Проект — отутюженный и опробованный

По полу учебного класса стелется дым, раздаются оглушительные взрывы, во все стороны летят осколки... Это не учебная тревога и даже не ночной кошмар школьного завуча. Именно так теперь выглядят уроки физики и химии в некоторых школах Красноярска. Потому что…

На старт! Внимание! Грант!

Каждый год в Сибирском федеральном университете проходит конкурс на соискание стипендии Владимира Потанина. Лауреатами становятся 20 студентов разных институтов. А победителям, как известно, и карты в руки: тут тебе и дополнительные 4 тысячи рублей, и возможность выиграть настоящий грант до 200 тысяч рублей на осуществление волонтёрского проекта.

Среди потанинцев оказалась и будущая команда проекта «Новый взгляд». Полный состав волонтёрской группы звучит гордо и весьма разношёрстно: Ксения МАЛЫШЕВСКАЯ (ИФБиБТ), Александр МЕНЩИКОВ (ИКИТ), Павел ПАНКИН (ИИФиРЭ) и капитан команды Иван ТИМОФЕЕНКО (ИКИТ).

О чём их проект? Один из участников команды, Павел Панкин, говорит о нём так: «Интерес школьников к таким предметам, как физика, химия и биология, в последнее время очень низкий, что абсолютно не справедливо! Здорово было бы показать ребятам, что это не только скучная теория и сложные уравнения, а что изучать естественно-научные дисциплины может быть очень интересно. Дать им «потрогать» эту самую науку. А как ещё это можно сделать, если не демонстрацией ярких опытов, в которых ребята сами смогут принять непосредственное участие?».

Автор идеи Иван Тимофеенко рассказывает, с чего всё началось: «Мне не нравилась реакция моих друзей, когда я рассказывал им про что-нибудь, недавно увиденное или осознанное мной из области физики. Они меня сразу прерывали, говорили, что им всё это не интересно. «Как это может быть не интересно?» — думал я. И понял, что всё дело в том, что они не видели того, что видел я. Например, тех интересных опытов, которые показывал нам в физико-математическом классе 145-й школы мой учитель физики Глеб Олегович ПАТРУШЕВ. И все мои слова были для них пустым звуком.

Позже я понял, что это проблема для большинства школьников. На протяжении многих лет слова их учителей физики или химии лишены смысла именно потому, что они не подтверждаются экспериментами. И на мозговом штурме, посвящённом поиску идей для волонтёрских проектов Летней школы Владимира Потанина, я вспомнил обо всём этом, высказал идею, и три замечательных человека — Ксюша, Паша и Саша — поддержали её. И понеслось! Мы уже сделали несколько выездов, и после каждого из них я замечал, что наполняюсь какой-то нереальной положительной энергией от всех этих заинтересованных глаз. Это супер!».

Итак, идею проекта поддержали, одобрили, доработали… и вот уже заветный грант приятно согревает руки команды. А если вы вдруг подумали, что выиграть деньги на осуществление волонтёрской мечты — дело плёвое, вы ошиблись. Из шестидесяти команд, защищавших свои проекты на летней школе, мечта осуществилась только у семнадцати.

С чем едят успех?

На самом деле за свои физико-химическо-школьные дела ребята всерьёз взялись ещё до летней поездки. Показывали детям разнообразные опыты: с жидким азотом, который может сделать обыкновенную розу хрупкой, словно стекло; с непослушной неньютоновской жидкостью, которая запросто скуёт ваши руки при грубом обращении. Демонстрировали свойства ферромагнитной жидкости, способной принимать

разнообразнейшие формы. Запускали мини-вулкан из бихромата аммония. Получали «космос» в химической колбе — сгоранием аммиака в присутствии оксида хрома. Делали (и делают до сих пор) многое-многое другое, не менее интересное.

Участница проекта Ксения Малышевская: «Надо сказать, что идея проекта по-настоящему зажгла всех нас. Может, потому что мы сами близки к науке и хотим поделиться своим восхищением. Или нам по душе работать со школьниками, которые увлеченно во всём участвуют, а не считают минуты до звонка... Наверное, всё сразу! Поэтому мы и решили не ждать выезда на Летнюю школу. Дважды мы провели открытые уроки — в школах №№ 149 и 84. Реакция школьников была выше всех наших ожиданий! Мало того, что они восторженными взглядами следили за проведением каждого опыта, они старались во всём разобраться, бесконечно расспрашивали... И на вопрос, хотят ли они заниматься в группе «экспериментальной науки», чуть ли не хором отвечали: «Да!».

Делится впечатлениями и Александр Менщиков: «На самом деле, впечатления от школьников просто замечательные — ребята с удовольствием приходят на наши уроки, с большой охотой принимают участие в опытах, действительно стараются разобраться в механизмах тех чудес, которые мы им показываем. И всегда выспрашивают «рецепты» — как бы такое устроить у себя дома, чтобы удивить друзей и родителей».

Как помогла школа?

Пожалуй, главное, что получили участники — опыт. Большой опыт общения с интереснейшими людьми. Это случилось именно на Летней школе. Кураторы проектов и опытные тренеры не только чётче формулировали идею, меняли концепцию и помогали переписать её за три дня, но и давали советы «для жизни».

Ольга ЧЕРКАШИНА: «Доводи дело до конца! Незавершённые начинания съедают энергию впустую. Либо доделывай, либо отказывайся, но не откладывай на потом. Это не относится только к глупостям: их лучше прекращать до того, как они станут абсурдом. Мечтай глобально, но ставь локальные конкретные цели: их достижение копит энергию взлёта».

Пётр ФЕДИН: «Не бросай учить китайский ни при каких обстоятельствах».

Алексей КУЛАКОВ: «Учи программирование — его будет не хватать!».

Юрий НЕКРАСОВ: «Даже когда у тебя нет никого, у тебя есть ты! Сила личности — в упрямстве, бескомпромиссной самореализации и неадеквате».

Юрий КУПРИЯНОВ: «Думай о будущем и создавай новое!»

А вообще тренинги были почти круглосуточные. Участники «Нового взгляда» отмечали, что больше всего им хотелось... спать. Но победы хотелось ещё больше, поэтому работать приходилось и ночью, и днём.

Формулировали цели, делали демонстрации опытов (для этого, кстати, из Красноярска в Москву вместе со студентами прилетел не один килограмм крахмала), рисовали плакаты, ваяли презентации, находили свою «изюминку». Вкус настоящей творческой жизни в погоне за победой почувствовали все!

И сейчас проект живёт. Настоящей и полной жизнью. Ребята уже сделали три выезда в красноярские школы. Но результат проекта — это не просто эмоции учащихся. В феврале для заинтересовавшихся школьников на базе Сибирского федерального университета будет сформирована группа для занятий естественными науками. Занятия там будут уже более «научными», одними опытами не отделаешься. У ребят будет возможность научиться работать на микроскопах, освоить программирование, послушать лекции приглашённых преподавателей и учёных, а главное — самим сформировать свою учебную программу.

«Сколько придёт детей — такой и результат проекта», — отшучиваются участники. Хотя вряд ли в успехе стоит сомневаться: у проекта есть и прошлое, и настоящее, и будущее.

Мария РУССКОВА

Похожие материалы