Лев металлоконструкций


В декабре 2016 года ушёл из жизни доктор технических наук, член-корреспондент РААСН, заслуженный деятель науки РФ, почётный строитель России, почётный работник высшего образования, действительный член Международной академии наук высшей школы Лев Васильевич ЕНДЖИЕВСКИЙ.

Всю свою жизнь Лев Васильевич посвятил науке и преподаванию. Он ученик легендарного академика, заслуженного изобретателя Наума Петровича АБОВСКОГО (учился у него в аспирантуре, затем много лет они вместе работали), начинал карьеру на кафедре строительной механики, а после защиты докторской возглавил кафедру строительных конструкций, где работало много титулованных сотрудников. Руководить ими непросто, однако у Льва Васильевича хватало и умения, и таланта понять и решить любые проблемы и спорные вопросы. Заведовал он кафедрой более 20 лет, а весь его трудовой стаж — 55 лет. 12 апреля профессору исполнилось бы 79. О видном учёном вспоминают его ученики, соратники, друзья.

Виталий Иванович СОЛОМИН, академик РААСН, лауреат Государственной премии СССР, видный российский специалист в области строительной механики зданий и сооружений, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (Челябинск), до недавнего времени заведовал кафедрой строительной механики Южно-Уральского государственного университета:

— Так получилось, что вначале я познакомился с академиком Наумом Петровичем Абовским, а уж потом с его учеником и коллегой Львом Васильевичем Енджиевским. И мы с Львом Васильевичем, случалось, работали вместе и отдыхали семьями на Чёрном море. У нас в Челябинском политехническом институте я был председателем диссертационного совета, и Льва Васильевича не раз приглашал к нам на заседания, поскольку он входил в состав диссовета. Чаще всего мы с ним встречались в академии (Российская академия архитектуры и строительных наук, РААСН, — прим. автора). Я хорошо знаю многие его работы, потому что мне близки методы, которые использовали профессора Абовский и Енджиевский. Это численные методы расчёта пластин, оболочек и других пространственных систем. У вас в городе сложилась целая школа по строительной механике — Красноярская научная школа механики деформированного твёрдого тела, процессов управления и пространственного конструктивного формирования и конструирования. Она насчитывает несколько десятков кандидатов и докторов наук, известных в нашей стране и за рубежом.

Работы кафедры известны всей России. Многие изобретения, а также объекты на основе расчётов и предложений красноярцев были внедрены, и Лев Васильевич всегда был непременным участником этого процесса. Надо сказать, что он исключительно общительный человек. С ним приятно было иметь дело. Мы подружились, хотя виделись не часто, и мои о нём воспоминания самые лучшие. Я знаю, что он любил играть в шахматы. Однажды я организовывал в Челябинске Всесоюзную конференцию по методу конечных элементов, она проходила не в городе, а в одном из домов отдыха под Челябинском, на озере. Так он буквально не вставал там из-за шахматной доски! Численным методам для расчёта пространственных конструкций профессор посвятил и учебники, и книги. Он был автором работ, в том числе на темы, связанные с оптимальным проектированием.

Лев Васильевич продолжал активно работать до самой кончины. Незадолго до его смерти наша кафедра отмечала юбилей. Я отправил ему материалы с просьбой написать и прислать отзыв. Он это сделал, прислав мне последнее своё письмо. Получив его, я был очень благодарен ему за то, что он откликнулся, и написал ответ. Известие о его кончине стало для меня полной неожиданностью. Всегда испытывал огромное уважение ко Льву Васильевичу и за его научные успехи, и за высокие моральные качества, и пока жив — буду хранить память о коллеге и блестящем учёном.

