Знать, как ведёт себя потребитель

Крупное издательство предлагает вам опубликовать учебник, а по итогу совместной работы ещё и говорит: «вы — Автор с большой буквы». Приятно? Ещё бы!

Людмила Стратоновна ДРАГАНЧУК, доцент Института экономики, управления и природопользования, выиграла конкурс дважды. Сначала — когда заявка, отправленная в московское издательство «ИНФРА-М», была там принята: именно её «Поведение потребителя» решили публиковать. А второй раз, когда за этот учебник, переизданный в 2014 году, Драганчук получила звание лауреата во Всероссийском конкурсе на лучшую научную книгу в номинации «Экономика и управление».

Справка

Конкурс проводился Фондом развития отечественного образования в 14 раз. Экспертные комиссии рассмотрели заявки более чем от 4000 учёных из 987 высших учебных и научно-исследовательских учреждений по 4 номинациям.

Мы встретились с автором и попросили объяснить…

— Людмила Стратоновна, как вообще пишется хороший учебник?

— Этот труд — обобщение моего опыта работы практически за 16 лет. Началось всё в конце 90-х, когда на наш факультет приехал специалист по маркетингу из университета штата Вашингтон. Мы тогда попросили его прочесть ряд лекций по поведению потребителей — на английском языке для студентов специальности «Международные экономические отношения». Позже он прислал учебник, по которому занимаются американские студенты, а также тетрадь тестов, т.е. весь учебный комплект.

Это был не единственный учебник. В рамках проекта ТАСИС мы могли заказывать книги через Высшую школу экономики на английском языке. А ещё в 1998 году я была на стажировке в Нидерландах, в Эразмусском университете и там в библиотеке тоже целенаправленно смотрела книги по этой теме. В общем, начала читать этот курс.

— Как получилось, что ваш учебник вышел в коммерческом столичном издательстве?

— Они объявили конкурс. Сначала надо было отправить содержание и часть главы. Через несколько дней я получила письмо, где сообщалось, что для принятия решения о публикации эксперты должны познакомиться с полным содержанием. Месяц они читали и наконец приняли решение, что будут издавать и продавать эту книгу.

— В том виде, как вы написали?

— Нет, ещё месяц я работала с редактором. Редактор у меня оказался очень профессиональным — Людмила Евгеньевна МИРОНОВА. Она смотрела на книгу и глазами покупателя, и глазами студента. Например, просила раскрыть понятия, которые мне казались очевидными — «потому что если это непонятно мне, человеку с высшим образованием, значит, будет непонятно и студенту». Предлагала заменить некоторые рисунки текстом, потому что считала его более информативным. Могла попросить написать реферат, чтобы прояснить моё понимание какого-либо вопроса.

— А чем издательство изначально привлёк подготовленный вами материал?

— Они положительно отметили упражнения, кейсы, которые есть к каждой теме, удачное структурирование.

Потом, когда я стала по своей книге преподавать, мне студенты говорили то же самое: хорошо структурирована, написана доступным языком, в ней много рисунков, схем, таблиц, которые дополняют теоретический материал, разъясняются понятия.

А ещё я включила в книгу самые последние отечественные исследования, например, по культурным ценностям, по классовой структуре общества — это те факторы, которые влияют на принятие решения потребителем.

— Речь в книге идёт именно о поведении российского потребителя или потребителя вообще?

— В поведении потребителя есть этапы и факторы, которые схожи во всех странах, но их наполнение отличается. Допустим, у нас не работает корреляция «образование — профессия — доход», тогда как в европейском и американском обществах такая корреляция есть. У нас почти 70% населения имеют относительно низкий платёжеспособный спрос, и цена для них является основным фактором выбора. То есть в первую очередь наших потребителей привлекают скидки, акции, а какие-то другие маркетинговые стимулы работают в меньшей
степени.

Сейчас и у нас участники рынка стали интересоваться исследованиями поведения потребителей, потому что конкуренция и проблемы устойчивости организации заставляют бизнес и продавцов обращать всё большее внимание на потребителя.

— Издательство не предложило вам продолжить сотрудничество и написать ещё какой-либо учебник?

— Сейчас для завершения докторской диссертации я пишу монографию, и мой редактор сказала, что хотя издательство монографии не печатает, но для меня — напечатают.

— Чему будет посвящена монография?

— Я занимаюсь вопросами экономики образования, рассматриваю проблемы, связанные с непрерывным образованием, новые решения. Например, встраивание в кластеры, использование инструментария маркетинга.

— Расскажите о церемонии награждения лауреатов конкурса.

— Церемония проходила в Сочи. Большое спасибо директору института Евгении Борисовне Бухаровой за помощь в организации поездки. В Международном инновационном университете дипломы нам, лауреатам, вручал заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию, академик РАО Михаил БЕРУЛАВА, президент фонда, проводившего конкурс. На церемонии присутствовали представители научных сообществ европейских государств, молодые американские учёные. В общем — впечатляло.

— И ещё раз об учебнике: значит, все, кто изучают маркетинг, могут им пользоваться?

— Да, но не только они. Учебник может быть полезен преподавателям, аспирантам, профессиональным маркетологам, менеджерам по продажам, предпринимателям.

Соб. инф.
Ещё два преподавателя СФУ получили звание лауреатов в конкурсе на лучшую научную книгу. В номинации «Гуманитарные науки» — Наталья Вадимовна КОВТУН (ИФиЯК) — за книгу «Кризис литературоцентризма. Утрата идентичности vs. новые возможности». В номинации «Технические науки» — Вячеслав Васильевич НЕСКОРОМНЫХ (ИГДГиГ) — за книгу «Разрушение горных пород при бурении скважин».