«ПроЛог» про блог

Недавно подведены итоги Всероссийского конкурса образовательных блогов «ПроЛог». Победителем стала доцент кафедры информационных технологий образования ИППС СФУ, кандидат педагогических наук Наталья БЕКУЗАРОВА. Конкурс проводила автономная некоммерческая организация «Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна». Цель — выявление и поощрение авторов лучших статей образовательной тематики; популяризация блогерства в образовательной среде. С победителем беседует наш корреспондент.

— Наталья Владимировна, насколько интересно было вам ведение блога?

— Никогда прежде я не вела блог. Это мой первый и, как оказалось, достаточно удачный опыт. Конечно, было любопытно, ведь мои научные интересы направлены на становление профессионалов в области образования — магистров, бакалавров, учителей и менеджеров образования. Если повезёт раскрутить блог, то это широкая, массовая аудитория. Значит, есть шансы поговорить не только со своими студентами и коллегами, так или иначе связанными с образованием, но и с теми, кто, может быть, далёк от этого, но зашёл на страничку ради интереса, просто посмотреть. Почему бы не попробовать что-то новое, необычное?

Правда, получилась забавная накладка: в предварительных документах название блога подавалось как «Имидж российского учителя». Но когда в феврале я получила доступ к странице, то увидела другое название — «Блог российского учителя». Менять что-либо было уже поздно.

— Заходила на страницу блога и удивилась — дизайн, мягко говоря, слабый, если не сказать примитивный — в чёрно-белых тонах…

— Дело в том, что по условиям конкурса права администрирования у нас были ограниченными. Можно было удалять спам, добавлять записи или статьи и отвечать на комментарии посетителей блога. Выбрать дизайн или поменять его мы не имели права. Я неоднократно обращалась к организаторам, но они сказали: что досталось, с тем и работайте! То же самое касалось и всех других участников конкурса.

— Кстати, а с какими темами работали другие конкурсанты?

— Тематика самая разнообразная: «Блог учителя информатики», «Пёстрый глобус педагогики», «В мире психологии» и др. Изначально в финал вышло 30 блогов и ещё около 30 составляли «лист ожидания», т.е. каждый месяц отслеживалась активность блога, посещаемость, категории статей (насколько они уникальны, являются ли авторскими и т.д.). Со временем какие-то конкурсанты отсеивались, какие-то добавлялись.

— Насколько хлопотно блогерство?

— Во-первых, по условиям конкурса записи блога должны быть именно авторскими: оригинальность по системе «Антиплагиат» должна быть не менее 90%. Это очень большой процент, если даже одна цитата сильно снижает процент оригинальности. Кроме того, по условиям конкурса, ни один комментарий не должен оставаться без ответа. Если вы обратили внимание, порой был достаточно большой наплыв посетителей, а ведь работа преподавателя тоже требует много времени, поэтому приходилось день начинать с компьютера, потому что в основном посетители оставляли комментарии ночью. Даже чай не успевала выпить — скорее к монитору и смотреть, отвечать на вопросы, комментировать, благодарить за внимание к блогу, поддерживать дискуссию…

— Вокруг какой темы дискуссия велась наиболее оживлённо?

— Пожалуй, вокруг рубрики «Дресс-код». Часто мы говорим, что необходим дресс-код по отношению к ученикам, но забываем про внешний вид учителя. В советское время администрация образовательного учреждения довольно жёстко подходила к внешнему облику педагога школы или преподавателя техникума, училища, вуза. Тема «Облик современного учителя» вызвала самые разные отклики. Разговор плавно перешёл на моральные, нравственные и профессиональные качества учителя.

— Зайдя на ваш блог, можно было поучаствовать в играх…

— Наиболее интересно, по-моему, прошла игра «Алфавит». Она простая: просят назвать слово, относящееся к учителю, на ту или иную букву алфавита, например, на букву «А». Высказывались ассоциации: артист, альтруист и т.д. Были очень творческие ассоциации, положительные и отрицательные. Сейчас эту информацию обрабатываю и готовлю статью для одного из научных журналов по результатам анализа игры. Большая часть людей сошлись на том, что учитель — это альтруист.

— А были вызывающие суждения у читателей блога?

— Одна из читательниц в обсуждении на тему «Учитель нашего детства» высказала мысль о том, что современные учителя — это загруженные тётки, которым детей доверять не стоит. Дальше разгорелась дискуссия. По-видимому, женщине не повезло с учителями, но это же не значит, что по одному человеку можно судить о всей профессиональной группе.

