Году литературы посвящается
Рубрику «Литературное цунами в СФУ» ведёт Ю.А. ГОВОРУХИНА

Курьёз

Книга — это не только захватывающий сюжет, плод размышлений и переживаний автора, но и результат кропотливой работы издательства: редактора, корректора… Эта часть истории рождения книги имеет свои почти детективные истории и курьёзные случаи. Вот один из них.

В 1888 г. издатель А.С. СУВОРИН перепечатывает текст «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. РАДИЩЕВА, взяв за основу публикацию 1790 г. Он набирает текст тщательнейшим образом, «из строки в строку, из буквы в букву», надеясь представить читателю точную копию. Текст оказался безупречным, но… на обложке большими буквами было написано А.И. Радищев. К каждому экземпляру пришлось приложить второй выходной лист и вторую обложку. Нужно сказать, что эта «ошибка» издательства имела сенсационный успех. Книга была раскуплена за два дня.

Вопрос

Угадайте персонаж: его именем называют животное, добычей которого бывает птица, от названия которой происходит фамилия этого персонажа.

Ответ на предыдущее задание: в вопросе были зашифрованы имена помещиков из поэмы Н.В. ГОГОЛЯ «Мёртвые души» — Коробочки, Плюшкина, Собакевича, Ноздрёва. Отсутствовал в этом списке Манилов.

Редакция получила 4 верных ответа.

Репортаж о событии

Добро или Зло…

Они сошлись: Добро и Зло. В пятницу 13-го… филологи открыли выставку книг «Христианская природа художественного текста». Сотрудники библиотеки отобрали, а преподаватели-литературоведы представили книги, в которых изучается христианский подтекст художественных текстов и сами тексты с христианской темой.

Преподаватель истории русской литературы В.К. ВАСИЛЬЕВ убеждён: «Проблема «внутреннего человека» в произведении открывается для читателя в виде оппозиции «святое — грешное», «хорошее — дурное». Отсюда школьная задача — выявить в персонаже «положительное» и «отрицательное». Писатель воссоздаёт в герое образ Бога либо демона. При отсутствии верхнего регистра культура деградирует».

Русская классика велика поиском высших духовных смыслов бытия, современная же литература сосредоточена на нашем посюстороннем мире. Может быть, поэтому, по мнению профессора К.В. АНИСИМОВА, давно встав на путь доступности и упрощения, она не производит фигур, подобных ДОСТОЕВСКОМУ и ТОЛСТОМУ.

Мы уверены, выставка привлечёт внимание не только студентов-гуманитариев, ведь вопросы добра и зла, веры, правды — вне специальностей.

Алина БОЧКОВА, Виктория СЁМИНА, студенты 3 курса отделения филологии

«Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ…»

В рамках онлайн-проекта МГУ «Литера­турные вечера» 13 марта прошла лекция «Искать то, что объединяет: о коммуникативном пространстве русской классической литературы». Лекцию читал Казбек Камилович СУЛТАНОВ, заведующий отделом литератур народов РФ и СНГ Института мировой литературы. Как и положено студентам, мы слушали, конспектировали, задавали вопросы.

Конспект от филолога:

>> Уже в течение 267 лет тема и образ Кавказа присутствуют в русской литературе. Литературные связи между культурами оказались крепче, чем политические.

>> Образ Кавказа эволюционировал от романтического (Кавказ — экзотическое место, символ абсолютной свободы) к реалистическому. Л.Н. ТОЛСТОЙ отказывается от приукрашивания и героизации Кавказа и рисует мир драматичный, сложный в своих оттенках и смыслах.

>> Тема Кавказа в своей политической актуальности интересна современным писателям (А. БАБЧЕНКО «Алхан-Юрт», В. МАКАНИН «Асан»).

Мы влюбились в Казбека Кимиловича за его увлечённость своим делом и такой молодой смех.

А знаете ли вы, что в русской литературе три «Кавказских пленника» (А. ПУШКИНА,
М. ЛЕРМОНТОВА, Л. Толстого) и один «Кавказ­ский пленный» (В. Маканина)?

Наталья МАРКОВА, студентка 4 курса отделения филологии

Анонсы

21 марта – Всемирный день поэзии

1. ИФиЯК объявляет Литературный конкурс «Муза в центрифуге», приуроченный к Всемирному дню поэзии. Приглашаем студентов и сотрудников университета попробовать свои силы в любой из трёх номинаций:

1. Поэзия (до 2 тыс. знаков).

2. Малая проза (до 22 тыс. знаков).

3. Литературная критика (до 5 тыс. знаков).

6 июня, в день рождения А.С. ПУШКИНА, мы подведём итоги конкурса, а наградой победителю станет профессиональная рецензия. Мы ждём ваши тексты по адресу: lit_konkurs@mail.ru

2. 20 марта литературное цунами накроет холл 1 этажа корпуса Ж (ИКиТ). На большой перемене студенты ИФиЯК устроят настоящий литературный баттл. В это же время вторая волна захлестнёт «Пирамиду»: вы сможете оставить свои поэтические отпечатки, найти потерянные рифмы, подняться по поэтическим ступенькам. Ну, а третья 21 марта выльется на улицы города. Флешмоб от филологов СФУ напомнит красноярцам, что «поэзия — это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря». Встречаемся у книжного шкафа на пр. Мира в 14:00.

3. ТВ СФУ и кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации запускает проект «СФУ ЧИТАЕТ СТИХИ». СФУ — научный, СФУ — строящийся, СФУ — универсиадный… А как выглядит СФУ, читающий стихи? Поделитесь с нами своими любимыми строками, почитайте нам что-нибудь «из своего», и мы вместе создадим новый образ СФУ — «СФУ лирический». Звоните: +7923-3674-426 (Диана), +79293-079-362 (Алёна). Адрес ТВ студии — пр. Свободный, 79, к.52-01.

14 марта, не дожив нескольких часов до своего дня рождения, умер Валентин Григорьевич РАСПУТИН. Его «Уроки французского» вошли в «золотой фонд» детской литературы, а «Прощание с Матёрой» затрагивает душу каждого, даже незнакомого с деревенским укладом жизни. О времени сегодняшнем писатель отзывался с неизменной тревогой, надеясь уберечь и направить. Об этом его рассказы «В ту же землю», «Изба», повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Роль писателя в обществе будет переосмысляться неоднократно, но очевидно, что повести В. Распутина навсегда останутся классикой русской литературы.

В. Степанова, аспирант