Маленькая история личной победы,

или Стажировка во французской лаборатории

Всю жизнь я искал действительно сложные занятия, даже предпочёл музыкальной карьере радиотехнику. Разобравшись с оборудованием на нашей кафедре радиотехники, я понял, что некоторые вопросы решить не так-то просто. Вроде, и успехи есть, но жизни не хватит на всё, если не работать интенсивнее и не тормозить на поворотах. Мой научный руководитель предложил мне посмотреть гранты и конкурсы на сайте СФУ. Я решил, что это просто мой долг — выиграть один из них.

Однако выиграть хоть что-то оказалось не так просто. Заявки заполнялись всё тщательней, но отказ шёл за отказом. Казалось уже, это как лотерея — нереально, что тебе повезет. Но ведь если выбирают не меня, то выбирают кого-то другого (в условиях указывается число мест). Почему других, а не меня? Я погрузился в поиски своих недочётов, продолжая писать всё более качественные заявки в фонд Прохорова и Краевой фонд науки, в «Инновационный прорыв», «УМНИК», Eranet… Уже интересно стало, с какого раза я выиграю хоть какой-то конкурс? И это случилось на 7 попытке: меня одобрили в конкурсе Eranet Mundus с полным покрытием расходов.

Лаборатория XLIM специализируется на системах связи, обработке изображений, и её коллективом уже написаны статьи и даже диссертации по темам, связанным с моей, — «Повышение помехоустойчивости OFDM систем». И вот я в Париже уже сажусь на поезд до Ангулема, а через 2 часа 50 минут на вокзале меня встречает мой зарубежный научный руководитель Claude Duvanaud.

Когда мне провели экскурсию по лаборатории, стало понятно, что всё, что нужно для моей деятельности, я могу использовать здесь — в лабораториях г. Ангулема и г. Пуатье. Claude Duvanaud участвует в разработке высокочастотных цепей для OFDM систем, а Smail Bachir (мой второй руководитель) имеет свой код OFDM трансивера с алгоритмами, эффективность которых я и хотел повышать.

В первый же месяц мы устроили несколько презентаций, на которых я рассказал о своих текущих результатах. Ещё в Красноярске я написал статью, где оценил перспективы применения OFDM-технологии в тропосферной связи — проблема, которую я решал на «НПП «Радиосвязь». Профессора Франции предложили мне использовать векторные генератор и анализатор, передать сигнал в условиях гауссового шума, чтобы лучше понять возможности внедрения в тропосферу, а затем в пакете MATLAB смоделировать тропосферный канал. Что я и сделал в сентябре-ноябре. Вот так просто малоэффективные посиделки за компьютером сменились насыщенными экспериментами.

Но возникла проблема — если использовать канал, более близкий к тропосферному, MATLAB-модель выдаёт неправильные результаты. Руководители не знали, в чём причина. Обсуждения, поиски… Вдруг я понял, что дело, возможно, в эквалайзере, о котором прежде я знал мало.

В процессе изучения литературы, данной моими французскими коллегами и полученной в местных библиотеках, ко мне приходили новые идеи для моей диссертации, о которых я и подумать не мог в Красноярске. Я сразу же обсуждал их с французскими коллегами. В лаборатории г. Ангулема я нашёл возможность изготовить те устройства, которые нужны мне для работы в клубе робототехники. Например, запустил быстрый мотор на полную скорость для использования в гоночной машинке в соревнованиях Roborace. В ходе учебной дисциплины по программе Altium мы с преподавателем нашли несколько ошибок в учебной схеме, в итоге я изготовил устройство и убедился, что оно работает.

Учебные дисциплины велись на английском, но я старался общаться и на французском языке, в итоге всё-таки освоил его. Мне предложили вести лекции по цифровой обработке сигналов. Я отслеживал по реакции студентов, не говорю ли я очевидные или непонятные вещи, ведь вёл занятия я на английском, а для них это не родной язык. Но всё было супер, мы друг друга понимали.

В свободное время жил музыкальной жизнью, она там сильно отличается от нашей. Например, в университете есть настоящий оркестр, в котором я играл на скрипке. На хоре выучил несколько французских песен, а благодаря клавишникам из консерватории получилось быстро выучить, спеть и сыграть на фортепиано Maxime Le Forestier «Les jours meilleurs». Как в музыкальных кругах, так и в лаборатории есть много приезжих, в основном из Европы, из французских колоний. Я познакомился с арабской техникой игры на скрипке (там даже строй другой), играл на рояле Gaveau Paris, пил чай в доме композитора и пианиста родом из России Натальи МАРТЕМЬЯНОВОЙ, участвовал во французских концертах. Сделал сольный концерт в г. Пуатье в Grand Cafe «Вечер русских песен под гитару».

Почти все музеи во Франции бесплатны для студентов, и у меня была хорошая возможность не торопясь обойти разные выставки, получить много эмоций; это стимулировало к новым мыслям для диссертации.

На конференции Microsoft Tech Days в Париже удалось наладить связи с ведущими европейскими и американскими техническими компаниями, в итоге у меня есть несколько бизнес-предложений.

Приходило много идей, не только технических, но и музыкальных. Некоторые результаты исследований я отразил в статье на предстоящую мне в июле этого года конференцию в Лондоне (SAI). Написал новые песни. Сейчас имею модель трансивера с множеством алгоритмов, знаю, как запустить это на программно-определяемой радиосистеме, что может найти применение в том числе на отечественных заводах, заинтересованных OFDM-технологией.

Теперь можно с новыми результатами подавать заявки в новые грантовые конкурсы, перейти уже к более сложным вопросам и, самое главное, создавать действительно полезные решения.

Так участие в грантовых конкурсах не только помогло мне глубже погрузиться в сложные задачи, которые может решить не каждая лаборатория, но и исполнить мои личные желания, в том числе углубиться в знания французского и английского языков.

И вот что я хочу сказать: если вам ещё чего-то не хватает в жизни — дерзайте, используйте описанный мною путь, и надеюсь, у вас всё получится быстрее, чем у меня.

Евгений РЫЧКОВ, аспирант первого года, ИИФиРЭ, радиотехника

Похожие материалы