— Можно ли было отследить категорию респондентов?

— Сложно. Люди не всегда сообщали свой возраст, место учёбы и т.д. Примерно 70% читателей — это категория от 20 до 30 лет. Две трети посетителей блога — женщины, и только одна треть — мужчины (они немногословны). Интересно было послушать высказывания не педагогов, а бывших учеников или тех, у кого дети учатся в школе. Потому что реакцию учителей предсказать было нетрудно.

— Интересная дискуссия у вас развернулась и вокруг темы «Работа по распределению»…

— В последнее время частенько поднимается вопрос: стоит ли, как в советское время, вводить распределение выпускников. Поразило, что достаточно большая часть нынешних обучающихся высказалась «за» распределение. В этом случае, по их мнению, есть какая-то определённость в дальнейшей судьбе, снимаются проблемы поиска работы.

— Тема «Образ учителя в искусстве» тоже не оставила людей равнодушными…

— Мне и самой была интересна реакция посетителей блога на картины об учителях. Вспоминали картины разных времён, на блог заходили бывшие и нынешние ученики, студенты и люди в зрелом возрасте.

Когда вас просят назвать картину об учителе, что приходит на память? Многие называли картину Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка», написанную в 1952 году. Но неужели нет оптимистических полотен об учителе? Бывают ведь и смешные, и радостные моменты, которые приятно вспомнить…

Лично мне нравится картина американского художника Нормана Роквелла «День рождения учительницы». На ней школьники поздравляют педагога с днём рождения; очень милые, скромные подарки — яблоко, надписи на доске неровными буквами…очень по-детски. Самое дорогое, когда подарок от души.

— Основные темы для онлайн-дневника вы выбирали сами?

— Да, и темы, и рубрики, и игры.

— Какую цель вы ставили перед собой в рубрике «Учитель и информационные технологии»?

— Хотелось не только поделиться своим небольшим опытом по ведению блога, но и рассказать о новом в информационных технологиях. Например, о портфолио учителя. Можно показать, как представить, похвалить себя корректно, не нарушая этических норм, русской ментальности. Всё-таки не для нашего менталитета самовосхваление. Освещалась в блоге и тема: «Формирование коммуникативных умений с помощью блогов», т.е. надо было заинтересовать учителей, доказать, что блог — это не только трата своего личного времени, но, в том числе, работа над формированием умений и навыков у детей. В этой же категории освещалась тема «Секреты учебных презентаций» — я и мои коллеги очень надеялись, что она заинтересует наших студентов. И действительно, кое-какую информацию они смогли использовать как подсказку, как некий справочник. Вроде бы ребятам понравилось…

— Конкурс шёл в течение полугода. Когда вы почувствовали, что блог набирает обороты?

— Ближе к концу конкурса, в мае-июне — самое большое число посещений. Потребовалось время, чтобы найти «свою» аудиторию. Мы использовали рекламу, рассказывали о блоге своим студентам и коллегам (это разрешалось).

— Что же помогло вам победить?

— Была высокая конкуренция, помогло упорство и упрямство. И помощь кафедры информационных технологий ИППС. Особенно Елены Владимировны ЕРМОЛОВИЧ и Елены Михайловны НАЗАРЕНКО.

— Какая из авторских статей потребовала наибольших усилий?

— Статья о Свято-Алексеевcкой пустыни в категории «Авторские школы». Тема была самая тяжёлая. Долго думала: рассказывать об этой необычной школе или нет? Материал нелёгкий в моральном плане: там учатся дети с очень непростой судьбой, и хотелось передать суть школы без перекосов в некую церковность, что ли… Просто показать, что существуют школы, где детей с непростой судьбой обогрели, приняли, смогли найти к ним подход. Я долго сомневалась: поймут ли читатели, не решат ли, что это пропаганда церкви? Но победило решение — разместить материал в блоге, потому что необходимо всё-таки знать, что происходит в нашей жизни помимо светских школ. Похоже, читатели поняли, поддержали…

— Итоги конкурса подведены, будете ли вы поддерживать блог и дальше?

— Обязательно. Популярные рубрики мы вынесем на главную страницу. Попросим себе больше прав как администраторам, сделаем ярче, интереснее дизайн. Все заявленные ранее темы блога останутся, но хотелось бы обратиться и к новым, в частности, к вопросам профессионального становления, формирования и выстраивания карьеры, образовательных траекторий. Будем работать!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы