Литературное цунами-6

Маленький кот Бродский

24 мая Иосифу Бродскому исполнилось бы 75 лет. Помните, в одном из номеров газеты мы рассказывали о любопытном опроснике Ахматовой? Чай, собака, Пастернак или кофе, кошка, Мандельштам? Бродский выбирал, несомненно, второй ряд. О его любви к кошкам ходили легенды, а сам поэт говорил: «Я, как кот. Когда мне что-то нравится, я к этому принюхиваюсь и облизываюсь…» В семье Бродского часто использовали «кошачьи» словечки: «мяу», «мур-мур-мур». Одни выражали огорчение, другие — радость. Бродский вспоминал: «К моим пятнадцати годам в нашей семье стояло сплошное мяуканье. Отец оказался этому весьма подвержен, и мы стали величать и обходиться друг с другом как «большой кот» и «маленький кот». В письмах поэта, на книгах, которые он дарил, встречается много изображений котов. Сохранился также автопортрет, где Бродский изображает себя в виде рыжего кота.

Вопрос

Л Г В Н М
К В П Г
К Б Р И И
Г В Н *

Какая буква должна стоять вместо звездочки? Свои ответы присылайте на адрес редакции газеты.

Ответ на вопрос предыдущего номера: персонаж, который предпочёл бы наградной знак меньшей значимости, — Василий Тёркин из одноимённой поэмы А. Твардовского:

— Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Лекция, которую трудно читать и слушать


Нашему поколению повезло. Войны мы не видели, не чувствуем её так, как писатели-фронтовики, чьи произведения — уникальный для нас шанс перенестись в те времена.

Война, какой бы разрушительной она ни была, является всё же мощным источником вдохновения, который не иссякает спустя десятилетия после победы. Большая проза о войне появилась не сразу: нужно было время для осмысления пройденного.
В.П. Астафьев признавался, что «после войны ни говорить, ни писать о ней не мог, не хватало сил». Об этом, а также о военной прозе 1970-80-х годов рассказала нам на открытой лекции 8 мая профессор Н.В. Ковтун. Это была эмоциональная лекция, лекция-сопереживание. В конце встречи Наталья Вадимовна призналась, что даже в подготовленном тексте некоторые цитаты было читать трудно.

В. НЕКРАСОВ, Г. БАКЛАНОВ, Ю. БОНДА­РЕВ, К. ВОРОБЬЁВ, Б. ВАСИЛЬЕВ, В. БЫКОВ, — эти имена связаны с явлением лейтенантской прозы. Её герой — «вчерашний мальчишка», чьё становление, взросление происходит на фронте. Война становится для него личной драмой, рубежом между жизнью и смертью, испытанием на человечность. Вот почему эти истории пронизаны нравственным, а не героическим пафосом.

После лекции Н.В. Ковтун ответила на наши вопросы.

— Какой текст о войне вы считаете самым совершенным в художественном плане?

— «Пастух и пастушка» Астафьева.

— А самым пронзительным и страшным?

— «Возвращение» А.П. Платонова.

— Великая Отечественная война осталась в прошлом. Современный мир переживает новые войны. Появилась проза об Афганистане, Чечне. Не потеряла ли военная проза прежних лет свою актуальность?

— Тема Великой Отечественной войны не может не быть актуальной. Если она утратит её, то мы будем иметь повторение этого опыта.

Полина ЯНОЧКИНА, студентка-филолог 2 курса

Анонсы

1. 23 мая в 20:00 в актовом зале Б1-01 Научной библиотеки СФУ состоится очередная online-лекция на тему «Две мировые войны ХХ века в западной литературе». Лекцию читает д. филол. наук, доцент кафедры истории зарубежной литературы МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Юрьевна ПАНОВА.


2.
Поторопитесь! До окончания литературного конкурса «Муза в центрифуге» осталась неделя. Успейте поучаствовать в любой из трёх номинаций: поэзия, малая проза, литературная критика. Тексты принимаются до 1 июня. Уже в следующем номере газеты мы объявим победителей.