Артефакты Эрмитажа в цифре


В июне 2017 года СФУ и Государственный Эрмитаж заключили соглашение о научном сотрудничестве. Согласно документу наш университет будет проводить оцифровку отдельных объектов культурного наследия из коллекций музея с целью последующего изучения и популяризации. Помимо общих положений, упорядочивающих этот процесс, в соглашении прописано участие сторон в научных конференциях, создание научных трудов, статей и публикаций

— Студенты нашего института проходят летнюю производственную практику в Санкт-Петербурге уже, наверное, лет шесть. Работали и в Русском музее, и в музее Арктики и Антарктики, а с Эрмитажем сотрудничаем с 2013 года. За этот период на материале музея написано уже порядка пяти дипломных проектов, — поясняет старший преподаватель кафедры информационных технологий в культурных и креативных индустриях Гуманитарного института СФУ Никита ПИКОВ, куратор практики. — Благодаря соглашению наши отношения закреплены формально. Будем продолжать исследования, изучать интересующие нас объекты досконально. Раньше мы снимали и обрабатывали артефакты и не понимали, кому принадлежит полученный контент, а теперь делимся им с Эрмитажем и вместе можем его публиковать, изучать, исследовать. Соглашение заключено сроком на пять лет.

Нынешним летом с 10 по 14 июля, от ГИ СФУ в Эрмитаже на практике побывала группа из девяти человек. Ребята оцифровывали объекты из коллекции отдела археологии Восточной Европы и Сибири, создавали их трёхмерные цифровые копии, дополняя звуком и светом; снимали сферические панорамы для виртуальных туров по экспозициям музея.

— Мы распределяли студентов по небольшим группам, и у каждой был свой лидер, который отвечал за результат, — рассказывает Н. Пиков. — Оцифровывали археологические предметы разными методами — это фото- и видеосъёмка, цифровая фотограмметрия для приложений дополненной реальности, то есть создание трёхмерных моделей. Второй год уже этот метод используем.

Одна группа разрабатывала макет сайта для электронной энциклопедии Эрмитажа, другая проводила оцифровку ныргындинской пластины (ритуальный предмет размером 18,2x9,9 см, отлитый из бронзы) методом цифровой фотограмметрии. Трёхъярусная многофигурная композиция — гордость Эрмитажа, артефакт магических культур, изображающий круговорот душ во Вселенной. Для её оцифровки ребятами сделано порядка 134 кадров. Там отражены различные сюжеты — спрятаны изображения ящеров, рыб, можно увидеть человеколося в окружении лосиных голов и птиц и т.д. Каждая часть, если нажать на определённую цифру, описана.

— Оцифровывали мы пластину разными способами — от обычной безбликовой до гигапиксельной фотосъёмки (изображение в очень высоком разрешении). Объект нам дали на ограниченное время, в конце недели его должен был забрать хранитель Эрмитажа, но мы успели, — говорит студент 4 курса ГИ СФУ Николай СОЛОПЕКО. — Основная сложность заключалась в том, что пластина абсолютно плоская, а нужно было поставить и снять её со всех сторон. Поэтому пришлось подвесить артефакт на леску.

Запомнилось и то, как мы участвовали в психологическом эксперименте Эрмитажа по оценке наиболее популярных объектов у посетителей. Нам поставили задачу фиксировать различные детали — не только то, на какие экспонаты посетители обращают внимание, но и как именно. Важны были нюансы — сколько секунд человек стоит у экспоната, фотографирует ли его, угол наклона, скрещены ли руки, всевозможные жесты и т.д. Всё это мы снимали на видео или фотографировали. В итоге самые популярные экспонаты будут оцифрованы для приложения — виртуального тура по экспозиции.

Созданные студентами материалы будут использованы в качестве информационного обеспечения для ряда межмузейных выставочных проектов Эрмитажа.

— Воспоминания о практике самые приятные, — делится студент 4 курса ГИ СФУ Всеволод БУМАСТРОВ. — Я впервые оказался в Государственном Эрмитаже, поэтому всё было очень интересно. Для нас провела экскурсию по археологическому отделу Дарья Юрьевна ГУК (главный редактор сайта «Виртуальная археология»; трижды лауреат грантов Благотворительного фонда В. Потанина, — прим. редакции). Она нам показывала коллекции, рассказывала историю музея. Я принимал участие в оцифровке золотых блях — их штук 6-7, все они были найдены археологами на территории Сибири и входили в коллекцию Петра Первого. Сотрудники Эрмитажа во всём шли нам навстречу, предоставили место, где мы могли спокойно работать. Проблема была в том, что объекты блестящие, такие экспонаты сложнее всего снимать на камеру. Пришлось сделать рассеянный свет, чтобы не было лишних отражений, и всё получилось! Предметы с различными сценариями, мотивами, поэтому процесс доставлял нам удовольствие.

— Если кто-то из студентов захочет сделать курсовую или дипломную работу на материале практик, то оцифрованные артефакты — в свободном доступе, на сайте Sketchfab — это специально организованная среда для представления трёхмерных моделей, — добавляет Н. Пиков. — Сейчас на основе проведённой фотосъёмки планируем запустить ещё несколько дипломных работ.

В отзыве о студенческой практике за подписью заведующего отделом Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Юрия ПИОТРОВСКОГО сказано: «Сотрудники музея высоко оценили знания студентов в области прикладной информатики и их профессиональные навыки. В очередной раз отмечены высокая работоспособность, инициативность, открытость и любознательность студентов, располагающие к дальнейшему плодотворному сотрудничеству».

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы