В гости к Кафке
Снова работают «Умные четверги»

В стенах университета осуществляется не только образование, а образование случается не только в стенах университета. Эту простую схему воспроизводят в столицах, где бум публичных лекций давно случился и не прошёл: люди собираются и слушают обо всём на свете.

В Красноярске примерно в это же время синхронно появились «Знания — сила» — публичные лекции на самые разные темы. И через какое-то время закрылись. Потом были публичные чтения: известные люди города неожиданных профессий (от путешественника до галериста) читали литературные произведения вслух. Тоже интересная идея, но через какое-то время счастье кончилось. Непонятно, в чём дело: или людям действительно не хочется слушать чьи-то комментарии (хотя, по сути, вся современная культура Интернетом сводится к чтению чьих-то комментариев), или они просто не знают, куда глядеть? Как бы там ни было, только самые стойкие выживают: остались «Умные четверги» в Красноярском музейном центре.

Раньше они проводились еженедельно. Потом был перерыв. Осенью четверги возобновились, но теперь проводятся с нестабильной периодичностью. В основном, силами работников КМЦ, которые рассказывают о молодом и современном искусстве. Гости-фотографы пытаются анализировать состояние современной фотографии. Приехавший с выставкой «Государство» Дмитрий ЦВЕТКОВ поведал о сути искусства, хотя его куклы Барби в гробиках, выставленные на четвёртом этаже, и без слов более чем убедительный манифест.

В последний раз кураторы КМЦ рассказывали, зачем нужен музей в Европе. Множество разных музеев Германии, Чехии и Австрии, знакомых всем и не знакомых никому, подверглись аналитическому обзору. Например, музей Кафки в Праге, оказывается, скучный, и о нём перестаёшь мечтать. Всё это в словах и в фотографиях: описание экспозиций, смыслы работ, система взаимодействия с аудиторией. Почти как пройти там своими ногами и увидеть своими глазами, только не выходя из небольшого пространства галереи «Секач». Слушая такие лекции, замечаешь много разных, казалось бы, очевидных вещей — что кураторы тоже люди и тоже не всегда понимают смысл инсталляций, а на некоторые современные работы смотрят с недоумением. Сравнение музеев «у них» и «у нас» по итогу свелось к тому, что у нас не всё так плохо. Но наши музеи остаются очень закрытыми сообществами, в то время как европейцы делают всё, чтобы привлечь посетителей. И это не только сувенирные лавки на выходе, это и пазлы-экспонаты, и удобная топография, и много чего ещё.

Жутко интересные два часа. Но при этом — пять посетителей, три работника музея — вот все, кого вечером в четверг собрал КМЦ. Лекции остаются без должного внимания слушателей, несмотря на то, что рассказываемое может быть полезно в будущей профессии и интересно кому-то просто так, желаете ли вы понять недосягаемое для многих словосочетание «современное искусство» (о котором так или иначе всегда идёт речь) или стремитесь путешествовать, познавать, расти внутри.

Следите за событиями на странице «Умных четвергов» в контакте vk.com/club29438993 или на сайте музея. Какой бы ни была тема — каждый раз это повод, чтобы прийти и послушать. В конце концов, тридцать рублей — такой смешной вклад в собственное образование, а холодные ещё вечера так уютно провести в пустом и тихом музее.

Олеся ПОЗДНЯКОВА

На фото: идёт лекция художника Андрея КУЗЬКИНА

Голосов еще нет