Валерий Михайлович МИТАСОВ, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой железобетонных конструкций Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета:

— Мы жили в разных городах, встречались эпизодически на заседаниях диссертационных советов, на конференциях. Вспоминая о профессоре Енджиевском, могу отметить высокий уровень его профессионализма. Он создал своеобразную систему обучения, были у него собственные хитрости — как лучше донести знания до студентов, свои методы, свой очень доходчивый язык. Он умел сухую теорию наглядно проиллюстрировать, всё разложить по полочкам. А разве можно забыть его юмор!

Он не боялся никаких трудных вопросов, связанных с его профессией, и довольно успешно долгое время возглавлял и кафедру, и диссертационный совет. Главное — несмотря на преклонный возраст, он умел разобраться в сложных и новых вещах. Я был членом диссертационного совета в Красноярске и наблюдал неоднократно, как он на слух воспринимает совершенно новую информацию и моментально высказывает ценные суждения, подмечая очень важные и тонкие особенности того, что он услышал. Юмор и высказывания у него были неожиданными, интересными. Общаться с ним было приятно. Даже не думал, что этот жизнелюбивый человек может уйти так быстро.

Он ведь был специалистом в области строительной механики, но в то же время возглавлял кафедру строительных конструкций. Такое проникновение одной системы в другую не каждому удаётся, а у него получалось. А ещё он был лидером — люди к нему тянулись.

Виктор Петрович ДЬЯКОНОВ, вице-президент Союза строителей Красноярского края:

— Когда я учился на младших курсах, Лев Васильевич уже заканчивал строительный факультет Красноярского политехнического института. И по окончании вуза сразу стал у нас преподавать. Только два человека с первого набора строительного отделения Политеха были привлечены к преподавательской деятельности — это Лев Енджиевский и Виктор НАДЕЛЯЕВ. И если Наделяев у нас преподавал металлоконструкции, то Лев Васильевич вёл сопромат. Кроме того, у него была большая нагрузка на факультете — он отвечал за спорт, организовывал команды факультета для участия в спартакиаде по волейболу, баскетболу и лёгкой атлетике; сам участвовал в соревнованиях, был заядлым болельщиком. В моей памяти он останется очень хорошим, душевным человеком.

Сын Льва Васильевича сейчас возглавляет небольшую фирму, строит жилые дома в Солнечном. Очень грамотный, весь в отца — такой же доброжелательный, общительный.

Ещё вспоминается, что Лев Васильевич всегда шёл навстречу студентам, понимал их нужды и чаяния, старался помогать тем, кто жил в общежитии. Он учил наших будущих инженеров, готовил кадры для отрасли и всегда откликался на любые наши просьбы. Когда отмечали юбилеи на факультете, никогда не проходил мимо. У профессора была очень хорошая память, он знал любого студента по имени и фамилии и кто из какой группы.

Леонид Лазаревич ПОЛОНСКИЙ (г. Санкт-Петербург):

— Я заканчивал Красноярский политехнический институт и учился у Енджиевского. Это замечательный человек, который очень любил своё дело и умел передать свою любовь к предмету, очень душевный, тёплый.

Когда после окончания вуза я начал работать, то часто обращался к нему за консультациями и советом. И никогда он не отказывал — наоборот, был всегда рад помочь и гордился нами. Сейчас я почётный строитель России, прошёл путь от бригадира до начальника крупнейшего градостроительного объединения. Мне очень нравились работы Льва Васильевича, связанные с пространственными конструкциями (металлическими и железобетонными). Одна из крупнейших его работ — это оболочки вращения (пример — здание цирка в Красноярске). Я в своей работе использовал консультации, идеи профессора, в том числе и в отношении этих оболочек.

Три года назад я с частным визитом приезжал в Красноярск, посетил университет и встретился с профессором. Помнится, он меня расспрашивал подробно, что и как делаю. В тот момент я работал на строительстве в Горном Алтае. Ему всё было очень интересно, а любая полученная информация, конечно, расширяет кругозор. Он всегда интересовался, что делают люди, которых он когда-то воспитывал, давал знания. Такой вот он был любознательный и неравнодушный человек.

Записала Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы