Сдаём сессию,
или Как не сойти c ума

Говорят, болезнь ХХI века — это стресс. Каждый студент не понаслышке знаком с этим страшным словом. Ведь к цепочке «стресс», «студент» само собой напрашиваются «экзамен», «сессия». Но не всё так страшно, если подумать — есть решение!

Может быть, вы не знаете, но в СФУ есть Университетская психолого-педагогическая клиника! И в ней работают самые настоящие психологи. Клиника образовалась год назад, и на данный момент в ней ведут приём пятеро специалистов.

Валентина СЕРЕГИНА, магистрант второго курса ИППС СФУ, один из практикующих психологов клиники, рассказала, что за учебный год бывает три наплыва студентов — в начале учебного года, зимой во время сессии и к концу учебного года: «И все постоянно говорят про стресс».

«Стресс — это субъективное переживание. Что для одного стресс, то для другого — нет. Например, летать на самолёте. Я не боюсь, а кто-то переживает», — поясняет Валерия МАТУШКИНА, магистр, ассистент кафедры психологии развития и консультирования ИППС СФУ.

Порывшись в Интернете, мы найдём кучу определений понятия «стресс». Это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. И на самом деле стресс может быть не только отрицательным, но и положительным. В такой момент у человека наступает мобилизация сил, повышается внимательность и собранность — так называемый пик возможностей. Например, студенту за ночь нужно подготовиться к экзамену и выучить билеты. Все ресурсы организма задействованы и работают по максимуму.

Другое дело, если ваш «стресс» — это обычная человеческая лень, с которой вы «не можете бороться». «Лень — явление социальное. Например, есть чувство страха, чувство любви... Но нет у человека гормона, который бы вырабатывал лень! Так что надо просто брать и делать», — утверждает Валентина.

Чтобы справиться со стрессом, нужно разобраться, что конкретно вызывает переживания. Например, студент говорит: «Я не могу сдать сессию!». Нужно задать себе вопрос, что именно я не могу: 50 билетов запомнить? Или выучить их за день? Или не хватает ресурсов — источников, доступа к информации? Или не хватает времени? В любом случае — в помощь тайм-менеджмент. Определив, сколько времени уходит на подготовку одного билета, можно готовиться дозированно, по частям.

При подготовке к экзамену психологи Валентина и Валерия дают ряд рекомендаций.

1. Желательно найти тот инструмент, который именно вам помогает расслабиться и снизить напряжение. Например, кто-то любит прогуляться в перерывах между подготовкой, кому-то станет легче после телефонного разговора с подругой или с мамой. Нужно создать себе максимально комфортную атмосферу. Как вариант — музыка или чай с чем-нибудь вкусненьким. Тогда условия будут помогать.

2. Приём «якорения» — кстати, одна из популярных техник нейролингвистического программирования. Якорь — это некий образ или действие, которое запускает ассоциативную цепочку реакций. По сути, «якорение» — это создание условного рефлекса. Да-да, человека можно выдрессировать. Например, во время подготовки к экзамену ты будешь пить исключительно вишнёвый сок. А когда наступит день «Х» и ты возьмёшь коробочку такого же сока, то во время экзамена непроизвольно будет всплывать подготовка.

3. Обязательно писать шпаргалки! Информация в них структурирована, а зрительная память поможет лучше запомнить материал. Правда, лучше их всё же оставить дома.

4. Часто напряжение вызывает неопределённость. Поэтому ещё до начала экзамена неплохо было бы представить ситуацию сдачи предмета, порассуждать, прокрутить в голове. Посмотреть, в какой аудитории будет проходить экзамен. Заранее расспросить старшекурсников, например, задаёт ли преподаватель дополнительные вопросы, чтобы быть готовым к любому повороту событий.

5. На экзамен лучше приходить в комфортной, привычной одежде. Чтобы в процессе не думать, к примеру, что у свитера слишком длинные рукава, а все мысли сосредоточить на предмете.

6. Накануне экзамена хорошенько выспаться, не пить энергетиков, а утром настроиться на работу.

7. Единого совета — заходить ли первым или же сдавать в конце — нет. Тут всё индивидуально. После экзамена некоторое время можно побыть с одногруппниками, чтобы напряжение постепенно спало. Обязательно похвалить себя.

8. Если вдруг экзамен не сдан — не смертельно. Нужно проанализировать, что было сделано правильно, а что нужно сделать по-другому.

С сессией разобрались. Но в психолого-педагогическую клинику можно обратиться с любой проблемой. Приём абсолютно бесплатный, клиника принимает и студентов, и преподавателей. Консультация ведётся за закрытыми дверями, один на один. Но если в голове возникают мысли типа «я стесняюсь» или «мне некогда, отложу на потом», то, вероятно, человек не готов к работе с психологом.

Кстати, в клинику можно сделать запрос на проведение конкретного тренинга или мастер-класса, у специалистов уже есть такой опыт. Например, для многих будет актуальна та самая тема тайм-менеджмента — мастер-класса по управлению временем.

Оставить заявку или записаться на консультацию можно по телефону: 206-23-15, написав письмо: ppksfu@mail.ru или обратившись лично: аудитория 11-10 (пр. Свободный, 79, 1 корпус).

Ада БУГАКОВА