Литературное цунами-5
Рубрику к Году литературы в России ведёт Ю.А. ГОВОРУХИНА

Война как вдохновение

Если называть вдохновением огромный подъём и напряжение творческих сил, то, несомненно, война вдохновляла. Масштабом трагедии, подвига, мужества. Вдохновляли и сами писатели. Ольгу БЕРГГОЛЬЦ называли «блокадной музой». Она, действительно, вдохновляла, но не к творчеству, а к жизни. В 1941 году ей был 31 год. Почти каждый день её голос звучал в эфире Ленинграда:

— Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц.

В её голосе звучала сама жизнь, энергия. Остаётся только удивляться, как ей это удавалось, ведь во время блокады у Берггольц не было особых привилегий и дополнительных пайков. Когда блокада была прорвана, и Ольгу Фёдоровну отправили в Москву, врачи диагностировали у неё дистрофию. А голос и стихи поэтессы вдохновляли на жизнь. Не случайно фашисты внесли её имя в чёрный список людей, которых планировали расстрелять сразу же по взятии города.

…Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».

(О. Берггольц)

Вопрос

Кто из персонажей русской литературы осознанно предпочёл бы вместо наградного знака высшей формы поощрения, который вручается за исключительные заслуги в военной службе, знак меньшей значимости? Свои ответы присылайте на адрес редакции газеты.


Ответ на вопрос предыдущего номера.
Зашифрованный ряд: «Три поросёнка», «Три толстяка», «Три сестры» — в каждом из названий встречается цифра «три». Ряд мог быть и продолжен. Например, «Три мушкетёра», «Три товарища». Мы получили 3 правильных ответа на вопрос. Самые активные участники викторины уже вырисовываются…

Репортаж о событии

«Поэты на фронте, поэты о фронте»

Так называлась музыкально-поэтическая композиция, представленная студентами-филологами 5 мая в актовом зале НБ СФУ. Cо сцены звучали строки, пронзительные и честные, трогательные и философские, хлёсткие и отчаянные, известных поэтов
О. БЕРГГОЛЬЦ, Ю. ДРУНИНОЙ, К. СИМОНОВА, Б. ОКУДЖАВЫ и несправедливо забытых — П. ШУБИНА, М. ДУДИНА, А. ЛЕБЕДЕВА.

Для нас, сентиментальных студентов-филологов, выступление стало непростым и ответственным делом: так нелегко было сохранить спокойствие и военную выдержку, читая стихи о столь жестоком времени; так трудно нам, людям мирного времени, передать интонации, звучавшие в унисон с войной.

Ольга, зритель: «Было торжественно и одновременно душевно, не сухо. Хорошо подобраны стихи, а музыка их очень гармонично дополняла. Всё вместе повлияло так… до слёз».

Анджелла Николаевна СМОЛИНА, руководитель и вдохновитель проекта: «Годы Великой Отечественной войны стали огромным испытанием для каждого. За свою родную землю вместе сражались художники, музыканты, поэты, учителя, врачи, актёры, учёные… Их глазами мы видим эту далёкую и всегда близкую нам войну в письмах, картинах, рассказах, стихах... Поэты, воевавшие на фронтах, обращаются сегодня к нам. Они были на ФРОНТЕ, они говорят нам о ФРОНТЕ…»

Полина ЯНОЧКИНА, Яна ГЕРАСИМЁНОК, отделение филологии

Конференция в ИФиЯК,

посвящённая Году литературы: научное цунами

29 апреля студенты, магистранты, аспиранты ИФиЯК участвовали в международной научной конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека». 12 секций, 140 участников!

Услышать все доклады, конечно, было нереально, и я решила прогуляться по нескольким секциям.

Я узнала, что в стихотворениях, написанных в годы Великой Отечественной войны, сильны христианские мотивы, темы Бога, воскресения, бессмертия души. И это притом, что страна была атеистической! А ещё, оказывается, красноярцы разного пола вкладывают в понятие «хороший человек» разное значение. Для юношей он обязательно «честный, справедливый, храбрый», а для девушек — «добрый, честный, заботливый, искренний, внимательный».

А вот каков образ неграмотного человека, по данным анализа интернет-коммен­тариев: «школьник-прогульщик», «проживающий в глубинке», «не сумевший совладать с компьютерной клавиатурой».Оказалось, в школе учительница совершенно зря мучила нас темой «Наташа Ростова как воплощение идеального женского характера». Прямолинейность такой формулировки противоречит анализу образа юной Наташи. Семнадцатилетняя героиня бездуховна. Переполненность жизнью при неумении разбираться в людях — качества, которые оказываются смертельно опасными для девочки, вступающей в злой мир взрослых.

Но самое главное на филологической конференции — непередаваемое ощущение сопричастности великому, научный азарт, которые вдохновляют на поиски и открытия.

Татьяна САВЕЛЬЕВА, отделение филологии

Анонсы

1. 8 мая в 16:00 в актовом зале Научной библиотеки СФУ состоится открытая лекция, посвящённая 70-летию победы в Великой Отечественной войне: «Тема войны как экзистенциального испытания в русской прозе 1970-80-х годов». Читает лекцию проф. каф. русского языка, литературы и речевой коммуникации Наталья Вадимовна КОВТУН.


2.
21 мая Институт филологии и языковой коммуникации приглашает отметить День славянской письменности и посетить VI Славянские чтения «Книжная и письменная культура славян: от рукописи к книге». Ждём вас в 10:00 в ауд. 2-22 («Пирамида»).