь, закупая книжную продукцию для магазина? Я вижу на стеллажах современную прозу, комиксы, забавную книгу для (и про) женщин за рулём…

— Пока что мы ориентируемся на собственный вкус и стараемся предугадать желания целевой аудитории. Если хотите, можете заказать через наш магазин любую редкую книгу (например, альбом репродукций художника или книгу на иностранном языке), и мы доставим её вам по цене, не превышающей прайс Интернет-маркета «OZON.ru».

— Я слышала, что учащиеся творческих (художественных) специальностей смогут продавать через «Squirrel-shop» свои картины, графические работы.

— Было бы замечательно, только мы не сможем принять работы, чья стоимость превышает 600 рублей, иначе возникнут сложности с реализацией. Есть другая, более реальная форма сотрудничества с художниками: нам нужны красивые авторские принты для изготовления футболок, открыток. Вот здесь мы действительно ждём предложений! Кроме того, мы приглашаем в свою команду менеджеров, специалистов по связям с общественностью, дизайнеров, экономистов и просто всех тех, у кого есть уникальные таланты. Если вы готовы работать на благо университета, хотите быть в курсе всех учебных и культурных новостей СФУ и достойно себя обеспечивать — приходите!

— Денис, вы выпускник СФУ…

— …и поэтому я искренне болею за наш университет. Хочу, чтобы Сибирский федеральный университет считался одним из лучших в мире. Давайте все вместе сделаем наш родной универ вузом № 1 в России!

Татьяна МОРДВИНОВА

По всем вопросам обращаться: Денис ЗУЕВ, директор «Squirrel-shop», 8-923-338-88-00

Похожие материалы